Обучение рассказыванию,
как средство развития связной речи детей
Воспитатели:
Серёжкина Т.М.
Манина Е.Г.
Актуальность
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Программой предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.
Виды рассказывания
1 . По восприятию:
- описание игрушек, предметов и явлений;
- описание картин.
2. По памяти:
- из личного и коллективного опыта;
- пересказ литературного произведения.
3. По воображению:
- творческие рассказы ( по началу…, по плану…, по теме)
СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ:
Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, транспорт, животные;).
Репродукции картин мастеров искусства:
- пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.;
Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН
- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
- картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
- картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
Общие требования к организации
работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин –
это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
Этапы обучения рассказыванию по картине
Младший дошкольный возраст
Осуществляется подготовительный этап,
Цель его - обогатить словарь, активизировать речь детей,
- научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
- Проводятся дидактические игры с предметными картинками:
- малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.
- В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня».
- Основной вид занятия по картине - беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют: «Кошка Мурка лежит на ... (коврике), у нее маленькие ... (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки.
Описательный рассказ
Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.
Виды описательного рассказа:
- фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;
- описание картины как раскрытие заданной темы;
- развернутое описание конкретного объекта;
- словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).
Средний дошкольный возраст
- Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
- Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Структура занятия:
1. дети молча рассматривают картину,
2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали,
3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный),
4. дети воспроизводят образец,
5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.
- Детей подводят к рассказыванию по серии сюжетных картин (не более четырёх).
- Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.
Старший дошкольный возраст:
Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
Задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.
Детей обучают следующим типам высказываний:
- - описанию и сравнению предметных картин;
- - описанию сюжетных картин;
- - повествованию по серии сюжетных картин.
Структура занятия:
Используется рассматривание картин, уточнение основных моментов сюжета.
Методические приемы: вопросы, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания, план в виде вопросов и указаний.
Продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин.
Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии
1. На доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
2. Вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное;
3. Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии.
4. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать.
Подготовительная к школе группа
Дети самостоятельно составляют описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.
Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина, В. Бианки.
Структура занятия
Проводится рассказывание по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения», «Летом в парке».
Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями. Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.
Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
- выделение значимых объектов картины;
- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
- объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу «Оживи картину».
Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.
Составление описательного рассказа по теме:
«Дети вешают скворечники»
Беседа по содержанию картины
- Какое время года изображено на картине?
(На картине изображена ранняя весна).
- Чем вы можете подтвердить ,что это ранняя весна?( На деревьях еще нет листьев, на земле проталины, дети одеты в весеннюю одежду, прилетели птицы)
- Кто изображен на картине? (дети)
- Чем занимаются дети? (вешают скворечники)
- Зачем они это делают? (чтобы птички там жили и выводили птенцов)
- Где дети взяли скворечники? (сделали вместе с дедушкой или папой.)
- Придумайте имена детям.
- Какой день изобразил художник на картине и почему вы так думаете? ( день был солнечный, теплый, потому что дети одеты легко по-весеннему, небо голубое , ясное , облачное, на проталинах появилась молодая , зеленая трава)
- Кого они увидели на берёзе?
- Как они вешали скворечник, что для этого они взяли?
- Как вы думаете, понравился ли новый домик скворцам?
А как можно назвать картину? ( «Скворцы»; «Новый домик для скворцов»; «Скворцы прилетели» ).
- Как вы думаете, что могло произойти дальше?
Ещё раз внимательно посмотрите на картинку и попробуйте составить рассказ.
План составления рассказа.
-Вначале, расскажите, когда и с кем дети сделали скворечники.
-Далее расскажите, куда они приехали, как они были одеты, какой был день, какие изменения произошли в природе, кого увидели дети.
- Расскажите, как дети вешали скворечники.
-Подумайте и расскажите, что могло произойти дальше.
Примерный рассказ
Саша, Маша и Петя давно ждали весну, им хотелось поехать на дачу. Они попросили папу сделать скворечники. Папа сделал несколько скворечников. Вот наступила долгожданная, теплая весна. Дети с родителями собрались на дачу, они взяли скворечники. День был теплый, Маша надела весеннее пальто, берет и сапожки, ребята надели весенние куртки и шапки. Они выбежали на улицу. Ярко светило солнце, небо было чистое , ясное, снег почти растаял . На проталинах появилась молодая , нежная трава. На высокой берёзе сидели скворцы. Дети побежали за скворечниками. Саша взял лестницу и веревку. Петя и Маша взяли скворечники. За ними побежал пёс по кличке Дружок. Саша привязал скворечник к стволу берёзы. Скворцы обрадовались новому дому и радостно запели. Скворцы залетели в новый домик, он им очень понравился. Они стали обустраивать свое гнёздышко, скоро там появятся скворчата.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, сокращает время запоминания. Используется при обучении составлению рассказов, при пересказывании, при отгадывании и заучивании… Для начала детей знакомят с мнемоквадратами, мнемодорожками, затем используют мнемотаблицы.
Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
В детском саду практикуется :
- подробный или близкий к тексту пересказ,
- пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот),
- пересказ фрагментов (в дидактических играх),
- пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона),
- инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми, «актерами»).
Подготовительная работа перед пересказом
Подготовка воспитателя:
а) выбор произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения;
б) анализ произведения и работа над выразительностью исполнения;
в) отбор в тексте слов, непонятных детям, и приемы их объяснения.
Подготовка детей к пересказам предполагает:
а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);
б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения;
в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом — это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.
Структура занятий по пересказу
Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях,.
2. Первичное чтение произведения.
Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию .
3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей.
6. Заключительная часть занятия.
Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей .
Творческое рассказывание-
«вид деятельности, который захватывает личность ребёнка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций».
(Алексеева М.М., Яшина Б.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»)
- Рассказы реалистического характера
- Рассказы фантастического характера
- Описания природы
- Сказки
Структура творческих рассказов:
- Экспозиция. Называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида,
- Завязка. Излагается первое событие, по возможности объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя-тремя эпизодами,
- Развязка. Следует окончание
Героем сюжетного рассказа может быть и автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии («Как прошел мой день рождения») или сочиняет, предполагает («Как я пойду в первый класс»).
Приемы обучения рассказыванию
- Образец рассказа
- Разбор образца рассказа
- Воспроизведение плана детьми
- Коллективное составление рассказа
- Составление рассказа по частям
- Оценка
- Иногда к разбору рассказа товарища привлекают детей
Заключение
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Всё это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу. Эти речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, комплексный характер.