СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация"Основные подходы к организации дополнительного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация"Основные подходы к организации дополнительного образования"»

Основные и особенные подходы к организации дополнительного образования Выполнила: Казбанова Е.В.,гр2223д, АГПУ Барнаул-2024г

Основные и особенные подходы к организации дополнительного образования

Выполнила: Казбанова Е.В.,гр2223д, АГПУ

Барнаул-2024г

 Основные подходы к организации дополнительного образования детей   Человеко-ориентированный (индивидуально ориентированный, личностно-ориентированный, субъектно-ориентированный) подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей ближайшего развития.

Основные подходы к организации дополнительного образования детей

  • Человеко-ориентированный (индивидуально ориентированный, личностно-ориентированный, субъектно-ориентированный) подход
  • означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей ближайшего развития.

Индивидуально-ориентированный подход нацеливает педагога дополнительного образования на всестороннее изучение своих воспитанников, получение представления о характере каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения. Педагог признает право ребенка «быть самим собой», на его занятиях ребенок попадает в «ситуацию успеха».

Индивидуально-ориентированный подход

  • нацеливает педагога дополнительного образования на всестороннее изучение своих воспитанников, получение представления о характере каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения.
  • Педагог признает право ребенка «быть самим собой», на его занятиях ребенок попадает в «ситуацию успеха».
Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании предполагает создание условий для развития способности человека к выбору; формирования у него умения рефлексировать, оценивать свою жизнь; творчество; формировать образ «Я»; ответственность; автономность личности. Это забота о взращивании духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. В процессе реализации личностно-ориентированного подхода используются игровые технологии, технологии развивающего, проблемного, исследовательского, проектного, модульного обучения, индивидуального образовательного маршрута .

Личностно-ориентированный подход

  • в дополнительном образовании предполагает создание условий для развития способности человека к выбору; формирования у него умения рефлексировать, оценивать свою жизнь; творчество; формировать образ «Я»; ответственность; автономность личности. Это забота о взращивании духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. В процессе реализации личностно-ориентированного подхода используются игровые технологии, технологии развивающего, проблемного, исследовательского, проектного, модульного обучения, индивидуального образовательного маршрута .
Субъектно-ориентированный подход позволяет формировать средствами дополнительного образования активную личность ребенка, делать его субъектом отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, а также, в силу диалогичности сознания, рефлексии, способным воздействовать и на себя как на объект. Обеспечение сопровождения индивидуальной образовательной «траектории» ребенка, создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества взрослого и ребенка, способствует самореализации личности обучающегося, развитию ее субъектности .

Субъектно-ориентированный подход

  • позволяет формировать средствами дополнительного образования активную личность ребенка, делать его субъектом отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, а также, в силу диалогичности сознания, рефлексии, способным воздействовать и на себя как на объект. Обеспечение сопровождения индивидуальной образовательной «траектории» ребенка, создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества взрослого и ребенка, способствует самореализации личности обучающегося, развитию ее субъектности .
Системный подход Системный подход позволяет рассматривать область дополнительного образования с двух позиций. Во-первых, как целостность, состоящую из многообразия элементов и основанную на вариативных устойчивых связях, со своей организационной структурой, открытую и постоянно взаимодействующую с внешней средой. Во-вторых, как элемент подсистемы для вышестоящих уровней.

Системный подход

Системный подход позволяет рассматривать область дополнительного образования с двух позиций.

  • Во-первых, как целостность, состоящую из многообразия элементов и основанную на вариативных устойчивых связях, со своей организационной структурой, открытую и постоянно взаимодействующую с внешней средой.
  • Во-вторых, как элемент подсистемы для вышестоящих уровней.
Системный подход Рассмотрим в качестве примера дополнительную общеобразовательную программу. Программа – это система. Она характеризуется наличием набора элементов: цель, задачи, содержание, методы, формы, технологии и условия реализации, результат. Связь этих элементов очевидна. Задачи – это шаги на пути к цели, цель – это прогнозируемый результат. Достижение результата невозможно без содержания и использования методического арсенала, материально-технических, кадровых условий.

Системный подход

Рассмотрим в качестве примера дополнительную общеобразовательную программу.

Программа – это система. Она характеризуется наличием набора элементов: цель, задачи, содержание, методы, формы, технологии и условия реализации, результат. Связь этих элементов очевидна. Задачи – это шаги на пути к цели, цель – это прогнозируемый результат. Достижение результата невозможно без содержания и использования методического арсенала, материально-технических, кадровых условий.

Структурный подход Структурный подход к организации дополнительного образования обеспечивает координацию и контроль деятельности подразделений и их работников. Структура позволяет устанавливать схемы взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов

Структурный подход

  • Структурный подход к организации дополнительного образования обеспечивает координацию и контроль деятельности подразделений и их работников. Структура позволяет устанавливать схемы взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов
Структурный подход По своему содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру дополнительного образования, подразделяются на 3 группы: связи непосредственного взаимодействия; отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации; соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации, то есть обеспечивающие соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы .

Структурный подход

  • По своему содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру дополнительного образования, подразделяются на 3 группы:
  • связи непосредственного взаимодействия;
  • отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации;
  • соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации, то есть обеспечивающие соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы .
Синергетический подход Дополнительное образование – это область, состоящая из сложных организованных и самоорганизуемых систем. Это связано с огромным потенциалом данной области, ее доступностью для большинства обучающихся, индивидуализацией и ориентацией на социальный заказ. Синергетический подход позволяет изучать особенности не организованных, а самоорганизуемых систем, характеризующихся большим числом частей, компонентов и подсистем, сложным образом взаимодействующих.

Синергетический подход

  • Дополнительное образование – это область, состоящая из сложных организованных и самоорганизуемых систем. Это связано с огромным потенциалом данной области, ее доступностью для большинства обучающихся, индивидуализацией и ориентацией на социальный заказ. Синергетический подход позволяет изучать особенности не организованных, а самоорганизуемых систем, характеризующихся большим числом частей, компонентов и подсистем, сложным образом взаимодействующих.
Синергетический подход Этот подход позволяет изучать законы развития взаимодействия смежных систем, поиска универсальных способов организации индивидуальной траектории каждого участника образовательной деятельности – педагога, ребенка. Л. Н. Буйлова отмечает, что в контексте синергетического подхода данная сфера рассматривается как сложная образовательная система, способная к постоянной эволюции (изменениям структуры и содержания) за счет активного взаимодействия с внешней средой и другими системами под влиянием объективных и субъективных факторов

Синергетический подход

  • Этот подход позволяет изучать законы развития взаимодействия смежных систем, поиска универсальных способов организации индивидуальной траектории каждого участника образовательной деятельности – педагога, ребенка.
  • Л. Н. Буйлова отмечает, что в контексте синергетического подхода данная сфера рассматривается как сложная образовательная система, способная к постоянной эволюции (изменениям структуры и содержания) за счет активного взаимодействия с внешней средой и другими системами под влиянием объективных и субъективных факторов
Комплексный подход выражается в чётком установлении зависимости и связей между процессами воспитания и обучения, между сторонами учебной и воспитательной деятельности, а также в устранении возможных противоречий и придании всему педагогическому процессу единой целевой направленности. Комплексный подход — это принцип организации и проектирования продуктивного функционирования педагогических процессов и систем. В рамках комплексного подхода важно выделять системообразующие компоненты, к которым можно отнести субъекты образовательного процесса и ведущие звенья (процессы педагогической системы: цели, задачи, принципы, содержание, средства, методы и формы). Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им.

Комплексный подход

  • выражается в чётком установлении зависимости и связей между процессами воспитания и обучения, между сторонами учебной и воспитательной деятельности, а также в устранении возможных противоречий и придании всему педагогическому процессу единой целевой направленности.
  • Комплексный подход — это принцип организации и проектирования продуктивного функционирования педагогических процессов и систем. В рамках комплексного подхода важно выделять системообразующие компоненты, к которым можно отнести субъекты образовательного процесса и ведущие звенья (процессы педагогической системы: цели, задачи, принципы, содержание, средства, методы и формы).
  • Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им.
Комплексный подход   к организации дополнительного образования позволяет связывать отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое. Рассматривать целостность личности как взаимосвязанное взаимодействие всех ее сторон (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, действенно-практической). Рассматривать педагогический процесс как развитость всех его компонентов, скоординированность взаимодействия всех его участников.

Комплексный подход

  • к организации дополнительного образования позволяет связывать отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое. Рассматривать целостность личности как взаимосвязанное взаимодействие всех ее сторон (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, действенно-практической). Рассматривать педагогический процесс как развитость всех его компонентов, скоординированность взаимодействия всех его участников.
Компетентностный подход Компетентностный подход в дополнительном образовании детей это его ориентация на получение конкретных (овеществленных и субъективных) результатов решения задач личностного развития учащихся через освоение дополнительной образовательной программы. Логичным представляется подход к проектированию и разработке дополнительных образовательных программ на основе отбора задач, направленных на развитие ключевых компетентностей учащихся.

Компетентностный подход

  • Компетентностный подход в дополнительном образовании детей это его ориентация на получение конкретных (овеществленных и субъективных) результатов решения задач личностного развития учащихся через освоение дополнительной образовательной программы.
  • Логичным представляется подход к проектированию и разработке дополнительных образовательных программ на основе отбора задач, направленных на развитие ключевых компетентностей учащихся.
Компетентностный подход Компетентностный подход позволяет по-новому рассматривать результаты образования. В дополнительном образовании с позиции компетентностного подхода результатом является формирование базовых жизненных компетенций личности (интеллектуальных, социальных, операционально-технологических, художественно-эстетических, физических) как основы для ее дальнейшего саморазвития.

Компетентностный подход

  • Компетентностный подход позволяет по-новому рассматривать результаты образования. В дополнительном образовании с позиции компетентностного подхода результатом является формирование базовых жизненных компетенций личности (интеллектуальных, социальных, операционально-технологических, художественно-эстетических, физических) как основы для ее дальнейшего саморазвития.
Деятельностный подход В дополнительном образовании деятельностный подход позволяет обеспечивать процесс формирования личности через активную предметную деятельность, активные способы познания и преобразования мира, активное общение с другими людьми. Он реализуется через создание условий для свободного выбора вида деятельности, достижения позитивного результата совместной деятельности педагога и ребенка [1] . Занятия любого педагога дополнительного образования строятся таким образом, что практика преобладает над теорией. Интерактивные формы занятия становятся ведущими. Обучающиеся дополнительного образования поют, рисуют, танцуют, исследуют, изобретают и т. д.

Деятельностный подход

  • В дополнительном образовании деятельностный подход позволяет обеспечивать процесс формирования личности через активную предметную деятельность, активные способы познания и преобразования мира, активное общение с другими людьми. Он реализуется через создание условий для свободного выбора вида деятельности, достижения позитивного результата совместной деятельности педагога и ребенка [1] . Занятия любого педагога дополнительного образования строятся таким образом, что практика преобладает над теорией. Интерактивные формы занятия становятся ведущими. Обучающиеся дополнительного образования поют, рисуют, танцуют, исследуют, изобретают и т. д.
Деятельностный подход Актуальность системно-деятельностного подхода в дополнительном образовании обусловлена тем, что его последовательная реализация повышает эффективность обучения и воспитания по следующим показателям: — Придание результатам дополнительного образования социально и личностно значимого характера; — Более гибкое и прочное усвоение знаний, умений и навыков и возможность их самостоятельного освоения (осмысления) и дальнейшего применения на практике; — Возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; — Существенное повышение мотивации и интереса к дополнительному образованию; — Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития, успешное усвоение знаний, умений  и навыков, развитие картины мира, личностных качеств, характеризующих готовность к межкультурной коммуникации.

Деятельностный подход

Актуальность системно-деятельностного подхода в дополнительном образовании обусловлена тем, что его последовательная реализация повышает эффективность обучения и воспитания по следующим показателям:

— Придание результатам дополнительного образования социально и личностно значимого характера;

— Более гибкое и прочное усвоение знаний, умений и навыков и возможность их самостоятельного освоения (осмысления) и дальнейшего применения на практике;

— Возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

— Существенное повышение мотивации и интереса к дополнительному образованию;

— Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития, успешное усвоение знаний, умений и навыков, развитие картины мира, личностных качеств, характеризующих готовность к межкультурной коммуникации.

Аксиологический подход Аксиологический подход основан на процессе понимания и освоения в области дополнительного образования разных ценностей. Педагоги дополнительного образования при организации образовательной деятельности способствуют формированию ценностей личности (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения), группы и общества. Эти ценности становятся содержанием их деятельности .

Аксиологический подход

  • Аксиологический подход основан на процессе понимания и освоения в области дополнительного образования разных ценностей. Педагоги дополнительного образования при организации образовательной деятельности способствуют формированию ценностей личности (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения), группы и общества. Эти ценности становятся содержанием их деятельности .
Аксиологический подход С точки зрения содержания этого подхода можно определить следующие направления деятельности: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку успешно преодолевать жизненные препятствия; формирование моральной ответственности, обеспечение возможностей для профессионального роста и самореализации, овладение средствами для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья, создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций.

Аксиологический подход

  • С точки зрения содержания этого подхода можно определить следующие направления деятельности: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку успешно преодолевать жизненные препятствия; формирование моральной ответственности, обеспечение возможностей для профессионального роста и самореализации, овладение средствами для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья, создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций.
Рефлексивный подход В организации дополнительного образования предполагает использование в процессе образовательной деятельности личностных механизмов рефлексии, то есть осознание субъектом деятельности ее элементов: способов деятельности, возникающих проблем и путей их решения, эмоциональных изменений, форм коммуникации, методов самоанализа. Рефлексия является средством фиксации достигнутых результатов и непременным атрибутом, сопровождающим индивидуальную образовательную траекторию обучающегося и педагога .

Рефлексивный подход

  • В организации дополнительного образования предполагает использование в процессе образовательной деятельности личностных механизмов рефлексии, то есть осознание субъектом деятельности ее элементов: способов деятельности, возникающих проблем и путей их решения, эмоциональных изменений, форм коммуникации, методов самоанализа. Рефлексия является средством фиксации достигнутых результатов и непременным атрибутом, сопровождающим индивидуальную образовательную траекторию обучающегося и педагога .
Рефлексивный подход Рефлексивные процессы пронизывают деятельность педагога дополнительного образования, проявляясь и в ситуации непосредственного взаимодействия, и в процессе проектирования и конструирования учебной деятельности, и на этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности. Рефлексия выступает как неотъемлемая часть практического мышления педагогического работника, как компонент социально-перцептивных способностей, обеспечивающих процесс адекватного восприятия педагогом обучающихся и самого себя, как необходимая сторона коммуникативного искусства педагога, как компонент стилевой характеристики деятельности.

Рефлексивный подход

  • Рефлексивные процессы пронизывают деятельность педагога дополнительного образования, проявляясь и в ситуации непосредственного взаимодействия, и в процессе проектирования и конструирования учебной деятельности, и на этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности. Рефлексия выступает как неотъемлемая часть практического мышления педагогического работника, как компонент социально-перцептивных способностей, обеспечивающих процесс адекватного восприятия педагогом обучающихся и самого себя, как необходимая сторона коммуникативного искусства педагога, как компонент стилевой характеристики деятельности.
Интегративный подход В рамках интегративного подхода определенный интерес представляет исследование построения теории образования проведенное на основе междисциплинарного системного подхода; идея междисциплинарности (Э. Н. Гусинский) , которая образует силовое поле, удерживающее картину мира данной эпохи. При этом вступает в силу принцип дополнительности, который утверждает принципиальную невозможность описания объекта с помощью какой-либо одной модели.

Интегративный подход

  • В рамках интегративного подхода определенный интерес представляет исследование построения теории образования проведенное на основе междисциплинарного системного подхода; идея междисциплинарности (Э. Н. Гусинский) , которая образует силовое поле, удерживающее картину мира данной эпохи. При этом вступает в силу принцип дополнительности, который утверждает принципиальную невозможность описания объекта с помощью какой-либо одной модели.
Интегративный подход Интегративный подход позволяет дополнительному образованию детей не только усиливать внутренний потенциал организации, но и выходить за пределы своей области, не быть изолированным.

Интегративный подход

  • Интегративный подход позволяет дополнительному образованию детей не только усиливать внутренний потенциал организации, но и выходить за пределы своей области, не быть изолированным.
Вариативный подход Интегративно-вариативный подход предполагает построение дополнительного образования детей на основе выбора вариантов интеграции элементов его внутренней и внешней среды для нахождения оптимального пути реализации цели и соблюдения права субъектов (детей, родителей, педагогов) на выбор вариантов деятельности. Вариативность может обеспечиваться через выбор вариантов интеграции, который должен быть направлен на многообразие, разноуровневость, дифференцированность, преемственность содержания и форм организации дополнительного образования .

Вариативный подход

  • Интегративно-вариативный подход предполагает построение дополнительного образования детей на основе выбора вариантов интеграции элементов его внутренней и внешней среды для нахождения оптимального пути реализации цели и соблюдения права субъектов (детей, родителей, педагогов) на выбор вариантов деятельности.
  • Вариативность может обеспечиваться через выбор вариантов интеграции, который должен быть направлен на многообразие, разноуровневость, дифференцированность, преемственность содержания и форм организации дополнительного образования .
Вариативный подход При этом построение вариантов интеграции должно определяться следующими факторами: потребностями детей, выраженными в социальном заказе; направленностями дополнительного образования; дополнительными образовательными программами; уровнями их освоения; формами организации деятельности; ожидаемыми результатами.

Вариативный подход

  • При этом построение вариантов интеграции должно определяться следующими факторами:
  • потребностями детей, выраженными в социальном заказе;
  • направленностями дополнительного образования;
  • дополнительными образовательными программами;
  • уровнями их освоения;
  • формами организации деятельности;
  • ожидаемыми результатами.
Ситуационный подход Ситуационный подход в области дополнительного образования, сложной и динамической системы, позволяет делать акцент на контекст деятельности, специфику ситуации, тип решаемых задач, внешнюю среду, технологии. Этот подход нацеливает на динамику внешней среды организации, которая может быть разнообразной не только для всей организации, но и для различных ее частей и секторов.

Ситуационный подход

  • Ситуационный подход в области дополнительного образования, сложной и динамической системы, позволяет делать акцент на контекст деятельности, специфику ситуации, тип решаемых задач, внешнюю среду, технологии. Этот подход нацеливает на динамику внешней среды организации, которая может быть разнообразной не только для всей организации, но и для различных ее частей и секторов.
Ситуационный подход Ситуационный подход предполагает, что специфические конкретные подходы и приемы, которые используются для эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться и зависят от конкретной ситуации. Такой подход основывается на ситуационных различиях между организациями дополнительного образования и внутри самих организаций.

Ситуационный подход

  • Ситуационный подход предполагает, что специфические конкретные подходы и приемы, которые используются для эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться и зависят от конкретной ситуации. Такой подход основывается на ситуационных различиях между организациями дополнительного образования и внутри самих организаций.
Список литературы Дополнительное образование детей: история и современность: учебн.пособие/отв.ред. А.В. Золотарева. - М: Юрайт, 2018. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Березина В.А., М., 1998 - 147 с.  Болотова, М.И. Организация семейной досуговой деятельности в УДО: Дисс… канд. пед. наук .: 13.00.05/ Болотова Марина Ивановна., М., 2005 - 363 с. Буйлова, Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06/ Буйлова Любовь Николаевна., М., 1998 - 183 с.

Список литературы

  • Дополнительное образование детей: история и современность: учебн.пособие/отв.ред. А.В. Золотарева. - М: Юрайт, 2018.
  • Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Березина В.А., М., 1998 - 147 с.
  • Болотова, М.И. Организация семейной досуговой деятельности в УДО: Дисс… канд. пед. наук .: 13.00.05/ Болотова Марина Ивановна., М., 2005 - 363 с.
  • Буйлова, Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06/ Буйлова Любовь Николаевна., М., 1998 - 183 с.