СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Обучение решению некоторых видов задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической литературе достаточно подробно описана методика обучения решению некоторых видов составных задач. Среди них можно выделить задачи, связанные с пропорциональными величинами (на нахождение четвертого пропорционального, на пропорциональное деление, на нахождение неизвестных по двум разностям), и задачи, связанные с движением.

В учебниках И.И. Аргинской и Л.Г. Петерсон встречаются задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности, на нахождение неизвестных по их сумме и отношению, на исключение неизвестных при помощи вычитания и другие виды задач. Между тем методика обучения их решению не рассматривается.

Однако, как показывает практика, решение некоторых задач указанныхвидов вызывает затруднения у детей.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Обучение решению некоторых видов задач"»

 Обучение решению некоторых видов составных задач     Автор: Акулинушкина  Ирина Васильевна,  учитель начальных классов

Обучение решению некоторых видов составных задач

Автор: Акулинушкина

Ирина Васильевна,

учитель начальных классов

Задачи на нахождение чисел по их сумме и отношению Задача 1. Карандаши разложили в две коробки. В первую коробку положили 1 часть карандашей, во вторую – 2 части. Сколько карандашей в двух коробках, если в первой коробке 12 карандашей? Задача 2. Оля и Света купили тетради. Они разделили их между собой так, что Оля получила 1 часть, а Света – 3 части. Сколько тетрадей получила Света, если Оля получила 3 тетради?

Задачи на нахождение чисел по их сумме и отношению

Задача 1.

Карандаши разложили в две коробки. В первую

коробку положили 1 часть карандашей, во вторую –

2 части. Сколько карандашей в двух коробках, если

в первой коробке 12 карандашей?

Задача 2.

Оля и Света купили тетради. Они разделили их

между собой так, что Оля получила 1 часть, а Света –

3 части. Сколько тетрадей получила Света, если Оля

получила 3 тетради?

Задачи на нахождение чисел по их сумме и отношению  Задача 3.  На двух клумбах 112 цветов. На одной из них цветов  в 3 раза больше, чем на другой. Сколько цветов на  каждой клумбе? 112 шт. ? ?

Задачи на нахождение чисел по их сумме и отношению

Задача 3.

На двух клумбах 112 цветов. На одной из них цветов

в 3 раза больше, чем на другой. Сколько цветов на

каждой клумбе?

112 шт.

?

?

Задачи на нахождение чисел по их сумме и отношению  На двух клумбах 112 цветов. На одной из них цветов 3 части, а на другой-1 часть. Сколько цветов на каждой клумбе?  1) 1+3=4 (ч.)-составляют цветы на двух клумбах  2) 112:4=28 (шт.)-цветов на первой клумбе  3) 112-28=84 (шт.)-цветов на второй клумбе  Ответ: 28 цветов на первой клумбе, 84 цветка на второй клумбе.

Задачи на нахождение чисел по их сумме и отношению

На двух клумбах 112 цветов. На одной из них цветов 3 части, а на другой-1 часть. Сколько цветов на каждой клумбе?

1) 1+3=4 (ч.)-составляют цветы на двух клумбах

2) 112:4=28 (шт.)-цветов на первой клумбе

3) 112-28=84 (шт.)-цветов на второй клумбе

Ответ: 28 цветов на первой клумбе, 84 цветка на второй клумбе.

Задачи на нахождение чисел по их разности и отношению   Задача 4. Яблоки разложили в две корзины так, что в первой корзине оказалась 1 часть яблок, а во второй –3 части. Сколько яблок в каждой корзине, если во второй корзине на 6 яблок больше, чем во второй?

Задачи на нахождение чисел по их разности и отношению

Задача 4.

Яблоки разложили в две корзины так, что в

первой корзине оказалась 1 часть яблок, а во

второй –3 части. Сколько яблок в каждой

корзине, если во второй корзине на 6 яблок

больше, чем во второй?

Задачи на нахождение чисел по их разности и отношению Задача 5.  В плацкартных вагонах скорого поезда на 432  пассажира больше, чем в купейных. Сколько  пассажиров в плацкартных и купейных вагонах  отдельно, если в купейных вагонах пассажиров  в 4 раза меньше, чем в плацкартных? 432 п. ? ?

Задачи на нахождение чисел по их разности и отношению

Задача 5.

В плацкартных вагонах скорого поезда на 432

пассажира больше, чем в купейных. Сколько

пассажиров в плацкартных и купейных вагонах

отдельно, если в купейных вагонах пассажиров

в 4 раза меньше, чем в плацкартных?

432 п.

?

?

Задачи на нахождение чисел по их разности и отношению В плацкартных вагонах скорого поезда на 432 пассажира больше, чем в купейных. Сколько пассажиров в плацкартных и купейных вагонах отдельно, если в купейных вагонах пассажиров 1 часть, а в плацкартном –  4 части?  1) 4-1=3(ч.)-составляют 432 пассажира  2) 432:3=114 (п.)- в купейных вагонах  3) 144 · 4=576 (п.)-  в плацкартных вагонах  Ответ: 144 пассажира в купейных вагонах, 576 пассажиров в плацкартных вагонах.

Задачи на нахождение чисел по их разности и отношению

В плацкартных вагонах скорого поезда на 432 пассажира

больше, чем в купейных. Сколько пассажиров в

плацкартных и купейных вагонах отдельно, если в

купейных вагонах пассажиров 1 часть, а в плацкартном –

4 части?

1) 4-1=3(ч.)-составляют 432 пассажира

2) 432:3=114 (п.)- в купейных вагонах

3) 144 · 4=576 (п.)- в плацкартных вагонах

Ответ: 144 пассажира в купейных вагонах, 576 пассажиров в плацкартных вагонах.

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности   Задача 6.  Альбом и книга стоят 54 рубля. Книга стоит столько же, сколько альбом, и еще 26 рублей. Сколько стоит альбом и сколько стоит книга? А. 54 руб. ? К. А. 26 руб. ?

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности

Задача 6.

Альбом и книга стоят 54 рубля. Книга стоит

столько же, сколько альбом, и еще 26 рублей.

Сколько стоит альбом и сколько стоит книга?

А.

54 руб.

?

К.

А.

26 руб.

?

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности    1) 54-26=28 (руб.)-стоят два альбома  2) 28:2=14(руб.)- стоит один альбом  3) 14+26=40 (руб.)-стоит книга  Ответ: 14 рублей стоит альбом, 40 рублей стоит книга.

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности

1) 54-26=28 (руб.)-стоят два альбома

2) 28:2=14(руб.)- стоит один альбом

3) 14+26=40 (руб.)-стоит книга

Ответ: 14 рублей стоит альбом, 40 рублей стоит книга.

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности   Задача 7. Купили несколько тетрадей в клетку. Тетрадей в линейку купили на 3 больше, чем тетрадей в клетку. Сколько купили тетрадей в клетку и сколько в линейку, если всего купили 13 тетрадей? К. ? 13 т. 3 т. Л. ?

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности

Задача 7.

Купили несколько тетрадей в клетку. Тетрадей

в линейку купили на 3 больше, чем тетрадей

в клетку. Сколько купили тетрадей в клетку и

сколько в линейку, если всего купили 13

тетрадей?

К.

?

13 т.

3 т.

Л.

?

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности  1) 13-3=10 (т.)- в двух стопках тетрадей в клетку  2) 10:2=5(т.)- в клетку  3) 5+3=8 (т.)- в линейку  Ответ: 5 тетрадей купили в клетку, 8 тетрадей в линейку.

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности

1) 13-3=10 (т.)- в двух стопках тетрадей в клетку

2) 10:2=5(т.)- в клетку

3) 5+3=8 (т.)- в линейку

Ответ: 5 тетрадей купили в клетку, 8 тетрадей в линейку.

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности   Задача 8.  На двух полках 79 книг, на одной полке на 11 книг больше, чем на другой. Сколько книг  на каждой полке?

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности

Задача 8.

На двух полках 79 книг, на одной полке на

11 книг больше, чем на другой. Сколько книг

на каждой полке?

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности   На полках 79 книг, на одной полке несколько книг, на другой – столько же и еще 11 книг. Сколько книг на каждой полке?   ? ? 79 кн. 11 кн.

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности

На полках 79 книг, на одной полке несколько

книг, на другой – столько же и еще 11 книг.

Сколько книг на каждой полке?

?

?

79 кн.

11 кн.

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности 1) 79 – 11 = 68 (кн.) – удвоенное количество книг на первой полке 2) 68 : 2 = 34 (кн.) – на первой полке 3) 34 + 11 = 45 (кн.) – на второй полке Ответ: 34 книги на первой полке , 45 книг на второй полке.

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности

1) 79 – 11 = 68 (кн.) – удвоенное количество книг на первой полке

2) 68 : 2 = 34 (кн.) – на первой полке

3) 34 + 11 = 45 (кн.) – на второй полке

Ответ: 34 книги на первой полке , 45 книг на

второй полке.

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности 2 способ 1) 79 + 11 = 90 (кн.) – удвоенное количество книг на второй полке; 2) 90 : 2 = 45 (кн.) – на второй полке; 3) 45 – 11 = 34 (кн.) – на первой полке. Ответ: 34 книги на первой полке , 45 книг на второй полке.

Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности

2 способ

1) 79 + 11 = 90 (кн.) – удвоенное количество книг на

второй полке;

2) 90 : 2 = 45 (кн.) – на второй полке;

3) 45 – 11 = 34 (кн.) – на первой полке.

Ответ: 34 книги на первой полке , 45 книг на

второй полке.

Исключение неизвестного заменой одного неизвестного другим Задача 9 . В гараже стояли машины и мотоциклы. У них вместе 48 колес. Сколько было мотоциклов и сколько машин, если машин и мотоциклов вместе 14. 1) 2 · 14=28 (к.)- было бы, если бы в гараже были только мотоциклы 2) 48-28=20(к.) – на столько больше 3) 4-2=2 (к.)- на столько у каждой машины больше, чем у мотоцикла 4) 20:2=10(шт.) – машин в гараже 5) 14-10=4 (шт.)- мотоциклов в гараже Ответ: 10 машин и 4 мотоцикла в гараже.

Исключение неизвестного заменой одного неизвестного другим

Задача 9 .

В гараже стояли машины и мотоциклы. У них вместе

48 колес. Сколько было мотоциклов и сколько машин,

если машин и мотоциклов вместе 14.

1) 2 · 14=28 (к.)- было бы, если бы в гараже были только мотоциклы

2) 48-28=20(к.) – на столько больше

3) 4-2=2 (к.)- на столько у каждой машины больше, чем у мотоцикла

4) 20:2=10(шт.) – машин в гараже

5) 14-10=4 (шт.)- мотоциклов в гараже

Ответ: 10 машин и 4 мотоцикла в гараже.

Исключение неизвестного заменой одного неизвестного другим 2 способ 1) 4 · 14=56 (к.)- было бы, если бы в гараже были только машины 2) 56-48=8(к.) – на столько меньше 3) 4-2=2 (к.)- на столько у каждой машины больше, чем у мотоцикла 4) 8:2=4(шт.) – мотоциклов в гараже 5) 14-4=10(шт.)- машин в гараже Ответ: 10 машин и 4 мотоцикла в гараже.

Исключение неизвестного заменой одного неизвестного другим

2 способ

1) 4 · 14=56 (к.)- было бы, если бы в гараже были только машины

2) 56-48=8(к.) – на столько меньше

3) 4-2=2 (к.)- на столько у каждой машины больше, чем у мотоцикла

4) 8:2=4(шт.) – мотоциклов в гараже

5) 14-4=10(шт.)- машин в гараже

Ответ: 10 машин и 4 мотоцикла в гараже.

Список интернет-ресурсов: Картинки:  http://images.yandex.ru Список использованной литературы: 1. Бочковская О.Т., Бронникова А.Д.,Новоселов Ф.П. и др. Решение арифметических задач в начальной школе: Пос. для учителей I–IV классов / Под ред. А.С. Пчелко. – М.; Л., 1949. 2. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач: Уч. пос. для студ. высш. пед. уч. заведений. –М.: Изд. центр «Академия», 2002.

Список интернет-ресурсов:

  • Картинки:

http://images.yandex.ru

Список использованной литературы:

  • 1. Бочковская О.Т., Бронникова А.Д.,Новоселов Ф.П. и др. Решение арифметических задач в начальной школе: Пос. для учителей I–IV классов / Под ред. А.С. Пчелко. – М.; Л., 1949.
  • 2. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач: Уч. пос. для студ. высш. пед. уч. заведений. –М.: Изд. центр «Академия», 2002.