СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Наивный диалектный словарь в романе Н.И.Кочина "Гремячая поляна"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассчитана для использования во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Наивный диалектный словарь в романе Н.И.Кочина "Гремячая поляна"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Муравьихинская средняя школа» Наивный диалектный словарь из романа  Николая Кочина «Гремячая поляна» Выполнил: Гневашев Лаврентий, ученик 6б класса Научный руководитель: Пашенькина М. И., учитель русского языка и литературы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Муравьихинская средняя школа»

Наивный диалектный словарь из романа Николая Кочина «Гремячая поляна»

Выполнил: Гневашев Лаврентий,

ученик 6б класса

Научный руководитель: Пашенькина М. И.,

учитель русского языка и литературы

  А ктуальность  исследования обусловлена возросшим интересом нашего общества к национальной самобытности русской культуры и русского языка, стремлением сохранить и передать новым поколениям «старинные слова, отдать долг богатству и образности диалекта».

А ктуальность исследования обусловлена возросшим интересом нашего общества к национальной самобытности русской культуры и русского языка, стремлением сохранить и передать новым поколениям «старинные слова, отдать долг богатству и образности диалекта».

 Ц ель работы : определить роль диалектизмов в романе «Гремячая поляна», сохранить слова живой обиходной речи для последующих поколений   З адачи :   1.Изучить литературу по данной теме  2.Произвести выборку диалектизмов из текста романа  3.Выявить их лексическое значение  4.Сгруппировать по признакам  5. Создать наивный диалектный словарь  Г ипотеза :  если автор употребляет диалектные слова в художественном тексте, он преследует цель не только раскрыть самобытность героев романа, создать национальный колорит, но и оставить след языкового наследия в памяти потомков.

Ц ель работы : определить роль диалектизмов в романе «Гремячая поляна», сохранить слова живой обиходной речи для последующих поколений

З адачи :

1.Изучить литературу по данной теме

2.Произвести выборку диалектизмов из текста романа

3.Выявить их лексическое значение

4.Сгруппировать по признакам

5. Создать наивный диалектный словарь

Г ипотеза : если автор употребляет диалектные слова в художественном тексте, он преследует цель не только раскрыть самобытность героев романа, создать национальный колорит, но и оставить след языкового наследия в памяти потомков.

Введение  В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. даётся такое определение диалектизма:  «Слово или оборот речи из какого-нибудь диалекта, употреблённые в литературном языке».   В Кратком словаре литературоведческих терминов Тимофеева Л.И., Тураева С.В. находим такое определение: «Диалектизм–слово или оборот, бытующий в определённой местности» .

Введение

В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. даётся такое определение диалектизма:

«Слово или оборот речи из какого-нибудь диалекта, употреблённые в литературном языке».

В Кратком словаре литературоведческих терминов Тимофеева Л.И., Тураева С.В. находим такое определение: «Диалектизм–слово или оборот, бытующий в определённой местности» .

Морфологи- ческие  Собственно лексические   Словообразова- тельные Диалектизмы Семантические   Фонетические  Этнографи- ческие

Морфологи-

ческие

Собственно

лексические

Словообразова-

тельные

Диалектизмы

Семантические

Фонетические

Этнографи-

ческие

 Кочин Н.И.  – певец деревенского лада  Н.И. Кочин – известный писатель  земли Нижегородской, уроженец  села Гремячая поляна, находящегося  в Дальнеконстантиновском районе. По  его произведениям можно изучать  историю нашей Отчины начала 20 века. Он знал жизнь деревни не понаслышке, сам прошёл все «деревенские университеты». Удивительно легко и реалистично рассказывает писатель о буднях и праздниках наших земляков. А помогают ему в этом диалектные слова.

Кочин Н.И. – певец деревенского лада

Н.И. Кочин – известный писатель

земли Нижегородской, уроженец

села Гремячая поляна, находящегося

в Дальнеконстантиновском районе. По

его произведениям можно изучать

историю нашей Отчины начала 20 века. Он знал жизнь деревни не понаслышке, сам прошёл все «деревенские университеты». Удивительно легко и реалистично рассказывает писатель о буднях и праздниках наших земляков. А помогают ему в этом диалектные слова.

Роман «Гремячая поляна»  Для исследовательской работы мы выбрали роман «Гремячая поляна», так как его главный герой Сенька Пахарев оказался моим ровесником, а значит, общение с ним должно было вызвать у меня интерес и позволить через знакомство с главным героем приобщиться к жизни крестьянских детей. А диалектные слова в речи простого паренька способствовали проникновению в атмосферу немудрого быта гремяченцев.

Роман «Гремячая поляна»

Для исследовательской работы мы выбрали роман «Гремячая поляна», так как его главный герой Сенька Пахарев оказался моим ровесником, а значит, общение с ним должно было вызвать у меня интерес и позволить через знакомство с главным героем приобщиться к жизни крестьянских детей. А диалектные слова в речи простого паренька способствовали проникновению в атмосферу немудрого быта гремяченцев.

Классификация диалектизмов  Ф онетические диалектизмы совпадают по значению со словами литературного языка, но отличаются от них одним звуком или ударением. Например:   Д охтур - доктор.  Л юминация - иллюминация.  Ш апион - шампиньон.  В устрица - устрица.

Классификация диалектизмов

Ф онетические диалектизмы совпадают по значению со словами литературного языка, но отличаются от них одним звуком или ударением. Например:

Д охтур - доктор.

Л юминация - иллюминация.

Ш апион - шампиньон.

В устрица - устрица.

 С ловообразовательные диалектизмы отличаются от литературных слов словообразовательными морфемами, совпадая с ними по лексическому значению. Например:  Б рательник - брат.  Г ородной - городской.  Р укомесло - ремесло.  Н асельник - односелльчанин.

С ловообразовательные диалектизмы отличаются от литературных слов словообразовательными морфемами, совпадая с ними по лексическому значению. Например:

Б рательник - брат.

Г ородной - городской.

Р укомесло - ремесло.

Н асельник - односелльчанин.

 Э тнографические диалектизмы  называют наименования местных изделий. Они не имеют синонимов в литературном языке. Например:  К уть - угол.  П одызбица - подполье.  П ресноки - хлебные жаворонки.  Ш ибай - скупщик тряпья.

Э тнографические диалектизмы называют наименования местных изделий. Они не имеют синонимов в литературном языке. Например:

К уть - угол.

П одызбица - подполье.

П ресноки - хлебные жаворонки.

Ш ибай - скупщик тряпья.

 С емантические диалектизмы совпадают по звучанию со словами литературного языка, но отличаются от них по значению.  В ёдро - ясная погода.  Х омутик - галстук.  Х удой - плохой.  Б обыль - Безземельный крестьянин

С емантические диалектизмы совпадают по звучанию со словами литературного языка, но отличаются от них по значению.

В ёдро - ясная погода.

Х омутик - галстук.

Х удой - плохой.

Б обыль - Безземельный крестьянин

 М орфологические диалектизмы – это слова, отличающиеся от литературных однокоренных только падежным окончанием. Например:  Б естолкова - бестолковая.  В раков - врак.  С таршой - старший.  П астушаты - пастушата.

М орфологические диалектизмы – это слова, отличающиеся от литературных однокоренных только падежным окончанием. Например:

Б естолкова - бестолковая.

В раков - врак.

С таршой - старший.

П астушаты - пастушата.

 С обственно лексические – диалектизмы, являющиеся местными наименованиями общеизвестных предметов и потому имеющие синонимы в литературном языке. Например:  З ыбка - подвесная колыбель.  К уделя - пучок льна, для прядения.  С амопрялка- приспособление для ручного прядения.

С обственно лексические – диалектизмы, являющиеся местными наименованиями общеизвестных предметов и потому имеющие синонимы в литературном языке. Например:

З ыбка - подвесная колыбель.

К уделя - пучок льна, для прядения.

С амопрялка- приспособление для ручного прядения.

Семантическая классификация диалектизмов  Н азвания предметов  быта :  утиральник, плетюшка .   Н азвания посуды : плошка, квашня .  Н азвания еды : картофельник, пресноки .  Н азвания растений и животных : пиголица, берёзовик .  Д иалектные глаголы:  могёшь, пущать, изобижать .  Диалектные прилагательные:  сурьёзный, домовитый .  Диалектные наречия:  чичас, тута, маненько .

Семантическая классификация диалектизмов

Н азвания предметов быта : утиральник, плетюшка .

Н азвания посуды : плошка, квашня .

Н азвания еды : картофельник, пресноки .

Н азвания растений и животных : пиголица, берёзовик .

Д иалектные глаголы: могёшь, пущать, изобижать .

Диалектные прилагательные: сурьёзный, домовитый .

Диалектные наречия: чичас, тута, маненько .

Наивный диалектный словарь -   «культурный пласт жизни предков, их язык, который почти незнаком молодым современникам». (В.А. Агапова)   Н аш словарь насчитывает 185 слов, которые являются «неоценимыми сокровищами народной речи». Имея такой словарь, можно надеяться на то, что языковое наследие наших предков останется в памяти потомков, а роман «Гремячая поляна» займёт почётное место на «золотой полке» каждого читателя.

Наивный диалектный словарь -

«культурный пласт жизни предков, их язык, который почти незнаком молодым современникам».

(В.А. Агапова)

Н аш словарь насчитывает 185 слов, которые являются «неоценимыми сокровищами народной речи». Имея такой словарь, можно надеяться на то, что языковое наследие наших предков останется в памяти потомков, а роман «Гремячая поляна» займёт почётное место на «золотой полке» каждого читателя.

 А  Ж Аблакат – адвокат. Жнитво –  жатва.   Б  З Берёзовик – подберёзовик. Замиренье – перемирие.   В  И Вострый –  острый. Изобижать – обижать.   Г  К Гоже –  хорошо. Кальера – карьера.  Д  Л Докука –  нужда. Люминация – иллюминация.  Е  М Емлить – вкушать. Маненько – мало.    …

А Ж

Аблакат – адвокат. Жнитво – жатва.

Б З

Берёзовик – подберёзовик. Замиренье – перемирие.

В И

Вострый – острый. Изобижать – обижать.

Г К

Гоже – хорошо. Кальера – карьера.

Д Л

Докука – нужда. Люминация – иллюминация.

Е М

Емлить – вкушать. Маненько – мало.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!