СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Направление "Забвению не подлежит". Материалы к итоговому сочинению-2020. Учимся формулировать тезисы и подбирать к ним литературные аргументы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Направление "Забвению не подлежит". Материалы к итоговому сочинению-2020. Учимся формулировать тезисы и подбирать к ним литературные аргументы" может быть использована при подготовке учащихся к итоговому сочинению по литературе 2020-21 учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Направление "Забвению не подлежит". Материалы к итоговому сочинению-2020. Учимся формулировать тезисы и подбирать к ним литературные аргументы"»

Направление  «Забвению не подлежит». Тезисы и литературные аргументы. Итоговое сочинение 2020-21

Направление «Забвению не подлежит». Тезисы и литературные аргументы.

Итоговое сочинение 2020-21

Проблема исторической памяти. Вступление. История народа и история всего человечества включает в себя многочисленные события различного характера. Те исторические события, которые оказали влияние на людей, те общественные деятели, которые способствовали изменениям в стране или в мире, должны оставаться в памяти. Одни исторические события во главе с конкретными историческими лицами способствуют развитию и улучшению жизни общества, а другие – разрушают мир. Вне зависимости от того, какой характер носят исторические явления, о них нужно помнить, ведь знать необходимо не только о подвигах народа и мировых открытиях, но и о горьких страницах истории.   Проблема исторической памяти отображалась во многих произведениях русских и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.

Проблема исторической памяти. Вступление.

История народа и история всего человечества включает в себя многочисленные события различного характера. Те исторические события, которые оказали влияние на людей, те общественные деятели, которые способствовали изменениям в стране или в мире, должны оставаться в памяти. Одни исторические события во главе с конкретными историческими лицами способствуют развитию и улучшению жизни общества, а другие – разрушают мир. Вне зависимости от того, какой характер носят исторические явления, о них нужно помнить, ведь знать необходимо не только о подвигах народа и мировых открытиях, но и о горьких страницах истории. Проблема исторической памяти отображалась во многих произведениях русских и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» обращается к двум военным периодам: к войне 1805-1807 гг. и к Отечественной войне 1812 года. То, что Л.Н. Толстой обращается к этой исторической эпохе при написании своего произведения уже во второй половине XIX века, говорит о важности, актуальности и необходимости сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года. Используя невымышленный материал, обращаясь к реальным историческим событиям, связанным с судьбой всего русского народа, Л.Н. Толстой создает настоящий памятник событиям военного времени. Сам писатель отмечал: «Я старался писать историю народа». Роман-эпопея «Война и мир» является своеобразным документом эпохи, который позволяет спустя десятки и сотни лет увидеть реальность того времени.

Для романа-эпопеи Л.Н. Толстого были характерны реалистические черты, писатель показывал войну такой, какой она была на самом деле. И Отечественная война, и война 1805-1807 гг. изображены как жестокие и беспощадные явления, которые способны приносить человечеству лишь горе и разрушения. Страдания, невозможность счастья, ранения, смерти – вот то, с чем встречаются герои «Войны и мира».

Л.Н. Толстой демонстрирует, что события, происходящие в стране и в мире, оказывают огромное влияние не только на целую страну, но и на каждого конкретного представителя народа.

Л.Н. Толстой «Война и мир» Огромное внимание уделяя теме войне, Л.Н. Толстой выражает свою позицию относительно сущности войны: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Писатель утверждает бессмысленный характер любых военных действий. На протяжении всего повествования подчеркивается, что в войне нет победивших и проигравших, проигрывают в войне абсолютно все стороны военного конфликта. Роман-эпопея «Война и мир» носит антивоенный характер, оно становится настоящим предупреждением последующим поколениям. Л.Н. Толстой призывает помнить о жестоких событиях прошлого, чтобы больше не совершать таких ошибок.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Огромное внимание уделяя теме войне, Л.Н. Толстой выражает свою позицию относительно сущности войны: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Писатель утверждает бессмысленный характер любых военных действий. На протяжении всего повествования подчеркивается, что в войне нет победивших и проигравших, проигрывают в войне абсолютно все стороны военного конфликта.

Роман-эпопея «Война и мир» носит антивоенный характер, оно становится настоящим предупреждением последующим поколениям. Л.Н. Толстой призывает помнить о жестоких событиях прошлого, чтобы больше не совершать таких ошибок.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

В основе повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» лежат события освободительного движения на Украине в XV-XVII вв. Писатель хотел продемонстрировать реально произошедшие события освободительной войны украинских казаков против польских захватчиков. Важное место в повествовании занимает образ Запорожской Сечи – реального исторического объекта украинского казачества. Желание Н.В. Гоголя передать особенности быта Запорожской Сечи и ее принципы тесно связано с принципом историзма: писатель хотел акцентировать внимание своих читателей на тех событиях, которые исторически были правдивы. Работая над своей повестью, Н.В. Гоголь изучал исторические сведения о той эпохе, которая оказалась в центре его повествования, изучал личные архивы представителей украинского народа. Повесть отличается реалистичностью описания, хоть ее и нельзя назвать хронологическим документом из-за неточностей и некоторой гиперболизации. Н.В. Гоголь сам признавался в том, что он не ставил перед собой цель отобразить всю историю точно и достоверно, для него было важно продемонстрировать героизм народа, который смело и храбро боролся за свою свободу и независимость.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»  Н.В. Гоголь, обращаясь к реальной исторической эпохе, создает образ, рожденный временем. Центральный персонаж Тарас Бульба – типичный запорожский казак. В образе Тараса Бульбы отразились все самые яркие черты запорожских казаков, поэтому образ Тарасы Бульбы становится свидетельством того, что на Украине в XV-XVII вв. были отважные, смелые, решительные, любящие родину люди, которые поддерживали национально-освободительную движение.   В повести четко прослеживается мысль о том, что жизнь человека тесно связана с судьбой целого народа. Создавая образ Тарасы Бульбы и делая его типичным и собирательным, Н.В. Гоголь всячески подчеркивал, что появление такого сильного и яркого характера было связано с исторической эпохой.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Н.В. Гоголь, обращаясь к реальной исторической эпохе, создает образ, рожденный временем. Центральный персонаж Тарас Бульба – типичный запорожский казак. В образе Тараса Бульбы отразились все самые яркие черты запорожских казаков, поэтому образ Тарасы Бульбы становится свидетельством того, что на Украине в XV-XVII вв. были отважные, смелые, решительные, любящие родину люди, которые поддерживали национально-освободительную движение. В повести четко прослеживается мысль о том, что жизнь человека тесно связана с судьбой целого народа. Создавая образ Тарасы Бульбы и делая его типичным и собирательным, Н.В. Гоголь всячески подчеркивал, что появление такого сильного и яркого характера было связано с исторической эпохой.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» обладает признаками исторического романа. Писатель обращается к эпохе правления Екатерины II, а точнее ко времени крестьянского восстания 1773-1775 гг. В повести присутствует образ реального исторического лица: Емельяна Пугачева, под предводительством которого и проходило крестьянское восстание. Образ Емельяна Пугачева становится важным во всем повествовании. В повести Емельян Пугачев представлен как неоднозначная личность, имеющая как свои достоинства, так и свои недостатки. А.С. Пушкин был одним из первых, кто показал противоречивый характер данной исторической личности, демонстрируя причины, по которым началась крестьянская война 1773-1775 гг. В повести показано, что Емельян Пугачев – представитель крестьянства, которое в те времена было притеснено дворянским сословием. Пугачев в повести – человек из народа, который смог поднять его против царствующей несправедливости. Однако А.С. Пушкин не идеализирует Емельяна Пугачева, демонстрируя и жестокость предводителя восстания. Писатель не стоит ни на стороне дворянства, ни на стороне восставших крестьян, он не одобряет насилие с обеих сторон. Изображение крестьянского восстания в «Капитанской дочке» остается важным для изучения истории и в современности, так как А.С. Пушкину удалось рассмотреть эпоху объективно, не отдавая предпочтения одной из конфликтующих сторон и не рассказывая о происходящих в те времена действиях так, чтобы они представили одну сторону положительной, а другую – отрицательной.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева – часть истории русского народа, о которой невозможно забыть. А.С. Пушкин неслучайно обращается к этому историческому периоду: в 1830-х гг. во многих странах происходили революционные действия, а в России были различные бунты и волнения. Обращаясь к событиям прошлого, А.С. Пушкин показывает, что прошлое и настоящее тесно взаимосвязаны друг с другом, что прошлое нельзя забывать, чтобы не повторять ошибки, что эти ошибки должны стать уроком для будущих поколений. А.С. Пушкин, демонстрируя в повести закономерное становление и развитие в 1773-1775 гг. бунта крестьян, которых долгое время притесняли на законодательном уровне, заставляет современное ему поколение задуматься над крестьянской свободой.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева – часть истории русского народа, о которой невозможно забыть. А.С. Пушкин неслучайно обращается к этому историческому периоду: в 1830-х гг. во многих странах происходили революционные действия, а в России были различные бунты и волнения. Обращаясь к событиям прошлого, А.С. Пушкин показывает, что прошлое и настоящее тесно взаимосвязаны друг с другом, что прошлое нельзя забывать, чтобы не повторять ошибки, что эти ошибки должны стать уроком для будущих поколений. А.С. Пушкин, демонстрируя в повести закономерное становление и развитие в 1773-1775 гг. бунта крестьян, которых долгое время притесняли на законодательном уровне, заставляет современное ему поколение задуматься над крестьянской свободой.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»   Гринев. Не подлежат забвению заветы отца. Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обостренное чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать — добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Именно благодаря тому, что Гринев помнил заветы отца, он смог стать хорошим человеком и проявил все лучшее, что было заложено в нем.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

 

Гринев. Не подлежат забвению заветы отца.

Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обостренное чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать — добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Именно благодаря тому, что Гринев помнил заветы отца, он смог стать хорошим человеком и проявил все лучшее, что было заложено в нем.

Н.С. Лесков «Левша» Левша. Не подлежит забвению Родина. Любовь к родине – одна из центральных тем в сказе Н.С. Лескова «Левша». Показывая трагическую судьбу талантливого мастера из народа, писатель пытается понять, что значит «русская душа», что важно для русского человека, что он хранит в отдаленных уголках своей памяти. Самым важным качеством Левши является чувство безграничной любви к Родине. Для героя Россия является райским уголком, единственной обителью: «Мы к своей родине привержены, верно преданные». Он не готов забыть о родине, несмотря на ее несправедливость и жестокость. Оказавшись на чужой земле, он тоскует, его душа стремится в «родное место». Левша даже жертвует своей жизнью ради блага и имени России.

Н.С. Лесков «Левша»

Левша. Не подлежит забвению Родина.

Любовь к родине – одна из центральных тем в сказе Н.С. Лескова «Левша». Показывая трагическую судьбу талантливого мастера из народа, писатель пытается понять, что значит «русская душа», что важно для русского человека, что он хранит в отдаленных уголках своей памяти. Самым важным качеством Левши является чувство безграничной любви к Родине. Для героя Россия является райским уголком, единственной обителью: «Мы к своей родине привержены, верно преданные». Он не готов забыть о родине, несмотря на ее несправедливость и жестокость. Оказавшись на чужой земле, он тоскует, его душа стремится в «родное место». Левша даже жертвует своей жизнью ради блага и имени России.

Д.С. Лихачёв  «Письма о добром и прекрасном» Почему человеку важно сохранять память о прошлом? Величайшее нравственное значение памяти – преодоление времени, преодоление смерти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто. Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Почему человеку важно сохранять память о прошлом?

Величайшее нравственное значение памяти – преодоление времени, преодоление смерти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.

Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Д.С. Лихачёв  «Письма о добром и прекрасном» Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков. Вспомните у Пушкина: Два чувства дивно близки нам —  В них обретает сердце пищу —  Любовь к родному пепелищу,  Любовь к отеческим гробам.  Животворящая святыня!  Земля была б без них мертва.

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков.

Вспомните у Пушкина:

Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва.

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Наше сознание не сразу может свыкнуться с мыслью о том, что земля была бы мертва без любви к отеческим гробам, без любви к родному пепелищу. Слишком часто мы остаемся равнодушными или даже почти враждебными к исчезающим кладбищам и пепелищам – двум источникам наших не слишком мудрых мрачных дум и поверхностно тяжелых настроений. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.

Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское, выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

В основе поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» лежат события Великой Отечественной войны. Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в отечественной литературе. Центральный персонаж Василий Теркин является непосредственным участником военных действий. На протяжении всего повествования показывается, как Василий Теркин совершает различные подвиги, желая бороться с врагом, не жалея собственной жизни. Василий Теркин становится собирательным образом, так как в нем воплотились все лучшие качества русского народа, которому пришлось участвовать в военных действиях. Подвиги и героическое поведение Василия Теркина – это подвиги и героическое поведение всего советского народа, о которых необходимо всегда помнить. В поэме выражается мысль о том, что все подвиги участников военных действий останутся в памяти русского народа, что все принимавшие в войне «в одной бессмертной книге // Будут все навек равны». А.Т. Твардовский, живший и писавший «Василия Теркина» во времена Великой Отечественной войны, осознавал, что эта историческая эпоха навсегда останется в памяти у русского народа, и он хотел наиболее точно и ярко рассказать о героизме народа.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» Образ Василия Теркина существовал еще до начала Великой Отечественной войны, однако все большую популярность этот образ обрел во время войны. Для А.Т. Твардовского было важно выпускать главы поэмы об участнике Великой Отечественной войны во время этой войны, чтобы мотивировать воюющих на победу над врагом. Выпуская поэму о Великой Отечественной войне во время этой самой войны, А.Т. Твардовский без всяких прикрас фиксировал исторические и в частности военные факты. Поэма «Василий Теркин» стала документом эпохи Великой Отечественной войны, и этот документ может проанализировать современное и последующие поколения. Поэма А.Т. Твардовского стала памятью о тех людях, которые принимали участие в жестоких военных событиях, забывая о личных интересах и ставя интересы своей Родины превыше всего, о тех людях, которые отдавали свои жизни ради благополучия Родины.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Образ Василия Теркина существовал еще до начала Великой Отечественной войны, однако все большую популярность этот образ обрел во время войны. Для А.Т. Твардовского было важно выпускать главы поэмы об участнике Великой Отечественной войны во время этой войны, чтобы мотивировать воюющих на победу над врагом. Выпуская поэму о Великой Отечественной войне во время этой самой войны, А.Т. Твардовский без всяких прикрас фиксировал исторические и в частности военные факты. Поэма «Василий Теркин» стала документом эпохи Великой Отечественной войны, и этот документ может проанализировать современное и последующие поколения. Поэма А.Т. Твардовского стала памятью о тех людях, которые принимали участие в жестоких военных событиях, забывая о личных интересах и ставя интересы своей Родины превыше всего, о тех людях, которые отдавали свои жизни ради благополучия Родины.

М.А. Шолохов «Судьба человека»

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» обращается внимание на такие исторические события, как Гражданская война и Великая Отечественная война. Если Гражданской войне в повествовании уделяется не так много времени, то эпоха Великой Отечественной войны играет в рассказе главенствующую роль. Центральный персонаж Андрей Соколов является непосредственным участником этих исторических событий. Гражданская война и Великая Отечественная война являются не фоном действий, а определяющими факторами в жизни Андрея Соколова, который не мог оставаться в стороне от тех событий, которые касались всех представителей народа. От этих событий не могли быть отрешены и другие персонажи рассказа. Андрей Соколов никогда не забудет гражданскую войну, в ходе которой от голода умерли его родители и сестра. Андрей Соколов никогда не забудет Великую Отечественную войну, из-за которой ему пришлось столкнуться с различными трудностями и из-за которой он потерял свою жену и детей. Никогда не забудет Андрей Соколов, как ему, несмотря на все усилия, не удалось доставить красноармейской батарее снаряды, как он попал в плен к немцам и как он сбежал из плена, доставив на Родину немецкого майора с важной военной информацией. Андрей Соколов смог дойти до конца войны, однако военные события никогда не уйдут из жизни Андрея Соколова.

М.А. Шолохов «Судьба человека» В рассказе подчеркивается, что Андрей Соколов – типичный представитель советского народа, который стал участником военных событий. Андрей Соколов повествует свою историю рассказчику, говоря не столько о себе, сколько о целом народе. М.А. Шолохов демонстрирует, что Гражданская война и Великая Отечественная война оказывают влияние на все поколение.   М.А. Шолохов неслучайно обращается к реальным историческим событиям, писателю было важно продемонстрировать реальные истории тех людей, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Известно, что в центр рассказа легла реальная история жизни незнакомца, с которым однажды познакомился М.А. Шолохов. «Судьба человека» – это один из шагов сохранения памяти о Великой Отечественной войне. То, с чем пришлось столкнуться Андрею Соколову в ходе войны, – это то, с чем пришлось столкнуться всему народу. Великая Отечественная война – это часть народной истории, поэтому для М.А. Шолохова было важно написать рассказ, который бы являлся отражением судьбы целого народа.

М.А. Шолохов «Судьба человека»

В рассказе подчеркивается, что Андрей Соколов – типичный представитель советского народа, который стал участником военных событий. Андрей Соколов повествует свою историю рассказчику, говоря не столько о себе, сколько о целом народе. М.А. Шолохов демонстрирует, что Гражданская война и Великая Отечественная война оказывают влияние на все поколение. М.А. Шолохов неслучайно обращается к реальным историческим событиям, писателю было важно продемонстрировать реальные истории тех людей, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Известно, что в центр рассказа легла реальная история жизни незнакомца, с которым однажды познакомился М.А. Шолохов. «Судьба человека» – это один из шагов сохранения памяти о Великой Отечественной войне. То, с чем пришлось столкнуться Андрею Соколову в ходе войны, – это то, с чем пришлось столкнуться всему народу. Великая Отечественная война – это часть народной истории, поэтому для М.А. Шолохова было важно написать рассказ, который бы являлся отражением судьбы целого народа.

Поэма А.А. Блока «Двенадцать»

А.А. Блок в поэме «Двенадцать» обращается к реальному историческому событию. Поэма посвящена теме революции. А.А. Блок начал работать над произведением после Октябрьской революции, а толчком к написанию послужили сами революционные события, происходившие в 1917 году. Из этого следует, что «Двенадцать» стала своеобразным документом эпохи. Несмотря на принадлежность А.А. Блока к литературному направлению символизма, поэма «Двенадцать» имеет черты реализма, так как в ее основе находятся реальные исторические события. Автору поэмы удалось продемонстрировать четкое общественное разделение на мир старый и мир новый. Поэму «Двенадцать» невозможно назвать прославлением революции или сатирой на революцию. А.А. Блоку удалось продемонстрировать двойственный, неоднозначный характер революционных действий. Сам писатель после многочисленных вопросов к нему относительно поэмы «Двенадцать» отмечал, что во время написания поэмы он «отдался стихии, никак не оценивая ее порывы». В этом заключается ценность произведения. Революция в поэме показана с нескольких сторон, подчеркиваются и ее достоинства, и ее недостатки. А.А. Блоку удалось показать противоречивые мысли у всех людей, заставших революцию. Писатель выразил не только собственную позицию, но и неоднозначную позицию всего общества того времени. Кто-то поддержал революцию, кто-то совершенно ее не принял.

Поэма А.А. Блока «Двенадцать» А.А. Блок демонстрирует, что события, происходящие в стране, оказывают огромное влияние на всех жителей государства. Революция никого не оставила без вовлечения в общественные явления. Как показывает А.А. Блок, революция кардинальным образом изменила жизнь всего народа, заставила людей переосмыслить все то, чем они жили раньше. Революция в поэме «Двенадцать» рассматривается в двух значениях: это и кардинальные изменения в стране и обществе, и душевные изменения внутри каждого представителя народа.   Поэма «Двенадцать» стала демонстрацией реальных исторических событий, при которых появляются новые ценности и разрушаются прежние ценности, при которых новый мир жестко сменяет мир старый. А.А. Блок обращается к такому историческому событию, которое максимально меняет жизнь целого народа, поэтому поэма «Двенадцать», как и сама революция, оказывается явлением, которое «забвению не подлежит».

Поэма А.А. Блока «Двенадцать»

А.А. Блок демонстрирует, что события, происходящие в стране, оказывают огромное влияние на всех жителей государства. Революция никого не оставила без вовлечения в общественные явления. Как показывает А.А. Блок, революция кардинальным образом изменила жизнь всего народа, заставила людей переосмыслить все то, чем они жили раньше. Революция в поэме «Двенадцать» рассматривается в двух значениях: это и кардинальные изменения в стране и обществе, и душевные изменения внутри каждого представителя народа. Поэма «Двенадцать» стала демонстрацией реальных исторических событий, при которых появляются новые ценности и разрушаются прежние ценности, при которых новый мир жестко сменяет мир старый. А.А. Блок обращается к такому историческому событию, которое максимально меняет жизнь целого народа, поэтому поэма «Двенадцать», как и сама революция, оказывается явлением, которое «забвению не подлежит».

А.А. Фадеев «Молодая гвардия»

В основе романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия» лежат реальные исторические события: в шахтерском городе Краснодоне, который в 1942 году был оккупирован немцами, возникла молодежная организация «Молодая гвардия», представители которой занимались подпольной деятельностью. Многих представителей молодежи, которых всего было около 100 человек, после многочисленных успешных операций против немцев все же сначала арестовали, а затем казнили. Сам А.А. Фадеев признавался, что не ставил перед собой цель как можно точно передать хронологию действий «Молодой гвардии», писателю удалось привлечь читательское внимание к историческому факту о том, что в оккупационное время советская молодежь создала подпольную молодежную организацию, которая боролась с немцами. Для А.А. Фадеева важно было показать тот величайший подвиг, который совершали представители реально существующей молодежной организации «Молодая гвардия». С помощью образов главных действующих в романе героев, являющихся представителями молодежной организации, – Олега Кошевого, Ивана Туркенича, Ули Громовой, Сережи Тюленина, Вали Борц, Ивана Земнухова, Любки Шевцовой – А.А. Фадеев рассказал о деятельности «Молодой гвардии», существовавшей на самом деле.

А.А. Фадеев «Молодая гвардия»   В романе «Молодая гвардия» говорится не только о молодежной организации, ее членах и ее деятельности, но и о Великой Отечественной войне в целом. В романе показаны и трудности, с которыми пришлось столкнуться советским людям, оказавшимся в оккупированном немцами городе Краснодоне, и жестокости, которые совершали по отношению к советскому народу немцы и перешедшие на их сторону полицаи. В «Молодой гвардии» изображены случаи из жизни многих представителей советского народа во время Великой Отечественной войны, о которых необходимо знать и помнить.

А.А. Фадеев «Молодая гвардия»

В романе «Молодая гвардия» говорится не только о молодежной организации, ее членах и ее деятельности, но и о Великой Отечественной войне в целом. В романе показаны и трудности, с которыми пришлось столкнуться советским людям, оказавшимся в оккупированном немцами городе Краснодоне, и жестокости, которые совершали по отношению к советскому народу немцы и перешедшие на их сторону полицаи. В «Молодой гвардии» изображены случаи из жизни многих представителей советского народа во время Великой Отечественной войны, о которых необходимо знать и помнить.

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»   Э.М. Ремарк в своем романе «На западном фронте без перемен» обращается к теме Первой мировой войны. В центре повествования оказывается так называемое «потерянное поколение», то есть люди, которые не могли после участия в войне жить обычной жизнью. Сам Э.М. Ремарк в предисловии к роману говорит о том, что произведение является «попыткой рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». В романе четко прослеживается мысль о том, что военные события оказывают огромнейшее влияние на жизни и на мировоззрения всех участников этих исторических событий. Э.М. Ремарк демонстрирует, что невозможно вернуться с войны, на которой можно было встретить лишь насилие, жестокость, ранения, кровопролития и гибели товарищей, и жить обычной жизнью, жить счастливо.

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»

Э.М. Ремарк в своем романе «На западном фронте без перемен» обращается к теме Первой мировой войны. В центре повествования оказывается так называемое «потерянное поколение», то есть люди, которые не могли после участия в войне жить обычной жизнью. Сам Э.М. Ремарк в предисловии к роману говорит о том, что произведение является «попыткой рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». В романе четко прослеживается мысль о том, что военные события оказывают огромнейшее влияние на жизни и на мировоззрения всех участников этих исторических событий. Э.М. Ремарк демонстрирует, что невозможно вернуться с войны, на которой можно было встретить лишь насилие, жестокость, ранения, кровопролития и гибели товарищей, и жить обычной жизнью, жить счастливо.

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен» Писатель подчеркивает жестокость и беспощадность войны, а также ее бессмысленность. Э.М. Ремарк показывает, что многие люди на самом деле не хотели участвовать в кровавых военных событиях, однако они были вынуждены принимать участие в бессмысленной войне, которая по итогу сломала их либо в физическом, либо в моральном плане. Писатель показывает, что мертвыми оказываются все участники военных действий: кто-то лишается жизни и погибает физически, а кто-то физически остается в живых, но погибает морально.

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»

Писатель подчеркивает жестокость и беспощадность войны, а также ее бессмысленность. Э.М. Ремарк показывает, что многие люди на самом деле не хотели участвовать в кровавых военных событиях, однако они были вынуждены принимать участие в бессмысленной войне, которая по итогу сломала их либо в физическом, либо в моральном плане. Писатель показывает, что мертвыми оказываются все участники военных действий: кто-то лишается жизни и погибает физически, а кто-то физически остается в живых, но погибает морально.

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен» Центральный персонаж Пауль Боймер чувствует себя словно пушечное мясо, которое бросили, совершенно не задумываясь. Главный герой рассуждает о том, что те люди, которым нужна была война для каких-то целей, сами не принимали участия в военных сражениях, заставляя людей думать о том, что война является наивысшей формой служения государству. Центральный герой не видел пользу от войны лично для самого себя, из войны он вынес лишь горькие жизненные уроки. Вместо тех людей, которым нужна была война, воевали обычные жители, которые не хотели видеть насилие и не хотели умирать. Э.М. Ремарк выражает мысль о том, что люди, которые развязывают войны, самостоятельно убивают людей собственного же народа.   Роман «На западном фронте без перемен» становится памятником тех страшных и трагичных страниц мировой истории. Рассуждения о беспощадности и жестокости кровопролитных войн становятся настоящим уроком для последующих поколений.

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»

Центральный персонаж Пауль Боймер чувствует себя словно пушечное мясо, которое бросили, совершенно не задумываясь. Главный герой рассуждает о том, что те люди, которым нужна была война для каких-то целей, сами не принимали участия в военных сражениях, заставляя людей думать о том, что война является наивысшей формой служения государству. Центральный герой не видел пользу от войны лично для самого себя, из войны он вынес лишь горькие жизненные уроки. Вместо тех людей, которым нужна была война, воевали обычные жители, которые не хотели видеть насилие и не хотели умирать. Э.М. Ремарк выражает мысль о том, что люди, которые развязывают войны, самостоятельно убивают людей собственного же народа. Роман «На западном фронте без перемен» становится памятником тех страшных и трагичных страниц мировой истории. Рассуждения о беспощадности и жестокости кровопролитных войн становятся настоящим уроком для последующих поколений.

А.А. Ахматова «Реквием» А.А. Ахматова в поэме «Реквием» обращается к реальной исторической эпохе, с которой была знакома не понаслышке. В центре повествования находятся «страшные годы ежовщины». А.А. Ахматова описывает советский период сталинских репрессий. В поэме говорится и о тех, кого арестовали и репрессировали, и о тех, кто ждал своих арестованных родных и близких. Период сталинских репрессий не является в поэме фоном действий, а становится тем, что движет сюжет кардинальным образом. А.А. Ахматовой удалось продемонстрировать, что жизнь каждого представителя русского народа в период сталинских репрессий зависела от этого самого исторического периода. Происходящее в стране так или иначе воздействовало и влияло на каждого гражданина, оно не могло оставить никого в покое.   С периодом сталинских репрессий А.А. Ахматова была знакома лично: ее мужа и сына много раз арестовывали и ссылали. В предисловии к поэме А.А. Ахматова отмечает, что в тюремных очередях она провела целых 17 месяцев.

А.А. Ахматова «Реквием»

А.А. Ахматова в поэме «Реквием» обращается к реальной исторической эпохе, с которой была знакома не понаслышке. В центре повествования находятся «страшные годы ежовщины». А.А. Ахматова описывает советский период сталинских репрессий. В поэме говорится и о тех, кого арестовали и репрессировали, и о тех, кто ждал своих арестованных родных и близких. Период сталинских репрессий не является в поэме фоном действий, а становится тем, что движет сюжет кардинальным образом. А.А. Ахматовой удалось продемонстрировать, что жизнь каждого представителя русского народа в период сталинских репрессий зависела от этого самого исторического периода. Происходящее в стране так или иначе воздействовало и влияло на каждого гражданина, оно не могло оставить никого в покое. С периодом сталинских репрессий А.А. Ахматова была знакома лично: ее мужа и сына много раз арестовывали и ссылали. В предисловии к поэме А.А. Ахматова отмечает, что в тюремных очередях она провела целых 17 месяцев.

А.А. Ахматова «Реквием» Для А.А. Ахматовой было важно рассказать о том, с чем пришлось столкнуться многим представителям советского народа. То, с чем столкнулась лирическая героиня поэмы, не является вымышленной историей, она полна правды. То, с чем столкнулась лирическая героиня поэмы, не является индивидуальной историей конкретного человека, это история целого народа. В основе поэмы лежат не только горе и несчастья А.А. Ахматовой, но и горе и несчастья целого советского народа, которому пришлось столкнуться с трагическими страницами народной истории. Сама А.А. Ахматова в повествовании отмечала, что она является тем самым голосом, которым «кричит стомильонный народ». Строки поэмы «Для них соткала я широкий покров // Из бедных, у них же подслушанных слов» говорят, во-первых, о том, что А.А. Ахматова написала «Реквием» для тех людей, которые столкнулись с «ежовщиной», во-вторых, о том, что в основу поэмы легли истории тех, кого А.А. Ахматова видела во время нахождения рядом с тюрьмой в ожидании сына и мужа.

А.А. Ахматова «Реквием»

Для А.А. Ахматовой было важно рассказать о том, с чем пришлось столкнуться многим представителям советского народа. То, с чем столкнулась лирическая героиня поэмы, не является вымышленной историей, она полна правды. То, с чем столкнулась лирическая героиня поэмы, не является индивидуальной историей конкретного человека, это история целого народа. В основе поэмы лежат не только горе и несчастья А.А. Ахматовой, но и горе и несчастья целого советского народа, которому пришлось столкнуться с трагическими страницами народной истории. Сама А.А. Ахматова в повествовании отмечала, что она является тем самым голосом, которым «кричит стомильонный народ». Строки поэмы «Для них соткала я широкий покров // Из бедных, у них же подслушанных слов» говорят, во-первых, о том, что А.А. Ахматова написала «Реквием» для тех людей, которые столкнулись с «ежовщиной», во-вторых, о том, что в основу поэмы легли истории тех, кого А.А. Ахматова видела во время нахождения рядом с тюрьмой в ожидании сына и мужа.

А.А. Ахматова «Реквием»  Поэма «Реквием» стала документом печальных и трагичных страниц истории русского народа. А.А. Ахматова не только рассказывает о тех жестоких событий, с которыми пришлось столкнуться ей и всему советскому народу, но и предупреждает последующие поколения не совершать такие ошибки, какие были в период сталинских репрессий, когда пострадали многие невинные представители народа.

А.А. Ахматова «Реквием»

Поэма «Реквием» стала документом печальных и трагичных страниц истории русского народа. А.А. Ахматова не только рассказывает о тех жестоких событий, с которыми пришлось столкнуться ей и всему советскому народу, но и предупреждает последующие поколения не совершать такие ошибки, какие были в период сталинских репрессий, когда пострадали многие невинные представители народа.

Вывод Таким образом, не должны подлежать забвению те исторические явления, которые повлияли на отдельных представителей народа или на абсолютно всех людей. Задача современного поколения заключается в том, чтобы узнавать о событиях прошлого и передавать следующим поколениям тот положительный и отрицательный опыт, который уже есть у человечества. Положительный опыт будет будет развиваться и двигать человечество вперёд, а отрицательный опыт прошлого позволит избежать ошибок в настоящем и будущем.

Вывод

Таким образом, не должны подлежать забвению те исторические явления, которые повлияли на отдельных представителей народа или на абсолютно всех людей. Задача современного поколения заключается в том, чтобы узнавать о событиях прошлого и передавать следующим поколениям тот положительный и отрицательный опыт, который уже есть у человечества. Положительный опыт будет будет развиваться и двигать человечество вперёд, а отрицательный опыт прошлого позволит избежать ошибок в настоящем и будущем.

Работу выполнила  учитель литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!