Народная глиняная игрушка
900igr.net
Глиняные игрушки
Глиняные игрушки
Филимоновские игрушки
Дымковские игрушки
Каргопольские
игрушки
Абашевские
игрушки - свистульки
Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.
Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл , который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики , кружочки или четырёхугольники ,а древнейшие символы., которые мастер должен был хорошо знать.
«ДЫМКА»
В давние-давние времена
Совсем не так жила страна.
Не было и «Денди», «Сего» с «Лего» – тоже.
И игрушки делали,
Кто какие может.
А создавши свой товар,
Выезжали на базар.
Сделаны из глины
Игрушки всем на диво.
Дети в карусели
На лошадок сели.
На санях – Емеля,
Вот собачка Бимка.
Только все игрушки
Называют «дымка».
Дымковская игрушка
Самой большой известностью пользуются
глиняные игрушки из Дымковской слободы
под Вяткой. Ласково называют эти игрушки-дымка.
Они отличаются пышностью форм, богатством
отделки, обилием декоративных деталей.
Всем нравятся живые, праздничные куклы-барыни,
козлы, петухи с расписными
хвостами.
Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геометрический орнамент.
Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый, синий ,зелёный, жёлто-оранжевый цвет. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов- непременно орнамент. Узоры неповторимы, но составлены всегда из одних и тех же символов: кругов, прямых и волнистых линий, точек и небольших овалов, похожих на зёрна. Все эти символы перешли к нам от наших далёких предков.
ФИЛИМОНОВО
- Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато, серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно. Сильно вытянуты шеи И корова, как жираф, И медведь, что Змей Горыныч, Только это просто так. Чтобы звери, птицы, кони, Барышни, солдаты, И коровы, и медведи Нравились ребятам. Чтоб добром и красотою сердце согревало.
Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.
Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.
Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг.
Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.
Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекают к себе внимание .
Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу».
Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.
Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.
Конь-слуга Солнца. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать.
Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая
Корова – символ плодородия ,могущества и бодрой силы.
Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру.
Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.
Каргопольская игрушка
Древний русский город Каргополь
находится в Архангельской области.
Для каргопольских игрушек характерна
очень условная обобщённая передача образа.
Формы игрушки передают
лишь самое главное, деталей почти нет.
Формы предельно упрощены. Окраска у
большинства фигурок строгая – белая, черная.
Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.
Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.
Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки -»кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист.
Сравнение по форме
ДЫМКОВСКАЯ
ФИЛИМОНОВСКАЯ
КАРГОПОЛЬСКАЯ
Нормальные пропорции
Вытянутые пропорции
Приземистые фигуры
Вывод: игрушки отличаются по форме.
Сравнение по образам
Образы
ДЫМКОВСКАЯ
Баба
ФИЛИМОНОВСКАЯ
Конь
КАРГОПОЛЬСКАЯ
Птица
Вывод: Все игрушки выражают одни и те же образы
Сравнение по цвету
ДЫМКОВСКАЯ
ФИЛИМОНОВСКАЯ
КАРГОПОЛЬСКАЯ
Синий
Красный
Оранжевый
Малиновый
Золотой
Малиново- красный
Желтый
Изумрудно- зеленый
Красный
Черный
Коричневый
Желтый
Вывод: игрушки отличаются по цветовому оформлению.
Сегодня народная игрушка служит и прекрасным украшением: поставишь на полку - и вокруг праздник. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим радость приносит» сколько в них веселья, радости и добра!
Абашевская игрушка
В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик,
Абашевская игрушка
- Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.
- В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер. Поэтому абашевские заготовки, с точки зрения их игрушечной ценности - безусловно интереснее.
Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми,иногда многоярусными рогами.
Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками- синими, зелёными ,
красными, в самых неожиданных сочетаниях.
Сегодня народная игрушка служит и прекрасным украшением: поставишь на полку - и вокруг праздник. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим радость приносит» сколько в них веселья, радости и добра!
Городецкая игрушка
Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. В начале 1930-х годов новое лицо промыслу создал молодой мастер Ларион Трифонович Потатуев (1912-1941).
Свистульки-петушков, баранчиков, коров и прочих животных, лепила в 1950-е – 1980-е годы одаренная народная мастерица - Прасковья Степановна Тимофеева (1925 г.р.) из деревни Рыжухино. Она редко прибегала к укрупненным формам, в основном делала небольшие игрушки, которые выгодно отличались от других местных фигурок пластичностью и разнообразием. В 1980-е годы в Жбанникове плодотворно трудился потомственный мастер-игрушечник Венедикт Степанович Сироткин (1928-1985).
- Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».
Скопинская игрушка
- В 90 км от Рязани находится старинный русский город Скопин. Гончарный промысел появился здесь в 17 веке. Это были нехитрые неглазурованные бытовые предметы, нужные в каждом хозяйстве - крынки для молока, горшки, кувшины, миски, черепица для крыш и кирпичи.
- Этот промысел появился в Скопине по причине богатых залежей хорошей глины.
Скопинская игрушка
Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской области, на левом берегу реки Верды, принесли оригинальные декоративные керамические сосуды, известные со второй половины 19 века и представляющие главное направление деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина представлена, в основном, выразительными фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже встречаются композиции на подставочках, очевидно, предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей.
- Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, и не уступает другим.
Скопинским мастерам удалось добиться яркого разнообразия глазури: коричневой, зелёной, жёлтой.
Характерными особенностями Скопинской керамики является лепной орнамент в виде зверей и разноцветная глазурь. Работы выполняются в анималистическом и мифологическом жанре. Лепные фигуры дополняет геометрический орнамент.
- Выполнить
- эскиз скопинской игрушки
На представленные образцы можно опираться, но дополнять своими образами.
Последовательность построения эскиза:
- 1. Определить положение формата, согласно задумке; 2. Найти середину листа и провести вертикальную линию. 3. Построить симметричную форму сосуда 4. Придумать и дополнить рисунок сказочными образами в виде носика или ручки. 5. Дополнить изображение геометрическим орнаментом
- 6.выполнить эскиз в цвете(коричнево-желто-зеленый)