Особенности работы с детьми с разным типом темперамента
Выполнила: студентка нгк им. Ушинского Озерова Ю.А.(группа 146зб)
Проверила: учитель анатомии Степанова Ирина Васильевна.
Темперамент - (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.
- Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из темпераментов.
Основные свойства темпераментов у детей:
- Холерик -
В поведении ребенка наблюдаются неугомонность, бесстрашие, рискованность, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, конфликтность. Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные игры, мало спит, импульсивен, излишне самостоятелен. Очень легко приспосабливается к новой обстановке .
«+»
инициативность,
«—»
принципиальность
раздражительность,
аффективность
Особенности работы с детьми типа «холерик»:
Не следует применять наказания, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы, шлепки. Им полезны все виды занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому правилу. Полезно давать им постоянные трудовые поручения, которые необходимо выполнять систематически. Применять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрослого. (!)
От учащихся-холериков нужно постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить, что холерик не любит однообразной кропотливой работы, при этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усиливает его возбуждение.
Основные свойства темпераментов у детей:
- Сангвиник -
Для сангвиника характерны жизнелюбие, оптимизм, деловитость, общительность. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых. Легко и быстро усваивает новое. Мимика богатая, подвижная, выразительная; деятельность продуктивна лишь при наличии интереса; непоседа; рассеян, неаккуратен; фантазер; не злопамятен, не жаден .
Особенности работы с детьми типа «сангвиник»
Ребенок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого — сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.
Использовать подвижные игры, требования спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена деятельностей. У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость, делание доводить начатое дело до конца, серьезное отношение к учебе, труду, другим людям. Предостеречь их от переоценке себя и своих возможностей.
Основные свойства темпераментов у детей:
- Флегматик -
Основными чертами флегматика являются спокойствие, медлительность, неторопливость, сдержанность, миролюбие. Такой ребенок не проявляет бурных реакций на окружающее, мало эмоционален. Ровный, спокойный, редко выходит из себя, упорный труженик, чувства устойчивы, замкнут, играет нешумно, мало двигается, любит порядок и добротность, послушен, пунктуален, новое не любит.
«+»
выдержка, глубина мыслей
«-»
лень, безучастность, безволие
Особенности работы с детьми типа «Флегматик»
«Флегматики» в состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появляется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо после многократного повторения.
Игры на развитие фантазии, занятия музыкой, вышиванием, иногда флегматиков нужно тормошить, заинтересовывать. Внимание преподавателей должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания т.к. они спокойны, никому не мешают. У флегматиков следует развивать недостающие им качества – подвижность, активность, важно не допускать у них потери интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие, вялость, лень и апатию.
Основные свойства темпераментов у детей:
- Меланхолик -
Меланхолику трудно долго на чем-то сосредоточиться, высокая тревожность, мнительность, чувства глубокие, отношения налаживаются трудно, часто задумчив, если расстроится, то плачет долго и горько, застенчив, слишком рассудительный, «маленький взрослый», любит уединение, спокойные игры, быстро устает, боится спорта. Мягкий и послушный кроха.
Особенности работы с детьми типа «меланхолик»
Считаться с его ранимостью, не кричать и не давить на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его. Ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно. Нужно привлекать таких детей в коллективные дела, находя посильное для их выполнения роль.
Требует любящего понимания, грубость недопустима. Использовать такие занятия как лепку, рисование, конструирование, «мягкие» несоревновательные игры. На учащихся меланхоликов надо воздействовать мягко, тактично, чутко, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований еще больше затормаживает их, снижая работоспособность.
Сильные и слабые стороны
Слабая сторона САНГВИНИКА: По описанию складывается представление о чрезвычайной легкости характера такого ребенка. Но уязвимое место у них есть, и проявляется оно уже в дошкольном возрасте. Такие дети склонны проявлять поверхностность . Они могут схватить игрушку, тут же бросить и уже тянуться за другой. При просмотре книги перелистывают страницы одну за другой, не задерживая внимания на картинках. Вопросы из них сыплются, не дожидаясь ответа на предыдущий.
Проблемная сторона ХОЛЕРИКА: Кажется, что ребенок-холерик лишен этапа обдумывания своих действий и поступков. Вспышки гнева и топанья ногами у таких детей происходят с удивительным постоянством. Поводом детского раздражения может стать что угодно: родители отправляют в постель, отрывают от интересного занятия, другой ребенок не дает свою игрушку, кто-то случайно разрушил построенную им башню…
Сильные и слабые стороны
Проблемная сторона ФЛЕГМАТИКА: Медлительность, с которой выполняет все действия флегматичный ребенок, вызывает раздражение многих. Он может быть настолько погружен в свои мысли или занятие, что попросту не слышит обращений к себе. Поэтому ему часто приходится повторять по нескольку раз одно и то же. Флегматичный ребенок не может подстроиться под ритм других. Это окружающие должны сбавить темп.
Сильная сторона МЕЛАНХОЛИКА: У данного темперамента, без сомнения, есть достоинства. Дети такого типа часто имеют способности к творческой и художественной деятельности. Они музыкальны, любят петь и танцевать. Они могут скрупулезно разобраться в вопросе, который их заинтересовал (как устроена машинка, почему сейчас нет динозавров). Также обладают рядом нравственных качеств и отличаются высокой чувствительностью к социальным нормам.
Выводы:
Любой темперамент человека имеет свои плюсы и минусы. Виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Педагог в работе с детьми должен выявлять в своих воспитанниках положительные стороны и создавать условия для максимального проявления этих положительных черт. Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе и поэтому учителю необходимо учитывать особенности характера каждого учащегося и деликатно указывать на ошибки и недочеты, развивать в детях их хорошие качества.
Спасибо за внимание