Сущность и методы экологического воспитания школьников на уроках географии
Кучерявина Т. А.
учитель географии
МБОУ Войковская школа
Первомайский район
Республика Крым
ЭКОЛОГИЯ – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и окружающей средой.
География – комплексная наука, изучающая природу Земли, население и его хозяйственную деятельность.
Невозможность изучение географических процессов без знаний законов организации экосистем.
Экологическое воспитание – это МЕЖПРЕДМЕТНОЕ образование и воспитание
ОСОБЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1 . СТУПЕНЧАТЫЙ ХАРАКТЕР:
- формирование экологических представлений;
- развитие экологического сознания и чувств;
- формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
- выработка навыков и привычек поведения в природе;
- преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ,
3. СЛОЖНОСТЬ;
4.СКАЧКООБРАЗНОСТЬ;
5. АКТИВНОСТЬ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- развитие экологического сознания;
- формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
- выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
- воспитание устойчивой воли;
- формирование значимых целей экологической деятельности.
Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
- Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат.
- Объектом и субъектом метода обучения является ученик.
Цель экологического воспитания
формирование у учащихся основ экологического сознания и экологической культуры
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Обучающая – формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека.
Воспитательная - воспитывать потребность поведения и деятельность направленных на ведение здорового образа жизни и улучшение состояние окружающей среды.
Развивающая – развивать интеллектуальную сферу, эстетическое восприятие и давать оценку состояния окружающей среды.
Экологический опыт- один из методов формирование экологических знаний
Преимущества
- Занимательность
- Быстрота
- Увидеть процесс во времени
- Наглядность
- Выполнить самостоятельно
- Развивает интерес
Экологический опыт. Вторичное использование сырья .
- Делаем бумагу из макулатуры .
Старые газеты замачиваем и превращаем в однородную массу, добавляем воды и немного краски. Выливаем массу на проволочную сетку, затем переносим на ткань, снимаем сетку, накрываем тканью, кладем груз и сушим. Высохшею бумагу используем.
Экологический опыт. При изучении горных пород и минералов .
Выращиваем кристаллы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ при изучении почв
Определение кислотности почвы своей местности
Экологический опыт с пресной и соленой водой. При изучении темы гидросферы
При впадении реки в море растворенные в ее воде частицы оседают на дно по 2-ум причинам:
- замедляется течение
- под воздействием соли.
Соленая вода ускоряет выпадение осадков.
- Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой.
- В один из стаканов добавьте 2 ч. ложки соли.
- В стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут
Экологический опыт. При изучении темы литосферы
- Под воздействием слабого раствора кислоты начинается реакция и известняк быстро разрушается.
- Химическое выветривание известняков.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Роль дождевого червя в образовании почвы
Образование каменного угля
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Причины изменения окраски у листьев осенью
Как получить в домашних условиях минеральные удобрения
Одним из основных методов экологического воспитания и образования учащихся школ является практическая работа на местности
- изучение видового состава степной растительности;
- изучение почвенного профиля почв;
- изучение местных горных пород и минералов;
- изучение антропогенных ландшафтов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Сохраним уникальность степного Крыма
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экологическая тропа