Предпосылки Петровских реформ
Домашнее задание
- Параграф 2, заполнить таблицу «Государственные деятели создавшие предпосылки Петровских реформ»,
- Выучить записи в тетради:
- знать причины и предпосылки Петровских реформ;
- знать термины: реформа, причины реформ, предпосылки реформ
- 1. Что такое реформа?
- 2. Что такое исторические причины?
- 3. Что такое исторические предпосылки?
- 4. Какие были причины у петровских реформ?
- 5. Какие были предпосылки у петровских реформ?
Реформы, причины реформ, предпосылки реформ
- Реформа – преобразования, изменения, переустройство в той или иной сфере общества.
- Причины реформ – это потребности страны
- Предпосылки реформ – это условия благоприятствующие реформам
Причины реформ
- 1. Необходимость отвоевать у врагов выход к Балтийскому и Чёрному морям
- 2. Необходимость создать промышленность и развитую торговлю
- 3. необходимость создать регулярную армию и военно-морской флот
Предпосылки
- 1. В ходе торговых контактов и войн со странами Европы, Россия знакомится с европейскими порядками (военными и торговыми).
- 2. В Россию массово приезжают европейские специалисты (военные, врачи, инженеры), они создают своё поселение «Немецкую слободу», откуда распространяется европейское влияние, в виде европейской одежды, книг, танцев.
- 3. Западной влияние усилилось после присоединения Левобережной Украины, откуда приехали богословы и учителя, знакомые с европейскими порядками.
- 4. Под западное влияние попал царь и часть правящей элиты, они настойчиво пытались внедрить в России некоторые полезные европейские порядки (в военном деле, образовании и торговле).
Государственные деятели, создавшие предпосылки Петровских реформ
Государственные деятели, создавшие предпосылки Петровских реформ
Государственные деятели и годы их жизни
Преобразовательная деятельность
Симеон Полоцкий (1629-1680)
Монах, учитель и поэт, выступал за объединение русского, украинского и белорусского народа, в Москве обучал служащих приказов, в школе Заиконоспасского монастыря. Воспитал царских детей: Фёдора и Софью, обучил их европейской истории, культуре, иностранным языкам, чем подготовил их к проведению реформ
Государственные деятели, создавшие предпосылки Петровских реформ
Государственные деятели и годы их жизни
Преобразовательная деятельность
Морозов Б. И. (1590-1661)
Воспитатель царевича Алексея, глава правительства, стремился использовать в России голландский опыт предпринимательской деятельности
Стольник, помощник Морозова, изучал в Голландии опыт формирования армий и производства вооружений
Стремились заменить прямы налоги косвенными, создали регулярную армию (полки нового строя).
Милославский И. Д. (1595-1668)
Государственные деятели, создавшие предпосылки Петровских реформ
Государственные деятели и годы их жизни
Преобразовательная деятельность
Ордин-Нащокин А. Л. (1605-1680)
Боярин, дипломат, возглавлял Посольский приказ. Выступал за союз с Польшей против турецкой угрозы. Предлагал сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести элементы самоуправления в городах, отменил привилегии иностранным компаниям, предоставил льготы русским купцам, установил почтовую связь между Москвой, Вильно, Ригой.
Государственные деятели, создавшие предпосылки Петровских реформ
Государственные деятели и годы их жизни
Преобразовательная деятельность
Голицын В. В. (1643-1714)
Князь, правитель России при царевне Софье (1682-1689), в 1687 г. открыл Славяно-греко-латинскую академию, принимал указы вводившие европейские формы быта, предлагал освободить крестьян от власти помещиков, ввести поголовную подать с крестьянских хозяйств, выступал за создание наёмной армии европейского типа.
Проблемный вопрос: Почему к концу в правящих кругах России сложилось убеждение в необходимости проведения в стране серьёзных реформ?
Вывод
- Правящие круги России видели превосходство европейских армий, восхищались европейскими наукой, образованием искусствами, для преодоления отставания России от стран Запада, они планировали провести реформы по внедрению европейских порядков. Из-за сопротивления части бояр и Церкви, их преобразования не были осуществлены до конца, но подготовили почву для будущих Петровских реформ (создали предпосылки).
Начало правления Петра I
Оглавление
Проблемный вопрос
- Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?
- 1. Детство Петра
- 2. Двоецарствие. Царевна Софья
- 3. Начало царствования Петра
- 4. Азовские походы
- 5. Великое посольство 1697-1698 гг.
Детство Петра
- Пётр Алексеевич, родился в 1672 г. от второго брака царя Алексей Михайловича, с Натальей Кирилловной Нарышкиной, любимый сын царя, испытывал зависть родственников царя от первой жены бояр Милославских.
- Обучался грамоту у дьяка Никиты Зотова, был крестником царя Фёдора, который его любил и заботился о нём.
- В 1682 г. умер царь Фёдор и в борьбе за власть сошлись родственники царя, бояре Милославские и Нарышкины, беззаботное детство Петра закончилось.
Двоецарствие
- 1682 г. Стрелецкий бунт, убиты дядья Петра и многие бояре.
- Два царя: Иван и Пётр (1682-1696)
- Правительница Софья (1682-1689)
Немецкая слобода
Начало царствования Петра
- В 1689 г. царь Пётр заявил свои права на власть, он подготовил свою гвардию, привлёк на свою сторону бояр и дворян.
- Царевна Софья заключена в монастырь, Пётр стал править самостоятельно.
- Он увлекается кораблестроением, посетив Архангельск
- 1689 г. Пётр женился на Евдокии Лопухиной
Азовские походы
Великое посольство 1697-1698 гг.
Петр научился в Европе кораблестроению, военным наукам, пригласил на службу иностранных специалистов.
Попытка заключить новый военный союз против Османской империей не удалась
На обратном пути домой, Пётр договорился о создании военного союза Дании, Саксонии и России против Швеции.
Вывод
- Детские и юношеские годы Петра оказали большое влияние на характер его преобразований, с ранних лет приобщился он к европейскому опыту, полюбил западные порядки и решил их внедрить в России.
- Жестокое стрелецкой восстание и враждебное отношение к нему родственников Милославских, сформировали в нём неприязнь к старым порядкам, жесткость по отношению к людям, которые стояли на пути его преобразований.
- Пётр делал всё для величия России, он не щадил своего здоровья, постоянно работал и учился, требовал того же от других.
Домашнее задание
- Параграф 3, прочитать и ответить на вопросы с. 24