Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Михайловская СОШ»
ОЦЕНКА УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПЫЛЬНИКОВОЙ Е.В.
Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Ш.А. Амонашвили
Мотивация
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это поиск ответов на вопросы :
- Почему?
- Зачем?
- Для какой цели?
- Ради чего?
- Какой смысл?
Особенности формирования учебной мотивации
Мотивационный этап урока в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников. Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте
Учет возрастных особенностей развития мотивации
В 1-2 классах мотивы учения тесно связаны
с любознательностью.
Если мы, учителя, начнем с первых дней в школе учить ребенка учиться , то от этого будет зависеть успешность обучения не только в первом классе, но, пожалуй, и на протяжении всех лет учебы ребенка в школе.
Первоклассник, не осознающий необходимости учиться « для себя » , «потому что интересно» , практически не понимает действительного смысла учения (а порой не понимает этого и кончая школу).
Особенности формирования учебной мотивации
В 3-4 классах начинают выделяться
внешние мотивы:
«престижные» (учеба ради отметки и признания)
«принудительные» (угроза наказания).
Проявляется избирательное отношение к предметам.
Познавательные интересы эпизодические.
У учащегося должна возникнуть стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо» , надо, чтобы каждый говорил себе: « Я смогу! Я добьюсь!»
Порой до конца начальной школы у детей не появляется интерес к преодолению трудностей в учебной работе, так как ориентируются они не на саму активную творческую работу, а на конечный результат (отметку).
Формирование мотивов учения младших школьников
1 класс
2 класс
Построение вопросов для учебного диалога
Сравнение результатов своей деятельности с эталоном
Желание выполнять любую задачу творчески
3 класс
Поиск существенных доказательств
Сравнение результатов своей деятельности с деятельностью другого
Добывание знаний
Определение способа построения учебной задачи
4 класс
Инициативность в постановке гипотез
Умение осознавать свое незнание, находить причину ошибки
Самостоятельность в выборе необходимых средств для решения уч. задачи
Инициативность в выборе необходимых средств для решения уч. задачи
Самостоятельность в оценке процесса и результата уч. задачи
Использование своих знаний в нестандартных ситуациях
Диагностика уровня школьной мотивации в начальных классах
Результат
“ Мне тогда все понятно, когда интересно ”
хочу
могу
выполняю с интересом
Потребность – «Хочу»
Мотив - «Зачем мне это надо?»
Цель – «Что для этого надо сделать?
И тогда появится интерес.
Ведь с интересом
не рождаются - его приобретают
. Оценка оказывает глубокое воздействие на мотивационную сферу ученика. Проанализируем его переживания при получении им разных отметок . «ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ ПЯТЕРКА»:
- радостное переживание успеха учеником;
- чувство гордости у родителей ученика;
- чувство собственной полноценности;
- уважение в классе.
Как мы видим ,происходит сложное положительное воздействие. Возникает желание испытать его повторно.
« ОБНАДЕЖИВАЮЩАЯ ЧЕТВЕРКА »
Переживания ученика зависят в данном случаи от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая , т.е. заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки примерно такие же, как и при «торжествующей пятерке».
«РАВНОДУШНАЯ ТРОЙКА»:
- отсутствие переживания успеха;
- безразличное отношение к учебе;
- не формируется потребность хорошо учиться;
- чувство неполноценности, оно может привести к поискам признания на стороне – плохие уличные компании, или различные неврастенические явления – депрессия, агрессивность и.т.д.
«УНИЧТОЖАЮЩАЯ ДВОЙКА»
- негативные переживания;
- угнетенное положение в классе;
- конфликты в семье;
- школа – источник переживаний для ученика .
Т аким образом, мы не должны забывать стимулирующую роль оценки, т.к. она есть мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого, но при одном условии: если она используется психологически грамотно .
Что значит «психологически грамотно»?
- Оценка должна быть справедлива.
- При выставлении оценок ориентироваться на индивидуальные особенности ученика, его личностные, физиологические и эмоционально-волевые качества.
- Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.
- Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
- Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметку «два».
- Чаще использовать развернутую оценку, когда учитель обосновывает выставленное за ответ количество баллов.
Оценка мотивирует
- Когда ученик уверен в её объективности.
- Когда ученик воспринимает её как полезную для себя.
- Знает, что надо сделать, чтобы достигнуть более высоких показателей.
- Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.
- Уверен, что для достижения высоких результатов есть необходимые условия, т. е. места, где их можно продемонстрировать.
Памятка по стимулирующему оцениванию знаний учащихся
10 нельзя
Нельзя выставлять отрицательную оценку:
1 - по всем предметам всю первую четверть в 5-х классах;
2 - всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета;
3 - всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель;
4 - в первые, две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам;
5 - на первых двух уроках после каникул во всех классах и по всем предметам;
6 - в первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам;
7 - на следующий урок после отсутствия учащегося в классе;
8 - во время кратковременной замены основного учителя другим учителем;
9 - если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная оценка по данному предмету;
10 - при организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.
Недопустимо снижение оценки и выставление удовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму
Формирование мотивации на отдельных этапах урока
1 этап . «Вызов» исходной мотивации.
Психологическая установка на урок : урок начинается со слов учителя: “ Улыбнёмся друг другу, дети. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке. - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. - Внимание моё растёт. - Я как разведчик, всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Я работаю!
В начале урока :
– Поднимите левую руку те, кто доволен своей домашней работой.
– А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
ДОМЫСЛИВАНИЕ Предлагается тема урока и слова «помощники»:
Повторим Изучим Узнаем Проверим
– Что вы уже знаете об этой теме?
– Подберите слова об этом или на эту тему…….
– Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни
16
2 этап . Усиление и подержание возникшей мотивации - интерес к разным способам решения задачи. - поддержание разных уровней достижения учащихся. - подключение учащихся к самоконтролю.
Факторы
Позиция ученика и учителя
1. Стремление к успеху
1.Я хочу это сделать - Попробуй это сделать
2. Надежда на успех
2.Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе – Ты это сможешь, у тебя получится
3. Вероятность достижения успеха
3.Все зависит от меня – Всё зависит от тебя, ты добьёшься
4. Индивидуальные оценки достижений учителем
4.Сегодня я стал лучше, чем вчера - У тебя получилось
3 этап . Завершение урока - подчеркнуть личный опыт ученика - подчеркнуть ситуацию успеха - дифференцированно оценить труд - возможность самооценки
Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии:
- Что было самым важным на уроке?
- Зачем мы сегодня на уроке…?
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какова цель урока?
- Чему посвятим следующий урок?
- Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
- Что для тебя было легко (трудно)?
- Доволен ли ты своей работой?
- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
- Что в изученном сегодня для вас самое главное?
- Какие новые мысли, чувства у вас появились?
- Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
- Были ли моменты недовольства собой?
- Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста
- Заметили ли вы свои успехи…?...
Свои ответы начните со слов:
- Я узнал, что...
- Новым для меня стало то, что...
- Я убедился в том, что...
- Я не согласен с тем, что...
- Мне было интересно…
- Мы сегодня разобрались….
- Я сегодня понял, что…
- Завтра я хочу на уроке…
- Меня на уроке удивило…
- Мне больше всего запомнилось…
- Для себя я сделал следующее открытие…
- У меня не было затруднений;
- Я только слушал предложения других;
- Я выдвигал идеи….
Рефлексивно-оценочный этап:
- если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то:
- учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы,
- от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.
Рефлексивно-оценочный этап:
- если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности. Важно, чтобы в оценке:
- давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся,
- подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала,
- выявлялись причины имеющихся недостатков; а не только констатировалось их наличие
«Если в классе нет взаимного доверия, если ребенок пытается обмануть учителя, если оценка превращается в кнут, которым взрослые подгоняют ребёнка, рушится сама основа правильного воспитания».
В.А. Сухомлинский
Благодарю за внимание!
Желаю вам в нашей нужной и важной работе, прежде всего положительных эмоций - самых качественных эмоций в мире! Творческих исканий и побед!
Пыльникова Елена Викторовна учитель начальных классов МБОУ «Михайловская СОШ»