СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация"Народная глиняная игрушка", 7 кл

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит учащихся с малоизвестными центрами производства керамической народной игрушки

Просмотр содержимого документа
«Презентация"Народная глиняная игрушка", 7 кл»

Народная глиняная игрушка 900igr.net

Народная глиняная игрушка

900igr.net

Глиняные игрушки Глиняные игрушки Филимоновские игрушки Дымковские игрушки Каргопольские игрушки Абашевские игрушки - свистульки

Глиняные игрушки

Глиняные игрушки

Филимоновские игрушки

Дымковские игрушки

Каргопольские

игрушки

Абашевские

игрушки - свистульки

              Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья.  Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.

Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.

                                                    Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл , который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики , кружочки или четырёхугольники ,а древнейшие символы., которые мастер должен был хорошо знать.

                                                  

Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл , который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики , кружочки или четырёхугольники ,а древнейшие символы., которые мастер должен был хорошо знать.

«ДЫМКА» В давние-давние времена   Совсем не так жила страна. Не было и «Денди», «Сего» с «Лего» – тоже. И игрушки делали, Кто какие может. А создавши свой товар, Выезжали на базар.   Сделаны из глины  Игрушки всем на диво. Дети в карусели На лошадок сели. На санях – Емеля,  Вот собачка Бимка. Только все игрушки Называют «дымка».  

«ДЫМКА»

В давние-давние времена 

Совсем не так жила страна.

Не было и «Денди», «Сего» с «Лего» – тоже.

И игрушки делали,

Кто какие может.

А создавши свой товар,

Выезжали на базар. 

Сделаны из глины

Игрушки всем на диво.

Дети в карусели

На лошадок сели.

На санях – Емеля,

Вот собачка Бимка.

Только все игрушки

Называют «дымка».

  •  
Дымковская игрушка Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Ласково называют эти игрушки-дымка. Они отличаются пышностью форм, богатством отделки, обилием декоративных деталей. Всем нравятся живые, праздничные куклы-барыни, козлы, петухи с расписными хвостами.

Дымковская игрушка

Самой большой известностью пользуются

глиняные игрушки из Дымковской слободы

под Вяткой. Ласково называют эти игрушки-дымка.

Они отличаются пышностью форм, богатством

отделки, обилием декоративных деталей.

Всем нравятся живые, праздничные куклы-барыни,

козлы, петухи с расписными

хвостами.

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геометрический орнамент.

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геометрический орнамент.

Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна.  На белом фоне сверкают малиновый, синий ,зелёный, жёлто-оранжевый цвет. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов- непременно орнамент. Узоры неповторимы, но составлены всегда из одних и тех же символов: кругов, прямых и волнистых линий, точек и небольших овалов, похожих на зёрна. Все эти символы перешли к нам от наших далёких предков.

Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый, синий ,зелёный, жёлто-оранжевый цвет. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов- непременно орнамент. Узоры неповторимы, но составлены всегда из одних и тех же символов: кругов, прямых и волнистых линий, точек и небольших овалов, похожих на зёрна. Все эти символы перешли к нам от наших далёких предков.

ФИЛИМОНОВО Есть под Тулой деревенька,  Филимоново зовут.  И живут там мастерицы,  Что добро в дома несут.  И добро там не простое,  И не злато, серебро.  Филимоновской игрушкой  Называется оно.  Сильно вытянуты шеи  И корова, как жираф,  И медведь, что Змей Горыныч,  Только это просто так.  Чтобы звери, птицы, кони,  Барышни, солдаты,  И коровы, и медведи  Нравились ребятам.  Чтоб добром и красотою сердце согревало.

ФИЛИМОНОВО

  • Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато, серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно. Сильно вытянуты шеи И корова, как жираф, И медведь, что Змей Горыныч, Только это просто так. Чтобы звери, птицы, кони, Барышни, солдаты, И коровы, и медведи Нравились ребятам. Чтоб добром и красотою сердце согревало.
Филимоновская игрушка  Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.  Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.  Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг.

 Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины

Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.

Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекают к себе внимание .

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу».

Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Конь-слуга Солнца. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать.

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.

Конь-слуга Солнца. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать.

Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая Корова – символ плодородия ,могущества и бодрой силы.

Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая

Корова – символ плодородия ,могущества и бодрой силы.

 Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру.  Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру.

Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.

Каргопольская игрушка Древний русский город Каргополь находится в Архангельской области. Для каргопольских игрушек характерна очень условная обобщённая передача образа. Формы игрушки передают лишь самое главное, деталей почти нет. Формы предельно упрощены. Окраска у  большинства фигурок строгая – белая, черная.

Каргопольская игрушка

Древний русский город Каргополь

находится в Архангельской области.

Для каргопольских игрушек характерна

очень условная обобщённая передача образа.

Формы игрушки передают

лишь самое главное, деталей почти нет.

Формы предельно упрощены. Окраска у

большинства фигурок строгая – белая, черная.

Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.

Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину,  блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки -»кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки -»кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист.

Сравнение по форме ДЫМКОВСКАЯ ФИЛИМОНОВСКАЯ КАРГОПОЛЬСКАЯ Нормальные пропорции Вытянутые пропорции Приземистые фигуры Вывод: игрушки отличаются по форме.

Сравнение по форме

ДЫМКОВСКАЯ

ФИЛИМОНОВСКАЯ

КАРГОПОЛЬСКАЯ

Нормальные пропорции

Вытянутые пропорции

Приземистые фигуры

Вывод: игрушки отличаются по форме.

Сравнение по образам Образы ДЫМКОВСКАЯ Баба ФИЛИМОНОВСКАЯ Конь КАРГОПОЛЬСКАЯ Птица Вывод: Все игрушки выражают одни и те же образы

Сравнение по образам

Образы

ДЫМКОВСКАЯ

Баба

ФИЛИМОНОВСКАЯ

Конь

КАРГОПОЛЬСКАЯ

Птица

Вывод: Все игрушки выражают одни и те же образы

Сравнение по цвету ДЫМКОВСКАЯ ФИЛИМОНОВСКАЯ КАРГОПОЛЬСКАЯ Синий Красный Оранжевый Малиновый Золотой Малиново- красный Желтый Изумрудно- зеленый Красный Черный Коричневый Желтый  Вывод: игрушки отличаются по цветовому оформлению.

Сравнение по цвету

ДЫМКОВСКАЯ

ФИЛИМОНОВСКАЯ

КАРГОПОЛЬСКАЯ

Синий

Красный

Оранжевый

Малиновый

Золотой

Малиново- красный

Желтый

Изумрудно- зеленый

Красный

Черный

Коричневый

Желтый

Вывод: игрушки отличаются по цветовому оформлению.

Сегодня народная игрушка служит и прекрасным украшением: поставишь на полку - и вокруг праздник. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим радость приносит» сколько в них веселья, радости и добра!

Сегодня народная игрушка служит и прекрасным украшением: поставишь на полку - и вокруг праздник. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим радость приносит» сколько в них веселья, радости и добра!

Абашевская игрушка В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик,

Абашевская игрушка

В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик,

Абашевская игрушка Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик. В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием (

Абашевская игрушка

  • Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.
  • В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер. Поэтому абашевские заготовки, с точки зрения их игрушечной ценности - безусловно интереснее.
Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми,иногда многоярусными рогами.

Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми,иногда многоярусными рогами.

Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками- синими, зелёными ,  красными, в самых неожиданных сочетаниях.

Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками- синими, зелёными ,

красными, в самых неожиданных сочетаниях.

Сегодня народная игрушка служит и прекрасным украшением: поставишь на полку - и вокруг праздник. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим радость приносит» сколько в них веселья, радости и добра!

Сегодня народная игрушка служит и прекрасным украшением: поставишь на полку - и вокруг праздник. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим радость приносит» сколько в них веселья, радости и добра!

Городецкая игрушка  Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. В начале 1930-х годов новое лицо промыслу создал молодой мастер Ларион Трифонович Потатуев (1912-1941). Свистульки-петушков, баранчиков, коров и прочих животных, лепила в 1950-е – 1980-е годы одаренная народная мастерица - Прасковья Степановна Тимофеева (1925 г.р.) из деревни Рыжухино. Она редко прибегала к укрупненным формам, в основном делала небольшие игрушки, которые выгодно отличались от других местных фигурок пластичностью и разнообразием. В 1980-е годы в Жбанникове плодотворно трудился потомственный мастер-игрушечник Венедикт Степанович Сироткин (1928-1985).

Городецкая игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. В начале 1930-х годов новое лицо промыслу создал молодой мастер Ларион Трифонович Потатуев (1912-1941).

Свистульки-петушков, баранчиков, коров и прочих животных, лепила в 1950-е – 1980-е годы одаренная народная мастерица - Прасковья Степановна Тимофеева (1925 г.р.) из деревни Рыжухино. Она редко прибегала к укрупненным формам, в основном делала небольшие игрушки, которые выгодно отличались от других местных фигурок пластичностью и разнообразием. В 1980-е годы в Жбанникове плодотворно трудился потомственный мастер-игрушечник Венедикт Степанович Сироткин (1928-1985).

Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».
  • Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».
Скопинская игрушка В 90 км от Рязани находится старинный русский город Скопин. Гончарный промысел появился здесь в 17 веке. Это были нехитрые неглазурованные бытовые предметы, нужные в каждом хозяйстве - крынки для молока, горшки, кувшины, миски, черепица для крыш и кирпичи.   Этот промысел появился в Скопине по причине богатых залежей хорошей глины.

Скопинская игрушка

  • В 90 км от Рязани находится старинный русский город Скопин. Гончарный промысел появился здесь в 17 веке. Это были нехитрые неглазурованные бытовые предметы, нужные в каждом хозяйстве - крынки для молока, горшки, кувшины, миски, черепица для крыш и кирпичи. 
  • Этот промысел появился в Скопине по причине богатых залежей хорошей глины.

Скопинская игрушка  Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской области, на левом берегу реки Верды, принесли оригинальные декоративные керамические сосуды, известные со второй половины 19 века и представляющие главное направление деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина представлена, в основном, выразительными фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже встречаются композиции на подставочках, очевидно, предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей.

Скопинская игрушка

Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской области, на левом берегу реки Верды, принесли оригинальные декоративные керамические сосуды, известные со второй половины 19 века и представляющие главное направление деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина представлена, в основном, выразительными фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже встречаются композиции на подставочках, очевидно, предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей.

 Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, и не уступает другим.
  • Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, и не уступает другим.
Скопинским мастерам удалось добиться яркого разнообразия глазури: коричневой, зелёной, жёлтой.

Скопинским мастерам удалось добиться яркого разнообразия глазури: коричневой, зелёной, жёлтой.

Характерными особенностями Скопинской керамики является   лепной орнамент в виде зверей и разноцветная глазурь. Работы выполняются в анималистическом и мифологическом жанре. Лепные фигуры дополняет геометрический орнамент.

Характерными особенностями Скопинской керамики является   лепной орнамент в виде зверей и разноцветная глазурь. Работы выполняются в анималистическом и мифологическом жанре. Лепные фигуры дополняет геометрический орнамент.

Выполнить эскиз скопинской игрушки На представленные образцы можно опираться, но дополнять своими образами.
  • Выполнить
  • эскиз скопинской игрушки

На представленные образцы можно опираться, но дополнять своими образами.

Последовательность построения эскиза: 1. Определить положение формата, согласно задумке;  2. Найти середину листа и провести вертикальную линию.  3. Построить симметричную форму сосуда   4. Придумать и дополнить рисунок сказочными образами в виде носика или ручки.  5. Дополнить изображение геометрическим орнаментом 6.выполнить эскиз в цвете(коричнево-желто-зеленый)

Последовательность построения эскиза:

  • 1. Определить положение формата, согласно задумке; 2. Найти середину листа и провести вертикальную линию. 3. Построить симметричную форму сосуда  4. Придумать и дополнить рисунок сказочными образами в виде носика или ручки. 5. Дополнить изображение геометрическим орнаментом
  • 6.выполнить эскиз в цвете(коричнево-желто-зеленый)