Доклад на тему формирование у учащихся компетентного подхода к изучению биологии
Изменения, происходящие в стране на социально-культурно- экономическом уровне, потребовали от человека другого подхода к качеству образования, к уровню образовательных услуг, к самооценке и самообразованию в течение всей жизни. Сама жизнь требует изменить и школьное образование: от принципа “дать знания” нужно перейти к принципу “научить получать необходимые знания и умения”. Пересмотр требований к подготовке учащихся привел к тому, что одним из приоритетных направлений обновления российского образования явилось внедрение компетентностного подхода в систему общего образования.
Усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания за счет включения сведений прикладного характера.
Реализация деятельностного и компетентностного подходов за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности и развития ключевых компетенций.
Формирование информационной компетентности.
Рассмотрим на конкретных примерах виды компетенций применяемых на уроках биологии:
1. Общекультурная компетенция.
На первых этапах изучения предмета является осознание роли науки биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира; а в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли биологии в бытовой, культурной сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
2. Учебно-познавательная компетенция.
При планировании уроков особо выделяется тот материал, который включён в содержание контрольно-измерительных материалов, и во время урока делается на него особый акцент
Особое внимание уделяется и работе с рисунками, так как они встречаются в составе многих заданий. Если при изучении темы встречаются рисунки – на последующих уроках используем дидактические карточки, где необходимо подписать структуры, либо произвести другие действия с изображёнными рисунками. Совместно, создаются подборки рисунков по разным разделам биологии. Данная форма работы способствует развитию зрительной памяти.
3. Коммуникативная компетенция.
Ученики в процессе совместной деятельности учатся договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов. С первого урока и на каждом занятии вводятся новые биологические термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения естественно-научных дисциплин, уточняются, дополняются и усложняются. На уроках оценивается умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов, оценивается умение формулировать собственное мнение и позицию.
4. Компетенция личностного самосовершенствования.
На уроках биологии ученик учится с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Он учится аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от его собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение. Готовность и способность школьника к осуществлению самодиагностики, и самоанализа формируется на протяжении всего времени изучения биологии, наиболее выражена эта характеристика у учеников старших классов. На уроках и вне занятий проводится индивидуальная работа с учениками, которые по разным причинам работают с опережением или не усваивают в полном объеме учебный материал. В процессе изучения биологии происходит самопознание, осознание себя как части Вселенной, мироздания; происходит осознание предназначения человечества на Земле. Учащиеся начинают ощущать себя как часть природы, учатся любить себя и заботиться о себе.
Для достижения хорошего результата используются различные стратегии критического мышления, способствующие развитию у обучающихся ключевых компетенций.Реклам
Вся жизнь – это череда решений нестандартных производственных и житейских. Эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из различных источников информаций.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки путей формирования личности, способной к самоанализу и анализу ситуации социально-экономического окружения, активно участвующей в социокультурной деятельности и преобразующей ее; самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Компетентностно-ориентированный подход - один из новых концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования. Наличие жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентностный подход требует от учителя переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе. Так, вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т.д. Для реализации компетентностного подхода в обучении применение новых технологий требует соблюдения следующих требований:
соблюдение принципов технологии развивающего обучения путем совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения, включая элементы проектной и исследовательской деятельности;
создание условий для формирования прогностических умений и реализации коммуникативных качеств личности;
диагностика успешности учащихся;
создание учебно-методического комплекса, в соответствии с концепцией личностно-развивающего обучения;
оперативность и объективность контроля знаний;
создание ситуации успеха;
обеспечение внутренней мотивации обучения, заинтересованности в изученном материале;
взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету в рамках дополнительного образования.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Формировать ключевые компетентности в рамках школьной программы, мне как учителю, необходим инструмент. Такими инструментами для меня являются метод проектов, приёмы критического мышления, новые подходы в обучении, использование ИКТ.
Начиная с 6 класса, я использую метод проектов. Проект по продолжительности может занимать один урок, неделю, в рамках раздела и годичные проекты. Этот метод позволяет развивать умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Хочу отметить, что результат оформления ребята выбирают сами.
Такие виды работы имеют большое воспитательное значение и прививают экологическое мышление.
В своей работе я сделала акцент на новые подходы, а именно диалоговое обучение. Обучая учащихся вести диалог, я учу их выполнять определенные правила диалогового взаимодействия, которые гарантируют им успех коммуникации. В процессе диалогового обучения, на занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, в процессе которой ученики изучают различные источники информации, создаются условия для творческой деятельности. В моём понимании, совместная беседа в обучении играет важную роль, потому что ученики выражают своё мнение, аргументированно, видят и понимают, что у одноклассников может быть другое мнение по данной теме, прислушиваются к мнению одноклассников. Особенностью такого обучения является то, что говорю не я, а сами ученики. При обычном стиле разговора в классе, учащиеся имеют мало возможности высказаться, так как я контролирую беседу на уроке, ученики лишь повторяют, за мной и ждут моей оценки, правильно ли они ответили. В этом случае не повышается уровень мышления у учеников и не развиваются речевые навыки. При использовании диалогового обучения на уроках я не контролирую разговор, а управляю темой беседы, наблюдаю за тем, как говорят ученики. При планировании уроков я учитываю особенности диалогического обучения:
организация диалога через постановку вопросов в групповой и парной работе;
создание атмосферы взаимодействия через вовлечение в диалог.
Все свои уроки я провожу в кабинете биологии, который снабжён ноутбуками, цифровыми лабораториями, компьютером, есть интерактивная доска и выход в интернет. Внедряя идеи модуля информационно-коммуникативные технологии, перед собой я ставила цели: повысить мотивацию у учащихся, научить детей организовывать, понимать, оценивать, находить и создавать информацию, развивать когнитивные навыки учащихся, формировать критическое мышление, способствовать умственному потенциалу одаренных и талантливых детей через информационно-коммуникативные технологии на уроках.
Используя презентации, я представляю материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Я считаю, что использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала.
На моих уроках дети выступают с собственными презентациями (создана большая коллекция презентаций). Я считаю эту работу очень полезной, так как для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое, критическое мышление, выступления ребят превращаются в яркие и запоминающиеся презентации. При этом учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, что, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается и элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку учащихся, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодёжной культуры. На сегодняшний день в сборниках единого национального тестирования, внешней оценки деятельности учащихся включены задания ориентированные на выявления уровня сформированности ключевых компетенций.
Компетентностный подход позволяет мне качественно готовить детей к сдаче ЕГЭ.
Выводы:
- Использование информационно – коммуникационных технологий способствует развитию саморегуляции, информационной компетентности.
- Учитывая зону ближайшего развития учеников, подбирать задания дифференцированные.
- Лидеры в классе помогают слабым ученикам, поэтому взаимообучение в группе повышает эффективность обучения.
- Индивидуальные задания повышенной сложности способствуют повышению интеллектуальных способностей одарённых детей.
- Работа в группе, наблюдение, диалог, проблемные ситуации, нестандартные задания, вопросы высокого порядка способствуют развитию критического мышления.
Литература:
Арбузова, Е. Н. Проектирование рефлексивной системы обучения с применением инновационного учебно-методического комплекса по методике обучения биологии: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Е. Н. Арбузова. — Москва, 2015. — 415 с.
Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития / И. О. Загашев, И. И. Заир-Бек. — Санкт-Петербург : Скифия, 2003. — 283 с.
Орлова, Л. Н. Система современного высшего педагогического образования / Л. Н. Орлова // Актуальные проблемы естествознания и естественно-научного образования : материалы IV Международной заочной научно-практической конференции. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2016. — 89—94 с.