Презентация по теме:
«Использование технологий «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»
Подготовила воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Марьино»
Шкилева Н.Н.
Цель:
формирование у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.
2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.
3. Дать возможность применить полученные знания на практике.
«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
«Утренний круг» – это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить совместные планы, договориться о правилах Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение
(образовательное событие).
Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Организация «Утреннего круга»
Цель:
Создание положительного эмоционального настроя и уверенности у ребенка, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Задачи:
1. Создать эмоциональный настрой на весь день.
2.Установить комфортный социально-психологический климат в детском коллективе через свободное общение со сверстниками
3. Научить ребенка взаимодействию и общению со взрослыми и сверстниками, пополнить речевой запас детей (обогащение активного словаря; развитие связной речи).
Структура «Утреннего круга»
1. Приветствие или «Минутка вхождения в день».
2. «Новости дня»: обмен информацией.
3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.
Пример проведения «Утреннего круга»
Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему.
Дети самостоятельно могут выбрать способ, призывающий их к началу занятия: это могут быть звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия, стихотворение, начатое взрослым, и т. д.) Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя или стоя).
В группе «Сказка» у нас звуковой сигнал – свисток, а в группе «Ягодка» мягкая игрушка – зайка.
1 . Приветствие или «Минутка вхождения в день»
- Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, взять друг друга за руки и поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности.
3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика
- Сегодня день солнечный, теплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией Солнца (дети берутся за руки, руки поднимают к Солнцу, делают выдох, руки направляют в центр круга – выдох).
В группе мы проводим дыхательную гимнастику «Солнышко», пальчиковую гимнастику «Семья».
2. «Новости дня»: обмен информацией
Игра: «Расскажи нам о себе»
(Каждый по очереди рассказывает: фамилия, имя, сколько лет, где и с кем живет, имя друга).
Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность.
«Вечерний круг»
проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте
от 10 до 20 минут.
Организация «Вечернего круга»
Цель:
научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи:
• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).
• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, подвести к самостоятельному решению).
• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).
• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).
• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Рефлексия
Пример проведения «Вечернего круга»
Если требуют обстоятельства, например, в группе произошел конфликт, то «вечерний круг» проводится еще раз, сразу после происшествия.
Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени.
Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.
Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.
Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».
Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.
В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.
Инновационная технология утренних и вечерних кругов позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.