МАОУ «СОШ №36» (г.Сыктывкар)
Особенности построения текста
(10 класс)
Харина Лидия Владимировна,
учитель русского языка
и литературы
« Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому». (Большая Советская Энциклопедия – М., 1973. Т.12. Ст.1765.-с.293)
Композиция -
состав и определенное расположение частей,
элементов и образов произведения в некоторой
зн а чимой временн о й последовательности.
Композиция художественного произведения
Композиционные приёмы
- повтор,
- усиление,
- противопоставление,
- монтаж.
(Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2000, с.127)
Повтор – перекличка между началом и концом текста, или повторяющаяся деталь как лейтмотив произведения, или рифма.
Усиление – подбор однородных образов или деталей.
Противопоставление – антитеза образов.
Монтаж – два соседних образа рождают новый смысл.
Типы композиции:
- простая (линейная),
- сложная (трансформационная).
Виды композиции:
1.Кольцевая 2.Зеркальная 3.Линейная 4.Свободная 5.Открытая .
Из воды выходила женщина, удивлённо глазами кося.
Выходила свободно, торжественно, молодая и сильная вся.
Я глядел на летящие линии... Рядом громко играли в "козла",
но тяжёлая белая лилия из волос её чёрных росла.
Шум и смех поражённой компанийки: "Ишь ты, лилия - чудеса!" –
а на синем её купальнике бились алые паруса.
Шла она, белозубая, смуглая, жёлтым берегом наискосок,
только слышались капли смутные с загорелого тела - в песок.
Будет в жизни хорошее, скверное, будут годы дробиться, мельчась,
но и нынче я знаю наверное, что увижу я в смертный мой час.
Будет много святого и вещего, много радости и беды,
но увижу я эту женщину, выходящую из воды...
Определите вид композиции и композиционные приёмы в стихотворении
Евгений Евтушенко
Внесюжетные элементы
1.Описание:
- пейзаж
- портрет
- интерьер
2.Авторские отступления
3.Вставные эпизоды
Сюжетные элементы
Кульминация
Спад
Развитие
действия
действия
Экспозиция
Эпилог
Развязка
Завязка
Сильные позиции текста
1.Название.
2.Эпиграф.
3.Начало текста, главы, части (первое предложение).
4. Конец текста, главы, части (последнее предложение).
5. «Золотое сечение» текста (0,618)
6. Слова в рифме стихотворения.
«Золотое сечение»
Из воды выходила женщина, удивлённо глазами кося.
Выходила свободно, торжественно, молодая и сильная вся.
Я глядел на летящие линии... Рядом громко играли в "козла",
но тяжёлая белая лилия из волос её чёрных росла.
Шум и смех поражённой компанийки: "Ишь ты, лилия - чудеса!" –
а на синем её купальнике бились алые паруса.
Шла она, белозубая, смуглая, жёлтым берегом наискосок,
только слышались капли смутные с загорелого тела - в песок.
Будет в жизни хорошее, скверное, будут годы дробиться, мельчась,
но и нынче я знаю наверное, что увижу я в смертный мой час.
Будет много святого и вещего, много радости и беды,
но увижу я эту женщину, выходящую из воды...
Определите «золотое сечение» стихотворения
Евгений Евтушенко
Определите «золотое сечение» стихотворения
Все было, как положено .
Все было, как положено и как заведено, Но утро непогожее с бедою заодно. Расстались по-хорошему – он вовсе мне не враг. Все было, как положено, да вышло все не так.
Все было, как положено, от счастья в стороне. Казалось невозможным мне, что вспомнит обо мне. Клубилась пыль дорожная любви ушедшей вслед. Все было, как положено, когда надежды нет.
Все было, как положено – жила и не ждала. Но речка заморожена до первого тепла. Пустое да порожнее заполниться должно. Все вышло, как положено и как заведено .
Лариса Рубальская
Проанализируйте композицию стихотворения
Всем на земле хватит места под солнцем, Каждый найдет, что ему суждено. Кто не найдет, тем смириться придется, — Солнце на всех одно. Что ждет нас завтра, мы точно не знаем — Сладостный миг или горестный час. Просто мы волю небес исполняем, Все решено за нас. Сердце греет весна, разрывая бутоны и почки, Душу осенью студит дождливый унылый мотив. А судьба расставляет порой неожиданно точки. Где поставить — решает сама, никого не спросив. Книгу судьбы мы листаем… поспешно, Хочется знать, что там дальше нас ждет. Что в ней написано, то… неизбежно С каждым произойдет. Дни пролетают со скоростью света, Так что попробуй, в седле удержись. ВСЕ МЫ ЛИШЬ ГОСТИ НА ПРАЗДНИКЕ ЭТОМ, С ТИХИМ НАЗВАНИЕМ — …. .
Лариса Рубальская
- Кульминация
- Развязка
- Перипетии в судьбе героя
- Сильные позиции текста
- Эффектные художественные приемы и средства
- Повторы
- Противопоставления
Опорные точки композиции
Композиционный анализ поэтического текста
1.Строфы и стихи. Микротема каждой части.
2.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды.
3.Композиционные приёмы. Повтор, усиление, антитеза, монтаж.
4.Сильные позиции текста. Название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.
Композиционный анализ прозаического текста
1.План текста (микротемы), сюжетная схема.
2.Опорные точки композиции.
3.Повторы и противопоставления.
4.Композиционные приёмы, их роль.
5.Сильные позиции текста.
6.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды.
7.Вид и тип композиции.
8.Роль эпизода в тексте.
9.Система образов персонажей.
10.Смена точек зрения в структуре текста.
11.Временн а я организация текста.
- Что такое эпизод?
- Предположение о роли эпизода в произведении.
- Сжатый пересказ фрагмента.
- Место эпизода в композиции текста. Какие фрагменты до и после?
Почему именно здесь?
- Место эпизода в сюжете произведения. Экспозиция, завязка,
кульминация, развитие действия, развязка, эпилог.
-Какие темы, идеи, проблемы текста нашли отражение в этом фрагменте?
- Расстановка персонажей в эпизоде. Новое в характерах героев.
- Каков предметный мир произведения? Пейзаж, интерьер, портрет.
Почему именно в данном эпизоде?
- Мотивы эпизода. Встреча, спор, дорога, сон и т. д. - Ассоциации. Библейские, фольклорные, античные. - От чьего имени ведётся повествование? Автор, рассказчик, персонаж.
Почему? - Организация речи. Повествование, описание, монолог, диалог. Почему? - Языковые средства художественной изобразительности. Тропы, фигуры. Вывод. Роль эпизода в произведении. Какие темы
произведения развиваются в этом эпизоде?
Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.
Анализ эпизода прозаического текста
Роль эпизода в тексте
1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. 2.Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. 3.Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев 4.Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события.
Методические приёмы:
- Сжатый пересказ.
- Создание простого (сложного, цитатного) плана.
- Мысленная перестановка эпизодов.
- Восстановления пропущенных звеньев текста.
- Выявление принципа группировки действующих лиц.
- Обоснование роли эпизода в тексте.
- Выявление расположения сюжетных линий.
- Обнаружение сюжетных и внесюжетных элементов.
- Придумывание своего финала.
- Сопоставление сюжета и фабулы.
- Составление хронологической схемы.
- Обнаружение различных точек зрения.
- Анализ композиции произведения живописи.
- Подбор иллюстраций к эпизодам.
- Создание своих рисунков.
- Выявление принципа членения материала.
- Обнаружение системы средств создания образа персонажа (портрет, пейзаж, биография, речь и т.д.)
Методические приёмы
Методические приёмы
- Сопоставление эпизодов и образов.
- Отбор ключевых слов и построение словесных рядов.
- Анализ сильных позиций.
- Поиск композиционных приёмов.
- Определение вида композиции.
- Нахождение опорных точек композиции.
- Определение типа композиции.
- Смысл названия произведения.
- Поиск повторов и противопоставлений на всех уровнях текста.
Приём Е. Эткинда
«Вверх по лестнице смыслов»
1.Внешний сюжет.
2.Фантастика и реальность.
3.Природа и человек.
4.Мир и человек.
5.Человек.
Схема композиционного анализа прозаического текста
- Составить план текста (микротемы) или сюжетную
схему (элементы сюжета и внесюжетные
элементы).
- Обнаружить опорные точки композиции.
- Выделить в структуре повторы.
- Обнаружить композиционные приемы.
Определить роль этих приемов.
- Проанализировать сильные позиции текста.
- Найти ключевые слова. Построить словесные
тематические ряды.
- Определить вид и тип композиции.
- Обосновать роль конкретного эпизода в тексте.
- Смысл названия произведения.
Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку из
карельской березы, наполненную землей.
Я принадлежу к людям, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых
усмешек. И я готов преклонить колено перед коробочкой с русской землей и
сказать вслух, не боясь чужих ушей: «Я тебя люблю, земля, меня родившая, и
признаю тебя моей величайшей святыней».
И никакая скептическая философия не заставит меня устыдиться моей
чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена
разуму и расчету.
Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли.
Я пересыпаю ее заботливо и осторожно, чтобы не распылить зря по столу, и
думаю о том, что из всех вещей человека земля была самой любимой и
близкой. Мы, люди от земли, крепко с нею спаяны.
Помню, как бабушка мне говорила: «Проси, внучок, отца свозить тебя в
именье посмотреть нашу землю, потому что от этой земли ты и произошел.
Может быть, когда вырастешь большой, на землю вернешься и станешь
хозяином, надо за последний кусочек держаться крепко».
С тех пор любовь к земле-матери, к ее дыханию и произрастающему в
ней зерну осталась во мне на всю жизнь.
Но больше всего я люблю землю за то, что я вижу в ней
олицетворенным понятие вечности: в ней прошлое слито
воедино с будущим.
(По М. А. Осоргину)
Текст для композиционного анализа
Это был один из бесчисленных эпизодов Гражданской войны. Я ехал по пустынной извивающейся дороге; изредка попадались небольшие рощицы, скрывающие от меня некоторые ее изгибы. Солнце было высоко, воздух почти звенел от жары. Боя больше не было, было тихо; ни позади, ни впереди меня я не видел никого. И вот на одном из поворотов дороги, загибавшейся в этом месте почти под прямым углом, моя лошадь тяжело и мгновенно упала на всем скаку. Я упал вместе с ней в мягкое и темное пространство, потому что мои глаза были закрыты, — но успел высвободить ногу из стремени и почти не пострадал при падении. Поднявшись на ноги, я обернулся и увидел, что очень далеко за мной тяжелым и медленным карьером ехал всадник на огромном белом коне. Я помню, что у меня давно не было винтовки, я, наверное, забыл ее в роще, когда спал. Но у меня остался револьвер, который я с трудом вытащил из новой и тугой кобуры. Я простоял несколько секунд, держа его в руке; было так тихо, что я совершенно отчетливо слышал сухие всхлипывания копыт по растрескавшейся от жары земле. Потом я увидел, как всадник бросил поводья и вскинул к плечу винтовку, которую до тех пор держал наперевес. В эту секунду я выстрелил. Он дернулся в седле, сполз с него и медленно упал на землю. Я оставался неподвижно там, где стоял, две или три минуты. Мне все так же хотелось спать, и я продолжал ощущать все ту же томительную усталость. (Г. Газданов)
Текст для композиционного анализа
Итоговое сочинение по литературе (11 класс)
Критерии оценивания
Критерий №1 «Соответствие теме»
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»)
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №4 «Качество речи»
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также
орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в
сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме
более 5 ошибок на 100 сл ов).
Композиция итогового сочинения
по литературе
- Рассуждения о понятии направления.
2. Формулировка тезиса сочинения
(в соответствии с темой).
3. «Мостик» к аргументированию тезиса.
4. Первый аргумент из художественной
литературы.
5. Краткий вывод по первому аргументу.
6. «Мостик» ко второму аргументу.
7. Второй аргумент из художественной
литературы.
8. Краткий вывод по второму аргументу.
9. Общий вывод по теме сочинения.
Используя подсказки, напишите рассуждение на тему «Что такое любовь»
Любовь – одно из самых загадочных чувств в жизни человека. Любовь может сделать нас счастливыми или несчастными. Одних она окрыляет, другие из-за неё страдают и мучаются.
Многие поэты и писатели обращались к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему. Например, в произведении…
Таким образом, …
Над вечной тайной любви размышляет и … в произведении…
Как видим, …
Итак, истинная любовь очищает и возвышает
всякого человека, преображая его. Умение
жертвовать собой ради любви – это
настоящий дар, данный свыше.
Композиция сочинения
по русскому языку (ЕГЭ)
Проблема
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Собственное мнение
Аргументация собственного мнения (2)
Вывод
Сочинение-рассуждение
по заданному тексту
Пробочное воспитание
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят - удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором.
Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки - специальные пробки, утвержденные министерством просвещения, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла - на пробках.
Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и
слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки
искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Сверла: и как это их сын с
дороги сбился?
(Феликс Кривин. Из цикла «Полусказки»)
Ошибки в построении текста
Логические ошибки
Нарушение последовательности (логики) изложения приводит
к появлению логических ошибок. Логические ошибки состоят в нарушении правил
логического мышления: 1) нарушения последовательности высказывания; 2) отсутствие связи между частями и предложениями; 3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли; 4) раздробление одной микротемы другой микротемой; 5) несоразмерность частей высказывания; 6) отсутствие необходимых частей; 7) перестановка частей текста (если она не обусловлена
заданием к изложению); 8) неоправданная подмена лица, от которого
ведется повествование (например, сначала
от первого, затем от третьего лица).
Логические ошибки
Л1. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий.
На уроке присутствовали директор, библиотекарь , а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова. Он облокотился спиной на батарею. Л2. Нарушение причинно-следственных отношений.
В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо .
Л3. Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.
Л4. Перестановка частей текста
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать? Л5. Неоправданная подмена лица, от которого ведется
повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).
Автор описывает природу севера, вижу снега и
просторы снежных равнин.
Л6. Сопоставление логически несопоставимых
понятий.
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других
научных статей .
Логические ошибки
Композиционно-текстовые ошибки
Л7. Неудачный зачин.
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
Л8. Ошибки в основной части:
а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
Л9. Неудачная концовка.
Дублирование вывода, неоправданное
повторение высказанной ранее мысли.
Практические задания
№ 1.
Верен ли порядок слов в предложениях? Отредактируйте
предложения, изменив порядок слов, где это необходимо. 1).Равнодушие, глупость, честолюбие – все эти
качества не привлекают Маленького Принца
у взрослых. 2). Много людей гибли в годы войны и защищали
Родину.
3). Мне знакомство с Кирсановым и Базаровым
помогло лучше понять людей, кто действительно
что – то делает, а кто только говорит высокие
слова, громкие фразы, отличить честных
от лицемеров.
№ 2.
Почему следующие предложения могут вызвать смех?
Отредактируйте их, вставив, где необходимо, недостающие
элементы или перестроив предложения.
1).Дворник завёл собаку, которая бегает по двору,
на замечания жильцов отвечает нецензурной
бранью.
2) Мой друг принёс домой ежонка, который
стал пить молоко из блюдечка, стал лучше
относиться к обязанностям в доме.
№ 3.
Какую роль играют алогизмы в приведённых ниже
фрагментах из художественных произведений?
На чём построены данные алогизмы? 1). Тишина стоит из века в век – синяя, громовая,
густая (Ю. Кузнецов).
2) И вот уж входит бессловесная, самоуверенно –
смущённая, желанная, всегда прелестная и,
может быть, слегка влюблённая… (И. Северянин).
3) Одним ожесточеньем воли вы брали сердце
и скалу, - цари на каждом бранном поле
и на балу. ( М.Цветаева).
№ 4.
О чём могут свидетельствовать алогизмы в следующих отрывках
из школьных сочинений? Что является их причиной?
Как вы думаете, входило ли в коммуникативную задачу их авторов
намеренное нарушение логичности? 1) . Молодёжь существует с момента существования человечества.
Молодёжь всегда была в центре событий и
развлекалась по первому классу…
2) Автор противится этому, чтобы детей воспитывали в строгости.
Для этого автор использует парцелляцию, иронию и эпитеты.
3) Автор в этом небольшом отрывке использует очень много
риторических вопросов, на которые даже мы, современная
молодёжь, не можем найти ответ.
4) Проблема взаимоотношений отцов и детей всегда
будет актуальной. А жаль!
5) Мальчики и девочки забывают, что родители
нужны не только для того, чтобы «выколачивать»
из них деньги, а для наиболее полного
духовного развития.
№ 5.
Прочитайте фрагмент сочинения. Логично ли он построен? Оцените связность, последовательность изложения мыслей. Ответ обоснуйте. Предложите возможные варианты редактирования.
Нередко среди нас можно встретить людей, идущих по жизни без цели. Таким человеком является моя знакомая – Людмила. Для меня очень странно, как человек, так щедро одарённый природой, может жить одним днём. Она красива не только внутренне, но и внешне. Небольшое, кругленькое личико с еле заметными ямочками на щеках, большие, выразительные, василькового
цвета глаза делают её ещё более
привлекательной. Её взгляду на жизнь
и окружающих можно только
позавидовать.
№ 6.
Найдите ошибки в построении сочинения, а затем
запишите текст в исправленном виде.
Единственная эта верба открывает нам всё
обаяние русской весны. Спокойна речная гладь,
холодно и пусто на речных берегах. Тёмная вода
залила всё: деревья, кусты, берег. Они не накинули
ещё свой наряд и стоят голые, бледные. На волнах
качается лодка. Наверно, её унесло волной. Небо
затянули серые облака. И в этот мрачный день
дарит всем свет и радость цветущая верба. Только
верба открывает нам всё обаяние русской весны.
Верба опушилась жёлтыми барашками. Её жёлтые
веточки – удивительное чудо. Они
выглядят празднично и неожиданно
среди голой природы. А верба стоит
и красуется, смотрясь в зеркало — воду.