СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ"Автор: Куликова Ирина Юрьевна музыкальный руководитель первой квалификационной категории МБДОУ ДС №37 г.Кузнецк Пензенская область

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация предназначена для ознакомления дошкольников с образом Бабы Яги, слушание.

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ"Автор: Куликова Ирина Юрьевна музыкальный руководитель первой квалификационной категории МБДОУ ДС №37 г.Кузнецк Пензенская область»

Образ Бабы-Яги в русских народных сказках    Автор: Куликова Ирина Юрьевна музыкальный руководитель первой квалификационной категории МБДОУ ДС №37 г.Кузнецк Пензенская область

Образ Бабы-Яги

в русских народных сказках

Автор:

Куликова Ирина Юрьевна

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

МБДОУ ДС №37 г.Кузнецк Пензенская область

Цель работы : Изучение образа Бабы-Яги в русских народных сказках Задачи работы : 1 . Узнать, как появился образ Бабы-Яги. 2. Описать облик Бабы-Яги, выяснить какой у нее характер. 3. Определить род ее занятий. 4. Выяснить в каких отношениях она находится  с людьми.

Цель работы :

Изучение образа Бабы-Яги в русских народных сказках

Задачи работы :

1 . Узнать, как появился образ Бабы-Яги.

2. Описать облик Бабы-Яги, выяснить какой у нее характер.

3. Определить род ее занятий.

4. Выяснить в каких отношениях она находится

с людьми.

Содержание 1. Введение. 2. Баба-Яга в легендах. 3. Баба-Яга в русских н ародных сказках. 4. Три типа Бабы-Яги. 5. Заключение.

Содержание

1. Введение.

2. Баба-Яга в легендах.

3. Баба-Яга в русских н ародных сказках.

4. Три типа Бабы-Яги.

5. Заключение.

Облик Бабы-Яги   Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога.

Облик Бабы-Яги

Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога.

У Бабы-Яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело.

У Бабы-Яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело.

Где живет Баба-Яга Баба-Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. У избушки нет ни окон, ни дверей.

Где живет Баба-Яга

Баба-Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. У избушки нет ни окон, ни дверей.

Вход — со стороны леса, то есть из мира смерти. Забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа.

Вход — со стороны леса, то есть из мира смерти.

Забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа.

 На печке лежит Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос и лежит Баба-Яга, в одном углу нога, в другом другая. Что же это за избушка такая, в которой человек еле помещается и притом лежа? Может быть это гроб?

На печке лежит Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос и лежит Баба-Яга, в одном углу нога, в другом другая. Что же это за избушка такая, в которой человек еле помещается и притом лежа? Может быть это гроб?

По всему видно, что Баба-Яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках.

По всему видно, что Баба-Яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках.

Средства  передвижения Бабы-Яги Передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом.

Средства передвижения Бабы-Яги

Передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят.

Окружение  Бабы Яги Служат ей лягушки , черные коты , в их числе Кот Баюн , вороны и змеи - все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Окружение Бабы Яги

Служат ей лягушки , черные коты , в их числе Кот Баюн , вороны и змеи - все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Руководит обрядом, знает прошлое и будущее

Руководит обрядом, знает прошлое и будущее

Отношение с людьми Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги :  1. Яга-воительница  2. Яга-похитительница  3. Яга-дарительница:  советчица; повелительница сил природы и животного мира; охранительница-покровительница, следящая с помощью своих волшебных помощников за похождениями героя

Отношение с людьми

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги :

1. Яга-воительница

2. Яга-похитительница

3. Яга-дарительница:

советчица; повелительница сил природы и животного мира; охранительница-покровительница, следящая с помощью своих волшебных помощников за похождениями героя

Баба-Яга – воительница В некоторых сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырша. Царство ее находится за тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекой. Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в ее царство богатырей, нападает во главе целого воинства.

Баба-Яга – воительница

В некоторых сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырша. Царство ее находится за тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекой. Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в ее царство богатырей, нападает во главе целого воинства.

С Бабой-Ягой нередко действуют ее дочери или жены ее сыновей

С Бабой-Ягой нередко действуют ее дочери или жены ее сыновей

Баба-Яга – похитительница В избушке старая Баба-Яга прядёт кудель. А на лавочке братец Иванушка сидит, серебряными яблочками играет («Гуси-лебеди») Похищает детей и стремится изжарить их в печи.

Баба-Яга – похитительница

В избушке старая Баба-Яга прядёт кудель. А на лавочке братец Иванушка сидит, серебряными яблочками играет («Гуси-лебеди»)

Похищает детей и стремится изжарить их в печи.

Баба-Яга – дарительница Открывает героям секреты, дает советы, указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.

Баба-Яга – дарительница

Открывает героям секреты, дает советы, указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.

- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.  («Финист-ясный сокол») Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала: -Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали. («Василиса Прекрасная»)

- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. («Финист-ясный сокол»)

Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:

-Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали. («Василиса Прекрасная»)

Кормит-поит пришедшего. («Марья Моревна», Сказка о молодильных яблоках и живой воде»…) Топит баню и выпаривает героя. («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

Кормит-поит пришедшего.

(«Марья Моревна»,

Сказка о молодильных яблоках и живой воде»…)

Топит баню и выпаривает героя.

(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

В русских сказках Баба-Яга злая и добрая. То она грозится поместить череп Ивана- царевича на шест около избушки, то советует Ивану- царевичу, как отыскать Елену Прекрасную.

В русских сказках Баба-Яга злая и добрая. То она грозится поместить череп Ивана- царевича на шест около избушки, то советует Ивану- царевичу, как отыскать Елену Прекрасную.

Баба Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма. Она может быть разной – и доброй, и злой.

Баба Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма.

Она может быть разной – и доброй, и злой.

Сказки о Бабе-Яге 1. Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что. 2. Гуси-лебеди. 3. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. 4. Финист – ясный сокол. 5. Василиса Прекрасная. 6. Две сестры. 7. Два Ивана. 8. Баба-Яга. 9. Медное, серебряное и золотое царство. 10. Иван-царевич и Белый Полянин. 11. Ненаглядная красота. 12. Кащей Бессмертный. 13. Марья Моревна 14. Баба -Яга и заморышек

Сказки о Бабе-Яге

1. Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.

2. Гуси-лебеди.

3. Сказка о молодильных яблоках и живой воде.

4. Финист – ясный сокол.

5. Василиса Прекрасная.

6. Две сестры.

7. Два Ивана.

8. Баба-Яга.

9. Медное, серебряное и золотое царство.

10. Иван-царевич и Белый Полянин.

11. Ненаглядная красота.

12. Кащей Бессмертный.

13. Марья Моревна

14. Баба -Яга и заморышек

Ресурсы Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992.  Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с. http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml - тематические статьи по теме http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах http :// wikipendia.ru

Ресурсы

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с.

http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок

http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа

http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml - тематические статьи по теме

http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки

http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах

http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах

http :// wikipendia.ru

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!