Выступление на окружном методическом объединении учителей географии по теме
«Определение средств, методов и путей решения актуальных методических вопросов формирования функциональной грамотности на уроках географии»
Подготовила:
учитель географии
МКОУ «СОШ №5» ИМОСК
Федина Наталья Владимировна
2025 год
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основные содержательные составляющие функциональной грамотности
Глобальные компетенции
Креативное
мышление
Математическая
Естественно- научная
Финансовая
Читательская
Пути формирования функциональной грамотности
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через
работу с текстом;
работу с географической картой;
работу со статистическими данными.
Приемы работы с текстом
- составление таблицы на основе текста параграфа
- комментированное чтение
- составление схемы по прочитанному тексту
- нахождение географических ошибок в тексте
Например, чтение и анализ художественного текста (ВПР 6 класса, задание №7)
По тексту стихотворения определите, о какой природной зоне и о каком материке идет речь.
Тут природа монотонна
И зависит от сезона.
Вот период жарких дней
Перешел в сезон дождей.
И деревья здесь редки.
Мало влаги. Вдоль реки
Галерейные леса
На просторах льяноса.
То ковер из трав душистых,
Пальм раскидистых, пушистых,
То в невыносимый зной
Сохнет, гибнет травостой.
Молочаи и мимозы,
Что на зонтики похожи,
Много кактусов древесных,
Тем ______________ интересна.
Вот такой ландшафт – безлесье,
А точнее – редколесье.
(Саванна)
Задание 1. По каким признакам определили природную зону?
Задание 2. Пользуясь картой «Природные зоны», определите, в пределах какого климатического пояса находится эта природная зона.
Задание 3. Как территория этой природной зоны используется в хозяйственной деятельности?
Прием «толстых» и «тонких» вопросов
"Тонкие” вопросы
"Толстые” вопросы
- Что такое атмосфера?
- Из каких слоев она состоит?
- Как изменяется давление при
подъеме вверх?
- Почему жизнь сосредоточена в
тропосфере?
- Чем опасны озоновые дыры?
- Почему планете необходимы
«легкие»?
- Где на планете может быть прозрачным воздух?
- Аппараты с кислородом на улице - миф или реальность?
Приём «Ромашка Блума»
Простые вопросы
Частью какого огромного материка была Южная
Уточняющие вопросы
Америка?
То есть вы утверждаете, что литосферные
Интерпретационные(объясн
плиты движутся?
яющие) вопросы.
Почему в пустыне Атакама почти не бывает
Творческие вопросы.
Оценочные вопросы.
дождей?
Что может произойти, если леса Амазонии
исчезнут?
Чем географическое положение Африки
Практические вопросы.
отличается от географического положения
Что должен сделать человек для сохранения
Южной Америки?
уникальной природы материка?
Приём
«Ромашка Блума»
Приём «Рассказ с ошибкой»
Сравнение природы Австралии и Африки
Материки Австралия и Африка, два жарких и солнечных материка. Различия:
- Африка - третий по величине материк, Австралия – самый маленький.
- В Африке достаточно много действующих вулканов, в Австралии – 1
- В Австралии пустыни занимают меньшую часть территории, чем в Африке.
- Африка и Австралия расположены на древних платформах.
Задания – мозаики
Используя фрагменты, составь рассказ о
геологической истории планеты в
хронологическом порядке.
- В кайнозое заканчивается последний
ледниковый период, постепенно климат
приобретает нынешний вид. Появляются
человекообразные обезьяны и человек.
- Ученые пришли к выводу о том, что Земля
сформировалась примерно 4,5 млрд лет назад.
Сам процесс ее формирования был очень
длительным и, возможно, начался еще 7 млрд.
лет.
- Мезозой называют временем динозавров и
зубастых птиц.
- В геохронологии Земли эти эры имеют
название докембрий. Он охватывает время 4,5
млрд - 600 млн. лет назад. Его делят на архей и
протерозой.
- Палеозой - эра древней жизни. Началась
примерно 600 млн. лет назад и закончилась 230
млн. лет назад. Палеозой состоит из 7 периодов.
Задания-соотношения
Соотнесите портреты путешественников с текстами о них
- Русский путешественник и натуралист. Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию. В 1878 году избран почётным членом Академии наук.
- Знаменитый французский мореплаватель Погиб со всем составом возглавляемой им
морской кругосветной экспедиции у острова Ваникоро группы Санта- Крус. Его
именем названо несколько географических объектов, включая пролив между Россией и Японией.
- По происхождению - балтийский немец из остзейского дворянского рода. В 1819- 1821 годах был начальником кругосветной антарктической экспедиции, отправленной в южнополярные моря. Она состояла из шлюпов «Восток» и «Мирный», последним командовал Михаил Лазарев
Анализ текста
Используя географические знания,
сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения на эту проблему. Запишите рассуждения, подтверждающие Вашу точку зрения.
Задания ВПР 8 класс
«Богатство земли русской Сибирью
прирастать будет и морями студеными», —
писал Михаил Ломоносов. Почти весь
российский шельф располагается в
холодных морях Северного Ледовитого
океана и Охотского моря. Его протяженность
у берегов России составляет 21% всего
шельфа Мирового океана. Около 70% его
площади перспективны с точки зрения полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа.
Существуют разные точки зрения
относительно экологической целесообразности и экономической эффективности добычи газа на шельфе. Экологи считают, что такая
деятельность нарушает экосистему водной
акватории, экономисты указывают на
необходимость перевода газодобычи с
континента на шельф.
Задания наоборот
Используя текст задания, определите ключевые слова и
назовите страну. Используя данный
текст, составьте задание с ключевыми пропусками и вариантами ответов. Внутриконтинентальное азиатское государство, имеет границы с
самым большим по площади
государством мира и с лидером по численности населения среди стран мира. Бoльшая часть немногочисленного населения
страны ведет кочевой образ жизни,
занимаясь скотоводством.
Монголия азиатское государство,
имеет границы с самым большим по площади государством мира и с лидером по численности населения среди стран мира. Бoльшая часть немногочисленного населения страны ведет образ жизни, занимаясь .
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово может быть
использовано только один раз.
Список слов: 1)приморское
- растениеводство 4)скотоводство 5)оседлый
6)кочевой
Верно-неверно
Используя предложенные утверждения распредели их по группам.
- В США кислотные дожди - одна из распространенных причин плохих урожаев, гибели сельскохозяйственных культур на огромных площадях.
- Молевой сплав леса по рекам нарушает речную фауну и флору.
- Распашка склонов препятствует развитию водной эрозии почв.
- Оттаивание многолетней мерзлоты может приводить к повреждению трубопроводов.
- Образование кислотных дождей связано с развитием атомной энергетики.
- Примером рационального природопользования является создание терриконов вблизи шахт.
- Рекультивация земель - одна из причин сокращения продуктивных сельскохозяйственных угодий.
- Сведение лесов в горных районах способствует возникновению оползней и селевых потоков.
.
Задание – рассуждение
Как вы понимаете данное утверждение, приведите свои доводы.
Мы понимаем геологию на следующее утро после землетрясения.
Ральф Валдо Эмерсон
Работа с географической картой
В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
- Наиболее результативными можно считать следующие приемы:
«Стороны горизонта».
Например, расположите перечисленные горные системы с севера на юг в том порядке, в котором они располагаются на карте мира, начиная с самой северной.
- Альпы 2) Атлас 3) Скандинавские горы. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
«Найди лишнее». Среди имеющихся объектов найти лишний и объяснить почему.
- Онежское , Ладожское ,Псковское, Баренцево
- Онежское , Ладожское ,Псковское, Баренцево
- Байкал ,Каспийское, Ильмень, Азовское 3)Обь, Енисей, Лена, Амур
- Байкал ,Каспийское, Ильмень, Азовское 3)Обь, Енисей, Лена, Амур
4)Волго- Донской, Беломорско- Балтийский,Комсомольск- на-Амуре
Работа с географической картой
Ассоциативные задания.
Буэнос -Айрес- Бухара – начинаются на букву Б.
Буэнос - Айрес- Будапешт- столицы
Буэнос - Айрес- Копенгаген- оба расположены на берегу моря и т.д.
Логические задания , когда объекты в списке
нужно разделить по группам, при этом число групп не указывается.
Ассоциативные загадки (на что похож тот или
иной географический объект). Например, рог
носорога - полуостров Сомали, лежащий тигр –
Скандинавский полуостров.
«Немые» карты.
Это работа с контурными
картами, в которых ученики могут отметить
необходимые объекты и соотнести их с цифровым обозначением.
Работа с картографическим материалом
Фермер выбирает участок
для закладки
нового нужен весной летом всего
фруктового сада. Ему
участок, на котором
рано сходит снег, а
почва лучше
прогревается солнцем.
Он иметь
расположение, удобное для
также должен
вывоза собранного урожая на
завод.
консервный Определите, какой
из
участков, обозначенных
на карте цифрами 1, 2 или 3,
отвечает
больше всего указанным
требованиям.
Для
обоснования Вашего
ответа
приведите два довода.
Работа со статистическими материалами (развитие математической грамотности)
Работа со статистическими материалами
ВПР 6 класс. Задание №8
Математическая грамотность
А= Тmax - Tmin
Плотность населения = Численность населения / площадь региона
Работа с диаграммами
Естественно-научная грамотность на уроках географии
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам,
связанным с естественными науками, и его готовность
интересоваться естественнонаучными идеями.
В исследовании PISA названы тематические области, которые относятся к естественнонаучной грамотности:
-здоровье;
-природные ресурсы;
-окружающая среда
-опасности и риски;
-связь науки и технологий.
Задания- мозаики в ВПР
Чем мы дышим?
Чем мы дышим?
Углекислый газ в природе и его значение
Текст для чтения
Давайте рассмотрим свойства вещества, с которым каждый из нас встречается каждый день. Это углекислый газ. В газообразном состоянии он существует при обычных температурах. Он содержится в воздухе, выделяется в процессе дыхания животных и растений. Пузырьки лимонада – тот самый углекислый газ.
При повышенном давлении этот газ превращается в жидкость (жидкая углекислота). В пищевой промышленности используется как консервант и обозначается на упаковке под кодом Е 290, а также в качестве разрыхлителя теста.
При сильном охлаждении (до минус 78,5 градусов Цельсия) он кристаллизуется и становится так называемым сухим льдом, который широко используется в торговле для хранения замороженных продуктов в рефрижераторах.
Углекислый газ не имеет цвета и запаха. В обычных условиях он не имеет и вкуса. Он не поддерживает горение, поэтому его используют в огнетушителях.
Углекислый газ содержится в полезных ископаемых: угле, нефти, торфе, известняке.
Основными источниками углекислого газа, связанными с деятельностью человек, являются:
• промышленные выбросы, связанные с процессами сгорания;
• автомобильный транспорт.
Задания:
1. Выполните опыт, сделайте и запишите вывод, воспользовавшись при необходимости иными источниками информации:
Заполните пластиковую бутылку водой доверху и плотно завинтите пробку. Попробуйте сжать бутылку. Теперь попробуйте сжать бутылку с газированной водой или лимонадом. Что вы замечаете?
2. Заполните таблицу:
Название вещества
Углекислый газ
Где используется
Сухой лед
Жидкая углекислота
Название вещества
Где используется
Углекислый газ
Сухой лед
Жидкая углекислота
Вода. Уникальность воды
Текст для чтения
Океан, покрывающий почти всю нашу планету,– это вода. Тучи, облака, туманы – этотоже вода. Бескрайние ледяные просторы Арктики и Антарктиды, снеговые вершины гор– это тоже вода. Вода– самое удивительное вещество на свете.
Судите сами.
Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении – сжимаются. Все, кроме воды. Бросьте твердый кусочек свинца в жидкий свинец, и он утонет, так как он плотнее жидкого, как и подавляющее большинство других веществ. А вода? Твердая вода– лед, имеет плотность меньше, поэтому льдины спокойно плывут по поверхности реки. Расширение воды при отвердевании вызывает разрушение горных пород. Затекая днем в трещины скал, вода ночью замерзает и отделяет куски породы.
Вода является хорошим теплоносителем. Поэтому теплое течение Гольфстрим влияет на погоду в Европе.
Вода требует огромного количества теплоты для своего испарения. Вот почему там, где много воды, даже под палящими лучами солнца бывает не очень жарко.Если бы не эта особенность воды, то один за другим высохли бы мелкие водоемы, дождь испарялся бы еще в воздухе
Недаром вода– единственное вещество, получившее от человека такое множество имен. Твердую воду именуют льдом, градом, снегом, воду в жидком состоянии – собственноводой, росой, дождем, туманом, а в газообразном – паром.
Частицы, из которых состоит вода, расположены близко друг к другу. Между ними действуют силы притяжения и отталкивания. Именно из-за действия сил отталкивания вода является несжимаемой. Таким же свойством обладают другие жидкости.
Выполните задания:
1. Найдите и подчеркните лишнее слово в ряду. Объясните своё решение: туман, иней, облако, пыль, град, водяной пар.
2. Выполните работу по описанию. Придумайте название для опыта. Дайте ответ на вопрос, приведенный в тексте, воспользовавшись при необходимости иными источниками информации.
Налейте до краев воды в стакан. Начните осторожно опускать в воду копейки: лучше всего, если они будут соскальзывать по стенке стакана на дно. Рано или поздно вы увидите, что вода «вылезает» из стакана и не переливается через край... Продолжайте кидать монеты. Сколько их будет всего в стакане, пока, наконец, вода не начнет перетекать через край?Какой вывод можно сделать из этого опыта? (поверхностное натяжение воды)
Естественно-научная грамотность на уроках географии
Объясните причины возникновения данного опасного природного явления