Тема : Нико Пиросмани
Выполнила : Чекодаева С.Л., Соловьева Виктория
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Биография Нико Пиросмани
- Творчество Нико Пиросмани
- Закдючение
ВВЕДЕНИЕ
- Грузинский художник-самоучка Нико Пиросманашвили (Пиросмани) прожил трагическую жизнь. Он жил и умер нищим и безвестным, и долгое время его творчество вызывало горячие споры и противоречивые оценки. Одни полностью отрицали его живопись, другие защищали его. Для них в произведениях художника раскрылся особый мир, переданный непосредственно и по-своему глубоко философски. "Нико Пиросмани до того растворился в народе, что нашему поколению трудно уловить черты его индивидуальной жизни. Его будни так таинственны, что, пожалуй, ему придется остаться без обычной биографии..." Эти слова были написаны в 1926 году, но они справедливы и по сей день.
(настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили (Пиросманишвили), 1862 — 5 мая 1918, Тбилиси) — известный грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивизма.
БИОГРАФИЯ НИКО ПИРОСМАНИ
Пиросмани родился предположительно в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом. Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи.
Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси. До конца жизни большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.
Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова — братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи , а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ.
В августе 1914 году после начала войны в Российской Империи был введён сухой закон. Положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, существенно ухудшилось.
5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросманашвили. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника.
Нико Пиросмани скончался в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно, предположительно - общая могила для бедняков на Кукийском кладбище. Наибольшие собрания работ Пиросманашвили находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси. В 1982 году в селе Мирзаани был учреждён дом-музей художника.
ТВОРЧЕСТВО НИКО ПИРОСМАНИ
Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.
Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску.
Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.
портрет Ильи Зданевича (1913) портрет Александра Гаранова (1906).
Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.
Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.
«Жираф».
Наиболее известные работы — «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)»
«Дворник» (1904)
«Медведь в лунную ночь» (1905)
Самой ценной его работой является картина «Маргарита», которую он написал в 1909 году и преподнёс своей возлюбленной. На картине автор показал особый мир гармонии и взаимопонимания, которого ему так не хватало по жизни. Картина сделана в холодной цветовой гамме. Глядя на изображение, невольно создаётся впечатление лёгкости, невесомости. Полотно выполнено в свойственной манере автора, которая впоследствии получила название примитивизм. Сильное чувство сподвигло Пиросмани на то, чтобы написать картину для своей возлюбленной. Впервые Пиросмани встретился с женщиной, которая покорила его сердца и одновременно заставила страдать. Художник так и не смог завоевать Маргариту. По словам автора вряд ли кто-то, вообще, смог достучаться до холодного сердца актрисы. Она приехала в Тифлис с бродячим театром. Там Маргарита блистала на сцене до тех пор, пока ей не пришлось уезжать. Было в её красоте нечто отталкивающее, грозное, непонятное людскому взору, это можно было лишь почувствовать.
Маргарита была воплощением зрелой восточной красавицы. Она хорошо одевалась и следила за своей наружностью. Такой её и запечатлел Пиросмани.
«Рыбак среди скал» – яркий образец портретов Пиросмани на пейзажном фоне. В большинстве работ художника довольно скупая колористика – по той простой причине, что ввиду тотальной бедности, сопровождавшей его всю жизнь. Пиросмани не мог себе позволить разнообразную палитру красок. В данном случае использованы традиционные для Пиросмани цвета – синий, оливковый, ненавязчивый желтый, белый, черный. Пиросмани нередко критиковали за несуразные размеры объектов на его полотнах. «Рыбак среди скал» – не исключение. Человек кажется гигантским, равно как и рыба в половину скалы. В итоге на картине отдельно изображены скалы, отдельно – рыбак, вот его шляпа, а вот его рыба. Мы не задумаемся о том, что происходит с рыбаком вне изображенного момента, много ли рыбы он ловит, большое ли семейство ему приходится кормить. Кто-то по этому поводу упрекает Пиросмани в отсутствии психологизма, а кто-то – видит в простом сюжете само дыхание вечности, не озабоченной вопросами «а что за кадром». Для вечности всё в кадре, и идти некуда – не потому что бесполезно, а потому что всё уже здесь.
«Гумно» (1915)
«Лань» (1916)
«Кутёж трех князей»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Картины Пиросманашвили привлекают врожденным чувством композиции, цвета и сочетаний красок, сдержанностью тонов. Они полны внутренней сосредоточенности и даже торжественности. Искусство Пиросманашвили, доброе, нежное, глубоко правдивое, раскрывает жизнь Грузии в ее многоликом разнообразии, покоряет своей непосредственностью и художественной самобытностью.
Большинство произведений художника хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусств Грузии. Из более чем двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот. Не уцелело ни одной его стенной росписи - после революции все они были сбиты или погибли вместе с домами. Из вывесок, которые он писал во множестве для духанов, в трудные зимы делали печные трубы, и очевидцы рассказывали, как на этих трубах еще долго сохранялись остатки краски, а то и угадывался чей-то фантастический глаз. Сохранилась лишь три фотографии Пиросмани. Не осталось писем, которые он часто писал своей сестре. И стало казаться, что этот гениальный художник жил не в нашем столетии, а в далекие сказочные века. Некоторые даже стали утверждать, что никакого Пиросмани вовсе не было, что это мифический герой, легенда Тифлиса, которая выдумана народом Грузии... К счастью, Пиросмани жил, действительно жил на этой планете Земля