СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Ораторами не рождаются, ораторами становятся!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации "Ораторами не рождаются, ораторами становятся!" рассматриваются основные аспекты и эжлементы, необходимые для развития навыков успешной публичной речи: определения ораторского искусства и риторики, навыки и умения оратора, уровни ораторского мастерства и структура публчной речи. Лекционный материал и интерактивные элементы - урпажнения на развитие дикции и артикуляции; словесные игры "Удар по слову"; тренинги "Эмпатия" и "Шериф и убийца". Методическая разработка призвана помочь обучающимся поднять свой уровень ораторского мастерства, развить уверенность в общении и доносить свои мысли до аудитории.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Ораторами не рождаются, ораторами становятся!"»

ОРАТОРАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ОРАТОРАМИ СТАНОВЯТСЯ!

ОРАТОРАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ОРАТОРАМИ СТАНОВЯТСЯ!

Блез Паскаль – французский математик, физик, литератор и философ. «Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, хотели глубже в неё вникнуть».     Что же такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Это искусство зародилось в Древней Греции и Древнем мире и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох. Но неизменным остаётся значение риторики для жизни человека.

Блез Паскаль – французский математик, физик, литератор и философ.

«Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, хотели глубже в неё вникнуть».

Что же такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Это искусство зародилось в Древней Греции и Древнем мире и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох. Но неизменным остаётся значение риторики для жизни человека.

Ораторское мастерство учит:   быть уверенными в себе;  вселять уверенность в слушателей;  достигать желаемых высот на любом поприще;  легко вступать в контакт;  свободно владеть речью;  пользоваться уважением окружающих;  влиять на собеседников.       Риторика открывает двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того, чтобы овладеть этим искусством необходимы знания основных понятий риторики, которые вы получите на занятиях по программе «Мастерская слова».

Ораторское мастерство учит:

  • быть уверенными в себе;
  • вселять уверенность в слушателей;
  • достигать желаемых высот на любом поприще;
  • легко вступать в контакт;
  • свободно владеть речью;
  • пользоваться уважением окружающих;
  • влиять на собеседников.

Риторика открывает двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того, чтобы овладеть этим искусством необходимы знания основных понятий риторики, которые вы получите на занятиях по программе «Мастерская слова».

   Актуальность:  в жизни каждый человек часто пользуется устной речью. Но многие дети и взрослые не умеют красиво и интересно выступать перед публикой.      Цель:  ознакомиться со всеми тонкостями успешного выступления и понять, как повысить ораторское мастерство. Задачи:  ознакомиться с понятием «ораторское  искусство», с качествами успешного оратора;  - изучить навыки владения дыханием и голосом;  - систематизировать знание логических основ красноречия,  истории развития ораторского мастерства, личности,  культуры речи и этики общения оратора;    - получить опыт подготовки публичных выступлений и     результативной техники его произнесения.

Актуальность: в жизни каждый человек часто пользуется устной речью. Но многие дети и взрослые не умеют красиво и интересно выступать перед публикой.

Цель: ознакомиться со всеми тонкостями успешного выступления и понять, как повысить ораторское мастерство.

Задачи: ознакомиться с понятием «ораторское искусство», с качествами успешного оратора; - изучить навыки владения дыханием и голосом; - систематизировать знание логических основ красноречия, истории развития ораторского мастерства, личности, культуры речи и этики общения оратора; - получить опыт подготовки публичных выступлений и результативной техники его произнесения.

«Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает». Наполеон Бонопарт Термин «Ораторское искусство» – античного происхождения, от латинского Oratoria. Синонимы: риторика – от греческого Rhetorike и красноречие. Способность, умение говорить красиво и убедительно. Искусная речь, построенная на ораторских приёмах; высокая степень мастерства публичного выступления.

«Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает».

Наполеон Бонопарт

Термин «Ораторское искусство» – античного происхождения, от латинского Oratoria.

Синонимы: риторика – от греческого Rhetorike и красноречие.

  • Способность, умение говорить красиво и убедительно.
  • Искусная речь, построенная на ораторских приёмах; высокая степень мастерства публичного выступления.
Слова умеют плакать и смеяться,  Приказывать, молить и заклинать,  И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. … Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят.  Я.Козловский «Слово» Словесные игры  Игра «Слова» –следующее слово должно начаться с последней буквы предыдущего слова. Например, стол, лампа, апельсин, ноты

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я.Козловский «Слово»

Словесные игры

  • Игра «Слова» –следующее слово должно начаться с последней буквы предыдущего слова. Например, стол, лампа, апельсин, ноты
Словесные игры Игра «Буквы» - называются слова только на одну определенную букву. Например, буква, брат, брошь, булка. Игра «Подбери слова». Называется существительное, и к нему подбираются прилагательные, подходящие к этому существительному. Например, СОБАКА – лохматая, злая, добрая, большая, охотничья, старая и т.д. Или наоборот, подбираются существительные к прилагательному. Например, ЗЕЛЕНЫЙ – елка, трава, яблоко, дом, машина и т.д.

Словесные игры

  • Игра «Буквы» - называются слова только на одну определенную букву. Например, буква, брат, брошь, булка.
  • Игра «Подбери слова». Называется существительное, и к нему

подбираются прилагательные, подходящие к этому существительному. Например, СОБАКА – лохматая, злая, добрая, большая, охотничья, старая и т.д.

Или наоборот, подбираются существительные к прилагательному. Например, ЗЕЛЕНЫЙ – елка, трава, яблоко, дом, машина и т.д.

Игра «Удар по слову»  Нужно называть предложения, делая акцент на разных словах.  «Мы сегодня идем в КИНО»  «Мы СЕГОДНЯ идем в кино»  «МЫ сегодня идем в кино»   Видно, как на смысл фразы  влияет интонация –  смысл полностью меняется.

Игра «Удар по слову»

Нужно называть предложения, делая акцент на разных словах.

«Мы сегодня идем в КИНО»

«Мы СЕГОДНЯ идем в кино»

«МЫ сегодня идем в кино»

Видно, как на смысл фразы

влияет интонация –

смысл полностью меняется.

Ораторское искусство (риторика) -  умение подготовить интересную и красивую речь и выступить перед публикой. Родина риторики – Древняя Греция.  «Пусть зовется оратором тот, кто умеет своей речью убеждать», - говорил великий оратор Цицерон.

Ораторское искусство (риторика) - умение подготовить интересную и красивую речь и выступить перед публикой. Родина риторики – Древняя Греция.

«Пусть зовется оратором тот, кто умеет своей речью убеждать», - говорил великий оратор Цицерон.

Демосфен – великий оратор Древней Греции Для работы над дикцией - клал в рот камни и читал стихи. Для работы над силой голоса – читал стихи на берегу моря, стараясь перекричать шум волн. Для работы над дыханием – читал стихи, поднимаясь в гору. Для избавления от картавости – повторял рычание щенка.

Демосфен – великий оратор Древней Греции

  • Для работы над дикцией - клал в рот камни и читал стихи.
  • Для работы над силой голоса – читал стихи на берегу моря, стараясь перекричать шум волн.
  • Для работы над дыханием – читал стихи, поднимаясь в гору.
  • Для избавления от картавости – повторял рычание щенка.
 Спектр упражнений на развитие дикции и артикуляции.  Зевок – самый простой способ расслабить мышцы гортани. Для этого просто хорошенько зевните. Выполняйте упражнение по 5 минут в день и заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезнут.  Мычание: это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните, на следующем вдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «М». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем на средней громкости, и в конце очень громко.  Рычание: расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р», должно получиться «р-р-р» как у трактора. Повторите упражнение 3 раза, затем прочитайте 10 слов, в которых есть звук «Р». Сопровождайте чтение «раскатистым Р».

Спектр упражнений на развитие дикции и артикуляции.

  • Зевок – самый простой способ расслабить мышцы гортани. Для этого просто хорошенько зевните. Выполняйте упражнение по 5 минут в день и заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезнут.
  • Мычание: это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните, на следующем вдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «М». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем на средней громкости, и в конце очень громко.
  • Рычание: расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р», должно получиться «р-р-р» как у трактора. Повторите упражнение 3 раза, затем прочитайте 10 слов, в которых есть звук «Р». Сопровождайте чтение «раскатистым Р».
Упражнения на дыхание Очень важно правильно дышать. Сделайте вдох на счёт 1, 2, 3, 4, на 5, 6 – задержать дыхание. На счёт 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 –выдох. Повторите задание, но при выдохе считайте вслух. Произнесите скороговорку-считалку: ВДОХ: Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки. ВЫДОХ: Раз Егорка, два Егорка, три Егорка …  и так далее на сколько хватит воздуха.   В идеале нужно дойти до 33. Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки! Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

Упражнения на дыхание

Очень важно правильно дышать.

  • Сделайте вдох на счёт 1, 2, 3, 4, на 5, 6 – задержать дыхание. На счёт 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 –выдох.
  • Повторите задание, но при выдохе считайте вслух.

Произнесите скороговорку-считалку:

ВДОХ: Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки.

ВЫДОХ: Раз Егорка, два Егорка, три Егорка …

и так далее на сколько хватит воздуха.

В идеале нужно дойти до 33.

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
 «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит».  Аристотель, греческий философ и эрудит. Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях,, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей. Задание: составьте список качеств, важных для общения. Чем больше вы включите в этот список качеств, тем интереснее нам будет работать на втором этапе.

«Мы слушаем не речь, а человека, который говорит».

Аристотель, греческий философ и эрудит.

Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях,, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей.

Задание: составьте список качеств, важных для общения. Чем больше вы включите в этот список качеств, тем интереснее нам будет работать на втором этапе.

«Пушкин был собою дурён, но лицо его было выразительно и одушевлённо, ростом он был мал…, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно. Женщинам пушкин нравился, он бывал с ними необыкновенно увлекателен, разговор его становился необыкновенно заманчив. Должно заметить, что редко можно встретить человека, который объяснялся бы так вяло и так несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречивым, когда дело шло о чём-то близком его душе. Тогда-то он являлся поэтом, и гораздо более вдохновенным, чем во всех сочинениях. (Николай Скатов «Пушкин. Русский гений»)

«Пушкин был собою дурён, но лицо его было выразительно и одушевлённо, ростом он был мал…, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно. Женщинам пушкин нравился, он бывал с ними необыкновенно увлекателен, разговор его становился необыкновенно заманчив. Должно заметить, что редко можно встретить человека, который объяснялся бы так вяло и так несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречивым, когда дело шло о чём-то близком его душе. Тогда-то он являлся поэтом, и гораздо более вдохновенным, чем во всех сочинениях.

(Николай Скатов «Пушкин. Русский гений»)

Уровни ораторского мастерства:  Выделяют три уровня ораторского искусства или три уровня успеха оратора:   Владение материалом – «что говорить»;  Владение собой – «как говорить»;  Образ оратора – «кто говорит».

Уровни ораторского мастерства:

Выделяют три уровня ораторского искусства или три уровня успеха оратора:

  • Владение материалом – «что говорить»;
  • Владение собой – «как говорить»;
  • Образ оратора – «кто говорит».

       1 уровень: Владение материалом – «Что говорить?»:  Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, то есть речь с соблюдением норм современного литературного языка;  Словарный запас –хороший оратор, всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент;  Композиция речи.  Речь состоит из 3 частей: Вступление Основная часть Заключение Вступление Основная часть Заключение

1 уровень:

Владение материалом – «Что говорить?»:

  • Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, то есть речь с соблюдением норм современного литературного языка;
  • Словарный запас –хороший оратор, всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент;
  • Композиция речи.

Речь состоит из 3 частей:

  • Вступление Основная часть Заключение
  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

   Структура публичной речи:  Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории, вызвать интерес к предмету речи.  Основная часть – сообщить информацию, обосновать её.  Заключение – суммировать сказанное, сделать выводы, закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

Структура публичной речи:

  • Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории, вызвать интерес к предмету речи.
  • Основная часть – сообщить информацию, обосновать её.
  • Заключение – суммировать сказанное, сделать выводы, закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

От того, как построено вступление зависит первое впечатление слушателей об ораторе.        Вступление – способ включения слушателей в решение главной проблемы речи, привлечение внимания к обсуждаемой теме, вопросу. Необходимо повернуть внимание слушателей в свою сторону, зацепить их неожиданным примером, вопросом, парадоксом. Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать, но если вы в основной части не выдержите оригинальности и яркости выступления, то это один из верных способов уронить себя как оратора.  Поэтому можно блеснуть, но не ослеплять вступлением!

От того, как построено вступление зависит первое впечатление слушателей об ораторе.

Вступление – способ включения слушателей в решение главной проблемы речи, привлечение внимания к обсуждаемой теме, вопросу. Необходимо повернуть внимание слушателей в свою сторону, зацепить их неожиданным примером, вопросом, парадоксом.

Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать, но если вы в основной части не выдержите оригинальности и яркости выступления, то это один из верных способов уронить себя как оратора.

Поэтому можно блеснуть, но не ослеплять вступлением!

   Основная часть: то основное, что хотите сказать, передать, в чём убедить. В главной части последовательно развёртывается тезис на основе взаимодействия со слушателями.   Тезис – это основное положение, которое выступающий собирается доказывать или защищать.

Основная часть:

то основное, что хотите сказать, передать, в чём убедить. В главной части последовательно развёртывается тезис на основе взаимодействия со слушателями.

Тезис – это основное положение, которое выступающий собирается доказывать или защищать.

   Заключение: Завершение речи тоже должно быть продумано. Заключение – это итог, здесь необходимо закрепить и усилить впечатление, побудить к действию, обобщить сказанное, высказать пожелания, утвердить тезис в доступной форме.  Заключение должно быть кратким и ясным!

Заключение:

Завершение речи тоже должно быть продумано. Заключение – это итог, здесь необходимо закрепить и усилить впечатление, побудить к действию, обобщить сказанное, высказать пожелания, утвердить тезис в доступной форме.

Заключение должно быть кратким и ясным!

       2 уровень: Владение собой – «Как говорить?»:       Публичная речь – это владение не только информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория.       К ним относятся:   естественность поведения, техника речи  и контакт с аудиторией.

2 уровень:

Владение собой – «Как говорить?»:

Публичная речь – это владение не только информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория.

К ним относятся:

естественность поведения, техника речи

и контакт с аудиторией.

   Естественность поведения:      Это раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение «оторваться от текста» – не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты и позы.      Неестественное поведение оратора сразу же «считывается» аудиторией и настраивает её против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов, либо наоборот,     чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция.   Отстранённость от аудитории, угрюмый вид оратора.

Естественность поведения:

Это раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение «оторваться от текста» – не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты и позы.

Неестественное поведение оратора сразу же «считывается» аудиторией и настраивает её против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов, либо наоборот,

чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция.

Отстранённость от аудитории, угрюмый вид оратора.

     Техника речи:  Дикция – произнесение звуков. Темп – скорость нашей речи. Интонация – важное смыслоразличительное средство языка. Голос имеет большое значение для оратора.

Техника речи:

  • Дикция – произнесение звуков.
  • Темп – скорость нашей речи.
  • Интонация – важное смыслоразличительное средство языка.
  • Голос имеет большое значение для оратора.

     Практическое задание.  Подготовить выступление на тему: «В чём заключается хороший отдых»?    Не забудьте дать ответы на вопросы:    Как вы любите отдыхать? Что значит для вас выражение «хорошо отдохнуть»? Какой отдых полезный – активный или пассивный? Почему? Может ли отдых быть связан с увлечением человека? Нужно ли планировать свой отдых? Ваше выступление должно занимать не более 3-х минут.

Практическое задание.

Подготовить выступление на тему:

«В чём заключается хороший отдых»?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • Как вы любите отдыхать?
  • Что значит для вас выражение «хорошо отдохнуть»?
  • Какой отдых полезный – активный или пассивный? Почему?
  • Может ли отдых быть связан с увлечением человека?
  • Нужно ли планировать свой отдых?

Ваше выступление должно занимать не более 3-х минут.