СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "ОБРАЗЫ ИИСУСА ХРИСТА И БОГОМАТЕРИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит с основными типами в иконографии Иисуса Христа (Спас нерукотворный,  Спас Вседержитель, Спас на престоле, Спас в силах) и Богоматери ( Елеуса, Одигитрия, Оранта, Великая Панагия)

Просмотр содержимого документа
«Презентация "ОБРАЗЫ ИИСУСА ХРИСТА И БОГОМАТЕРИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ"»

   ОБРАЗЫ  ИИСУСА ХРИСТА  И  БОГОМАТЕРИ  В РУССКОЙ ИКОНОПИСИ Автор презентации: Калабун Алена Витальевна

ОБРАЗЫ ИИСУСА ХРИСТА И БОГОМАТЕРИ В РУССКОЙ ИКОНОПИСИ

Автор презентации:

Калабун Алена Витальевна

Русь, приняв крещение от Византии, вместе с ним унаследовала и представление о том, что задача живописи воплотить «слово», то есть воплотить в образах христианское вероучение. Древнерусская живопись, все её образы неразрывно связаны с церковью, с самим зданием храма, составляя с ним смысловое и художественное единство. И для того, чтобы этот духовный символический смысл выступал ещё яснее, ещё в Византии была выработана стройная система расположения живописных изображений на стенах. И хотя древнерусское искусство, унаследовавшее в главных чертах эту систему, создало непревзойдённые фрески и мозаики, всё же большую часть в нём занимают иконы – образы, написанные на одной доске.
  • Русь, приняв крещение от Византии, вместе с ним унаследовала и представление о том, что задача живописи воплотить «слово», то есть воплотить в образах христианское вероучение. Древнерусская живопись, все её образы неразрывно связаны с церковью, с самим зданием храма, составляя с ним смысловое и художественное единство. И для того, чтобы этот духовный символический смысл выступал ещё яснее, ещё в Византии была выработана стройная система расположения живописных изображений на стенах. И хотя древнерусское искусство, унаследовавшее в главных чертах эту систему, создало непревзойдённые фрески и мозаики, всё же большую часть в нём занимают иконы – образы, написанные на одной доске.
Слово «икона» произошло от греческого «эйкен», что означает «образ». Это своего рода «книга для неграмотных», призванная раскрыть для верующих смысл Священного Писания. Важно понимать, что для церкви икона – это не просто произведение искусства, а скорее материализованная при помощи линий и красок молитва. Икона сопровождала русского человека в течение всей его жизни; иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Иконой благословляли родители вступающих в брак, иконы брали с собой, идя на битву, отправляясь в странствие. Преобладала икона над фреской и мозаикой и в русских храмах. Причин такого преобладания много: от обилия на Руси сельских деревянных церквей, которые чаще всего не украшались фресками, до стремления русских художников приблизить в храме священный образ к человеку, к молящемуся
  • Слово «икона» произошло от греческого «эйкен», что означает «образ». Это своего рода «книга для неграмотных», призванная раскрыть для верующих смысл Священного Писания. Важно понимать, что для церкви икона – это не просто произведение искусства, а скорее материализованная при помощи линий и красок молитва.
  • Икона сопровождала русского человека в течение всей его жизни; иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Иконой благословляли родители вступающих в брак, иконы брали с собой, идя на битву, отправляясь в странствие. Преобладала икона над фреской и мозаикой и в русских храмах. Причин такого преобладания много: от обилия на Руси сельских деревянных церквей, которые чаще всего не украшались фресками, до стремления русских художников приблизить в храме священный образ к человеку, к молящемуся

ОБРАЗЫ СПАСА

  • Главный, центральный образ всего древнерусского искусства – образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Христианская религия учит, что Иисус Христос – Человек и одновременно Бог и Сын Божий, принесший спасение человеческому роду. «Евангелие» никаких сведений о внешности Иисуса Христа не содержит, предание считает, что источником представлений о ней послужили его прижизненные изображения, каковым считается
  • «Спас Нерукотворный».

Легенда о нерукотворном образе гласит, что во времена жизни Иисуса Христа в малоазийском городе Эдессе жил царь по имени Авгарь. Будучи больным проказой и услышав о чудесах исцеления Иисуса, он послал к нему своего приближённого Ананию с поручением пригласить Иисуса в Эдессу, а если он откажется прийти, написать его портрет. Иисус отказался идти в Эдессу, «ибо в иудее должно свершиться предначертанное», не получился портрет и у Анания: словно некий свет, идущий от Иисуса, мешал художнику уловить его черты. Тогда Иисус Христос попросил чистый плат и, умыв лицо, отёр его этим платом, на котором чудесно отпечатался его лик. Так возник «Спас Нерукотворный», созданный сыном божьим в помощь страждущему человеку. Этот образ воспроизводили многие иконы. Им приписывались свойства помощи и защиты, поэтому на Руси «Спас Нерукотворный» часто помещали над вратами крепостей и на воинских стягах.

 К византийской традиции восходят те обязательные знаки по углам иконы, которыми обозначается божественная суть Спаса.  ~ ~   ic  xc  Голову Спаса традиционно окружает нимб – круг, чаще всего золотой - символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую, безначальную форму. Нимб этот всегда расчерчен крестом – в память о принесённой им за людей крестной жертве, и на его перекрестии располагаются греческие буквы WON  означающие «вечно сущий».  Преображён божественным началом и лик Иисуса Христа: высокие дуги бровей, тонкий нос, широко распахнуты удлинённые глаза. Отрешась от всего внешнего, взгляд исполнен самоуглублённого покоя, в котором постигается недоступное .

К византийской традиции восходят те обязательные знаки по углам иконы, которыми обозначается божественная суть Спаса.

~ ~

ic xc

Голову Спаса традиционно окружает нимб – круг, чаще всего золотой - символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую, безначальную форму. Нимб этот всегда расчерчен крестом – в память о принесённой им за людей крестной жертве, и на его перекрестии располагаются греческие буквы

WON

означающие «вечно сущий».

Преображён божественным началом и лик Иисуса Христа: высокие дуги бровей, тонкий нос, широко распахнуты удлинённые глаза. Отрешась от всего внешнего, взгляд исполнен самоуглублённого покоя, в котором постигается недоступное .

Очень важным и распространённым в древнерусском искусстве был тип, получивший название  «Спас Вседержитель»  - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с «Евангелием» - знаком принесённого им в мир учения, и с правой рукой, десницей, поднятой в благословляющем жесте.

Очень важным и распространённым в древнерусском искусстве был тип,

получивший название

«Спас Вседержитель»

- это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с «Евангелием» - знаком принесённого им в мир учения, и с правой рукой, десницей, поднятой в благословляющем жесте.

 «Спас на престоле»   - композиция, изображающая Иисуса Христа с теми же атрибутами, что и «Спас Вседержитель», но на его царственную власть здесь указывает восседание на престоле (троне).Этот образ более отчётливо напоминает о грядущем суде Владыки мира. Христа была окружена выработанной долгой традицией символическими знаками, олицетворяющими силы небесные и указывающими на полноту его власти над миром .

«Спас на престоле»

- композиция, изображающая Иисуса Христа с теми же атрибутами, что и «Спас Вседержитель», но на его царственную власть здесь указывает восседание на престоле (троне).Этот образ более отчётливо напоминает о грядущем суде Владыки мира.

  • Христа была окружена выработанной долгой традицией символическими знаками, олицетворяющими силы небесные и указывающими на полноту его власти над миром .
 «Спас в силах»  Христос изображён в этой иконографии восседающим на троне, который зиждется на небесах. Тёмный овал небес заполнен образами бесплотных чинов – шестикрылых серафимов и многоочитых престолов. Светлый ромб за фигурой спасителя – его слава, творящая божественная энергия. В углах четыре символа евангелистов.

«Спас в силах»

Христос изображён в этой иконографии восседающим на троне, который зиждется на небесах. Тёмный овал небес заполнен образами бесплотных чинов – шестикрылых серафимов и многоочитых престолов. Светлый ромб за фигурой спасителя – его слава, творящая божественная энергия. В углах четыре символа евангелистов.

ОБРАЗЫ БОГОМАТЕРИ    Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве важное место по своему смыслу и значению в духовной жизни людей занимают образы Богоматери – земной Матери Иисуса Христа. Извечное материнское сострадание обрело здесь высшую полноту – её сердце, «пронзённое» великими муками Сына, навечно отзывчиво на бесчисленные людские страдания, к ней обращаются с мольбой о заступничестве.  «Евангелие» упоминает о Богоматери очень скупо. Но с глубокой древности первые христиане собирали и хранили предания о ней – апокрифы.

ОБРАЗЫ БОГОМАТЕРИ

Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве важное место по своему смыслу и значению в духовной жизни людей занимают образы Богоматери – земной Матери Иисуса Христа. Извечное материнское сострадание обрело здесь высшую полноту – её сердце, «пронзённое» великими муками Сына, навечно отзывчиво на бесчисленные людские страдания, к ней обращаются с мольбой о заступничестве.

«Евангелие» упоминает о Богоматери очень скупо. Но с глубокой древности первые христиане собирали и хранили предания о ней – апокрифы.

 «Елеуса»      Иконографический тип, изображающий Марию и младенца в позах взаимного ласкания, в Византии назывался «Елеуса», что означает «умиление».   Существует предание, что первые иконы с изображением Богоматери были созданы ещё при её жизни автором Евангелие апостолом Лукой. К произведениям художника-евангелиста причислялась и икона «Богоматерь Владимирская», которая считалась покровительницей России. Существует летописное известие, что икона эта была привезена из Царьграда Константинополя). Имя «Владимирская» она получила на Руси: её забрал с собой из Киева, отправляясь в северо-восточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимире, икона обрела свою славу. Мастер, писавший икону, твёрдо соблюдает требования канона. В углах доски он помещает обозначение её личности:  ~ ~  MP  QV начальные буквы греческих слов «Мать Бога». Икона Богосатерь Владимирская

«Елеуса»

 

Иконографический тип, изображающий Марию и младенца в позах взаимного ласкания, в Византии назывался «Елеуса», что означает «умиление».

Существует предание, что первые иконы с изображением Богоматери были созданы ещё при её жизни автором Евангелие апостолом Лукой. К произведениям художника-евангелиста причислялась и икона «Богоматерь Владимирская», которая считалась покровительницей России. Существует летописное известие, что икона эта была привезена из Царьграда Константинополя). Имя «Владимирская» она получила на Руси: её забрал с собой из Киева, отправляясь в северо-восточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимире, икона обрела свою славу. Мастер, писавший икону, твёрдо соблюдает требования канона. В углах доски он помещает обозначение её личности:

~ ~

MP QV начальные буквы греческих слов «Мать Бога».

Икона Богосатерь Владимирская

Фон иконы покрыт золотом – знаком вечного света. А в центре иконы располагает поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно прижавшимся к его щеке. Как всегда, с раннехристианских времён, Мария изображена закутанной в тёмно-вишнёвый плащ – мафорий, звёзды на нём символизируют её девство. Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает Мария в жесте моления. Почитание «Богоматери Владимирской» привело к тому, что на Руси существовало много списков с неё, много её повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе сам тип «Умиление» получил широкое распространение в северо-восточных русских землях.  Феофан Грек Богоматерь Донская
  • Фон иконы покрыт золотом – знаком вечного света. А в центре иконы располагает поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно прижавшимся к его щеке. Как всегда, с раннехристианских времён, Мария изображена закутанной в тёмно-вишнёвый плащ – мафорий, звёзды на нём символизируют её девство. Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает Мария в жесте моления.
  • Почитание «Богоматери Владимирской» привело к тому, что на Руси существовало много списков с неё, много её повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе сам тип «Умиление» получил широкое распространение в северо-восточных русских землях.

Феофан Грек Богоматерь Донская

 «Одигитрия»    Это название  в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этой композиции Богородица изображена в строго фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления, обращённом к Сыну, в младенческом облике которого необычайно ярко и полно проступают черты небесного Владыки.  

«Одигитрия»

 

Это название в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этой композиции Богородица изображена в строго фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления, обращённом к Сыну, в младенческом облике которого необычайно ярко и полно проступают черты небесного Владыки.

  •  
 «Оранта»    С древней ших времён существовал на Руси тип изображения Богоматери, который называется «Оранта»  ( по-латыни «молящаяся»). Мотив Моления Богоматери за людей присутствует, как мы видим, и в «Умилении», и в « Одигитрии», но там он предстаёт в сложном соединении с выражением материнской любви, а в «Оранте» составляет основной смысл образа. Богородица изображена здесь одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Богородица молит за весь род человеческий. В образах богородицы Оранты выделяло искусство черты величавой Владычицы мира, имя «Нерушимая стена» получили эти изображения на Руси. Такой предстаёт она в мозаике, украшающей конху апсиды храма Святой Софии в Киеве

«Оранта»

 

С древней ших времён существовал на Руси тип изображения Богоматери, который называется «Оранта» ( по-латыни «молящаяся»). Мотив Моления Богоматери за людей присутствует, как мы видим, и в «Умилении», и в « Одигитрии», но там он предстаёт в сложном соединении с выражением материнской любви, а в «Оранте» составляет основной смысл образа. Богородица изображена здесь одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Богородица молит за весь род человеческий.

  • В образах богородицы Оранты выделяло искусство черты величавой Владычицы мира, имя «Нерушимая стена» получили эти изображения на Руси. Такой предстаёт она в мозаике, украшающей конху апсиды храма Святой Софии в Киеве
«Великая Панагия»    Со временем, в изображениях Богоматери Оранты стали располагать на её груди диск, где окружённый сиянием славы, представал младенец Иисус Христос. Возникал как бы знак того таинственного воплощения, вочеловечивания от неё всемогущего Бога, которое дало нерушимую мощь Владычицы мира и силу её молитве. Этот тип изображения получил название «Богоматерь Великая Панагия» («Панагия» по-гречески – «всесвятая»)

«Великая Панагия»

 

Со временем, в изображениях Богоматери Оранты стали располагать на её груди диск, где окружённый сиянием славы, представал младенец Иисус Христос. Возникал как бы знак того таинственного воплощения, вочеловечивания от неё всемогущего Бога, которое дало нерушимую мощь Владычицы мира и силу её молитве. Этот тип изображения получил название «Богоматерь Великая Панагия» («Панагия» по-гречески – «всесвятая»)

БЛАГОДАРИМ  ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРИМ

ЗА

ВНИМАНИЕ!