СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Обучение рассказыванию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Всё это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу. Эти речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, комплексный характер.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Обучение рассказыванию"»

 Обучение рассказыванию,  как средство развития связной речи детей     Воспитатели: Серёжкина Т.М. Манина Е.Г.

Обучение рассказыванию,

как средство развития связной речи детей

Воспитатели:

Серёжкина Т.М.

Манина Е.Г.

Актуальность  Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Программой предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.

Актуальность

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Программой предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.

Виды рассказывания 1 . По восприятию: описание игрушек, предметов и явлений; описание картин. 2. По памяти: из личного и коллективного опыта; пересказ литературного произведения. 3. По воображению: творческие рассказы ( по началу…, по плану…, по теме)

Виды рассказывания

1 . По восприятию:

  • описание игрушек, предметов и явлений;
  • описание картин.

2. По памяти:

  • из личного и коллективного опыта;
  • пересказ литературного произведения.

3. По воображению:

  • творческие рассказы ( по началу…, по плану…, по теме)
СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ:    Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, транспорт, животные;).

СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ:

Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, транспорт, животные;).

Репродукции картин мастеров искусства:  - пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.; Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

Репродукции картин мастеров искусства:

- пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.;

Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;  картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН

  • содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
  • картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
  • картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

 Общие требования к организации работы с картиной: 1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.  2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.  3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.  4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.  5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.  6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Общие требования к организации

работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин –

это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.   5. Описание пейзажной картины и натюрморта.  Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Этапы обучения рассказыванию  по картине  Младший дошкольный возраст Осуществляется подготовительный этап, Цель его - обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Проводятся дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

Этапы обучения рассказыванию по картине

Младший дошкольный возраст

Осуществляется подготовительный этап,

Цель его - обогатить словарь, активизировать речь детей,

  • научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
  • Проводятся дидактические игры с предметными картинками:
  • малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.
В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня».   Основной вид занятия по картине - беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют: «Кошка Мурка лежит на ... (коврике), у нее маленькие ... (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки.
  • В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня».

  • Основной вид занятия по картине - беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют: «Кошка Мурка лежит на ... (коврике), у нее маленькие ... (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки.

 Описательный рассказ  Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.  Виды описательного рассказа: фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие заданной темы; развернутое описание конкретного объекта;  словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

Описательный рассказ

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

  • фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;
  • описание картины как раскрытие заданной темы;
  • развернутое описание конкретного объекта;
  • словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

Средний дошкольный возраст Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.    Структура занятия:  1. дети молча рассматривают картину,  2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали,  3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный),  4. дети воспроизводят образец,  5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Средний дошкольный возраст

  • Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
  • Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Структура занятия:

1. дети молча рассматривают картину,

2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали,

3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный),

4. дети воспроизводят образец,

5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Детей подводят к рассказыванию по серии сюжетных картин (не более четырёх). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.
  • Детей подводят к рассказыванию по серии сюжетных картин (не более четырёх).
  • Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.
 Старший дошкольный возраст:  Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.   Задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

Старший дошкольный возраст:

Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

Задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

Детей обучают следующим типам высказываний: - описанию и сравнению предметных картин; - описанию сюжетных картин; - повествованию по серии сюжетных картин.

Детей обучают следующим типам высказываний:

  • - описанию и сравнению предметных картин;
  • - описанию сюжетных картин;
  • - повествованию по серии сюжетных картин.

 Структура занятия:   Используется рассматривание картин, уточнение основных моментов сюжета.   Методические приемы: вопросы, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания, план в виде вопросов и указаний.   Продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин.

Структура занятия:

Используется рассматривание картин, уточнение основных моментов сюжета.

Методические приемы: вопросы, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания, план в виде вопросов и указаний.

Продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин.

Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии 1. На доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; 2. Вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное; 3. Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. 4. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать.

Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии

1. На доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;

2. Вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное;

3. Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии.

4. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать.

 Подготовительная к школе группа  Дети самостоятельно составляют описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.  Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина, В. Бианки.

Подготовительная к школе группа

Дети самостоятельно составляют описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина, В. Бианки.

 Структура занятия   Проводится рассказывание по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения», «Летом в парке».  Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями. Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Структура занятия

Проводится рассказывание по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения», «Летом в парке».

Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями. Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

 Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.  В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  • выделение значимых объектов картины;
  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  • объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу «Оживи картину».  Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу «Оживи картину».

Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.

Составление описательного рассказа по теме:  «Дети вешают скворечники» Беседа по содержанию картины - Какое время года изображено на картине?     (На картине изображена ранняя  весна). - Чем вы можете подтвердить ,что это ранняя весна?( На деревьях еще нет листьев, на земле проталины, дети одеты в весеннюю одежду, прилетели птицы) - Кто изображен на картине? (дети) - Чем занимаются дети? (вешают скворечники) - Зачем они это делают? (чтобы птички там жили и выводили птенцов) - Где дети взяли скворечники? (сделали вместе с дедушкой  или папой.) - Придумайте имена детям. - Какой  день изобразил художник на картине и почему вы так думаете? ( день был солнечный, теплый, потому что дети одеты легко по-весеннему, небо голубое , ясное , облачное, на проталинах появилась молодая , зеленая трава) - Кого они увидели на берёзе? - Как они вешали скворечник, что для этого они взяли? - Как вы думаете, понравился ли новый домик скворцам? А как можно назвать картину? ( «Скворцы»;  «Новый домик для скворцов»;  «Скворцы  прилетели» ). - Как вы думаете, что могло   произойти дальше?

Составление описательного рассказа по теме:

«Дети вешают скворечники»

Беседа по содержанию картины

- Какое время года изображено на картине?  

  (На картине изображена ранняя  весна).

- Чем вы можете подтвердить ,что это ранняя весна?( На деревьях еще нет листьев, на земле проталины, дети одеты в весеннюю одежду, прилетели птицы)

- Кто изображен на картине? (дети)

- Чем занимаются дети? (вешают скворечники)

- Зачем они это делают? (чтобы птички там жили и выводили птенцов)

- Где дети взяли скворечники? (сделали вместе с дедушкой  или папой.)

- Придумайте имена детям.

- Какой  день изобразил художник на картине и почему вы так думаете? ( день был солнечный, теплый, потому что дети одеты легко по-весеннему, небо голубое , ясное , облачное, на проталинах появилась молодая , зеленая трава)

- Кого они увидели на берёзе?

- Как они вешали скворечник, что для этого они взяли?

- Как вы думаете, понравился ли новый домик скворцам?

А как можно назвать картину? ( «Скворцы»;  «Новый домик для скворцов»;  «Скворцы  прилетели» ).

- Как вы думаете, что могло   произойти дальше?

Ещё раз внимательно посмотрите на картинку и попробуйте составить рассказ.

План составления рассказа.

-Вначале, расскажите, когда и с кем дети сделали скворечники.

-Далее расскажите, куда они приехали, как они были одеты, какой был день, какие изменения произошли в природе, кого увидели дети.

- Расскажите, как дети вешали скворечники.

-Подумайте и расскажите, что могло произойти дальше.

Примерный рассказ

Саша, Маша и Петя давно ждали весну, им хотелось поехать на дачу. Они попросили папу сделать скворечники. Папа сделал несколько скворечников. Вот наступила долгожданная, теплая весна. Дети с родителями собрались на дачу, они взяли скворечники. День был теплый, Маша надела весеннее пальто, берет и сапожки, ребята надели весенние куртки и шапки. Они выбежали на улицу. Ярко светило солнце, небо было чистое , ясное, снег почти растаял . На проталинах появилась молодая , нежная трава. На высокой берёзе сидели скворцы. Дети побежали за скворечниками. Саша взял лестницу и веревку. Петя и Маша взяли скворечники. За ними побежал пёс по кличке Дружок. Саша привязал скворечник к стволу берёзы. Скворцы обрадовались новому дому и радостно запели. Скворцы залетели в новый домик, он им очень понравился. Они стали обустраивать свое гнёздышко, скоро там появятся скворчата.

Мнемотехника   помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, сокращает время запоминания. Используется при обучении составлению рассказов, при пересказывании, при отгадывании и заучивании…  Для начала детей знакомят с мнемоквадратами, мнемодорожками, затем используют мнемотаблицы.

Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, сокращает время запоминания. Используется при обучении составлению рассказов, при пересказывании, при отгадывании и заучивании… Для начала детей знакомят с мнемоквадратами, мнемодорожками, затем используют мнемотаблицы.

Пересказ  — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. В детском саду практикуется : подробный или близкий к тексту пересказ,  пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот),  пересказ фрагментов (в дидактических играх),  пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона),  инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми, «актерами»).

Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

В детском саду практикуется :

  • подробный или близкий к тексту пересказ,
  • пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот),
  • пересказ фрагментов (в дидактических играх),
  • пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона),
  • инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми, «актерами»).
Подготовительная работа перед пересказом   Подготовка воспитателя: а) выбор произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения; б) анализ произведения и работа над выразительностью исполнения; в) отбор в тексте слов, непонятных детям, и приемы их объяснения.   Подготовка детей к пересказам предполагает: а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом — это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

Подготовительная работа перед пересказом

Подготовка воспитателя:

а) выбор произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения;

б) анализ произведения и работа над выразительностью исполнения;

в) отбор в тексте слов, непонятных детям, и приемы их объяснения.

Подготовка детей к пересказам предполагает:

а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);

б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения;

в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом — это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

Структура занятий по пересказу Вводная часть.  Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях,. 2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию . 3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста. 4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ. 5. Пересказы детей. 6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использо­вать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей .

Структура занятий по пересказу

  • Вводная часть.

Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях,.

2. Первичное чтение произведения.

Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию .

3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия.

Здесь можно использо­вать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей .

Творческое рассказывание- «вид деятельности, который захватывает личность ребёнка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций». (Алексеева М.М., Яшина Б.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»)  Рассказы реалистического характера Рассказы фантастического характера Описания природы Сказки

Творческое рассказывание-

«вид деятельности, который захватывает личность ребёнка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций».

(Алексеева М.М., Яшина Б.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»)

  • Рассказы реалистического характера
  • Рассказы фантастического характера
  • Описания природы
  • Сказки
Структура творческих рассказов:  Экспозиция. Называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида, Завязка. Излагается первое событие, по возможности объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя-тремя эпизодами, Развязка. Следует окончание  Героем сюжетного рассказа может быть и автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии («Как прошел мой день рождения») или сочиняет, предполагает («Как я пойду в первый класс»).

Структура творческих рассказов:

  • Экспозиция. Называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида,
  • Завязка. Излагается первое событие, по возможности объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя-тремя эпизодами,
  • Развязка. Следует окончание

Героем сюжетного рассказа может быть и автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии («Как прошел мой день рождения») или сочиняет, предполагает («Как я пойду в первый класс»).

Приемы обучения рассказыванию Образец рассказа Разбор образца рассказа Воспроизведение плана детьми Коллективное составление рассказа Составление рассказа по частям Оценка Иногда к разбору рассказа товарища привлекают детей

Приемы обучения рассказыванию

  • Образец рассказа
  • Разбор образца рассказа
  • Воспроизведение плана детьми
  • Коллективное составление рассказа
  • Составление рассказа по частям
  • Оценка
  • Иногда к разбору рассказа товарища привлекают детей
Заключение   Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.  Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Всё это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.  Эти речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, комплексный характер.

Заключение

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Всё это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу. Эти речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, комплексный характер.