СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Память. Музыкальная память"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для проведения урока по предмету "Основы педагогики и психологии"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Память. Музыкальная память"»

Память  Музыкальная память

Память Музыкальная память

План занятия 1. Понятие о памяти. 2. Виды памяти. 3. Процессы памяти. 4. Развитие и совершенствование памяти. 5. Музыкальная память.

План занятия

1. Понятие о памяти.

2. Виды памяти.

3. Процессы памяти.

4. Развитие и совершенствование памяти.

5. Музыкальная память.

Память -  это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт.   Благодаря памяти мы можем сохранять и воспроизводить не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий.

Память -

это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт.

Благодаря памяти мы можем сохранять и воспроизводить не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий.

Существующие между событиями, предметами или явлениями связи, сохранившиеся в нашей памяти, называются ассоциациями. Исследователи выделяют ассоциации разного вида, но классически это: 1) ассоциации по сходству; 2) ассоциации по контрасту; 3) ассоциации по смежности.

Существующие между событиями, предметами или явлениями связи, сохранившиеся в нашей памяти, называются ассоциациями.

Исследователи выделяют ассоциации разного вида, но классически это:

1) ассоциации по сходству;

2) ассоциации по контрасту;

3) ассоциации по смежности.

Ассоциации по сходству

Ассоциации по сходству

Ассоциации по контрасту

Ассоциации по контрасту

Ассоциации по смежности

Ассоциации по смежности

Большинство ассоциаций связано с опытом конкретного человека, однако есть и такие, которые являются одинаковыми для многих людей. Например, большинство людей при слове «плод» называют «яблоко», а если просят назвать часть лица, отвечают «нос». Значение ассоциаций для человека заключается в том, что они позволяют автоматически и быстро воспринимать необходимую в данный момент информацию.

Большинство ассоциаций связано с опытом конкретного человека, однако есть и такие, которые являются одинаковыми для многих людей.

Например, большинство людей при слове «плод» называют «яблоко», а если просят назвать часть лица, отвечают «нос».

Значение ассоциаций для человека заключается в том, что они позволяют автоматически и быстро воспринимать необходимую в данный момент информацию.

 Итак,  память  – это сложный познавательный процесс, благодаря которому обеспечивается непрерывность психической жизни человека.

Итак,  память  –

это сложный познавательный процесс, благодаря которому обеспечивается непрерывность психической жизни человека.

Человеческая память может быть классифицирована по нескольким основаниям. 1. Время хранения материала: а)   мгновенная (иконическая)  – благодаря этой памяти в течение 0,1–0,5 с удерживается полная и точная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обработки полученной информации; б) кратковременная  (КП) – способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме. в) оперативная  (ОП) – функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта;

Человеческая память может быть классифицирована по нескольким основаниям.

1. Время хранения материала:

а)   мгновенная (иконическая)  – благодаря этой памяти в течение 0,1–0,5 с удерживается полная и точная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обработки полученной информации;

б) кратковременная  (КП) – способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме.

в) оперативная  (ОП) – функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта;

г) долговременная  (ДП) – информация сохраняется на неопределенно долгий срок. В ДП содержится тот материал, который практически здоровый человек должен вспомнить в любой момент времени: свое имя, отчество, фамилию, место рождения, столицу Родины и т. п. д)   генетическая память  стала выделяться исследователями сравнительно недавно. Это информация, сохраняющаяся в генотипе и передающаяся по наследству, не поддающаяся влиянию обучения и воспитания.

г) долговременная  (ДП) – информация сохраняется на неопределенно долгий срок. В ДП содержится тот материал, который практически здоровый человек должен вспомнить в любой момент времени: свое имя, отчество, фамилию, место рождения, столицу Родины и т. п.

д)   генетическая память  стала выделяться исследователями сравнительно недавно. Это информация, сохраняющаяся в генотипе и передающаяся по наследству, не поддающаяся влиянию обучения и воспитания.

2. Ведущая роль того или иного анализатора:   а) двигательная – запоминаются и воспроизводятся двигательные реакции, поэтому на ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд).   б)  эмоциональная  – запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации, когда оно возникло в первый раз. в)   зрительная  – преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов. г) слуховая  – способствует хорошему запоминанию и воспроизведению самых разнообразных звуков.

2. Ведущая роль того или иного анализатора:

  а) двигательная – запоминаются и воспроизводятся двигательные реакции, поэтому на ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд).

  б) эмоциональная  – запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации, когда оно возникло в первый раз.

в)   зрительная  – преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов.

г) слуховая  – способствует хорошему запоминанию и воспроизведению самых разнообразных звуков.

д) обонятельная  – хорошо запоминаются и воспроизводятся запахи; е) вкусовая  – преобладание в процессах памяти вкусового анализатора; ж) осязательная  – хорошо запоминается и воспроизводится то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся руками и т. п.

д) обонятельная  – хорошо запоминаются и воспроизводятся запахи;

е) вкусовая  – преобладание в процессах памяти вкусового анализатора;

ж) осязательная  – хорошо запоминается и воспроизводится то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся руками и т. п.

В составе памяти выделяются следующие процессы: 1) запоминание; 2) воспроизведение; 3) сохранение; 4) забывание.

В составе памяти выделяются следующие процессы:

1) запоминание;

2) воспроизведение;

3) сохранение;

4) забывание.

Запоминание  – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации. Запоминание подразделяется на: 1) произвольное (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия) – непроизвольное (не ставится специальная задача запомнить, материал запоминается без каких-либо усилий); 2) механическое (информация запоминается в результате простого повторения) – логическое (устанавливаются связи между отдельными элементами информации, что позволяет забытое вывести заново путем логических рассуждений).

Запоминание  – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации.

Запоминание подразделяется на:

1) произвольное (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия) – непроизвольное (не ставится специальная задача запомнить, материал запоминается без каких-либо усилий);

2) механическое (информация запоминается в результате простого повторения) – логическое (устанавливаются связи между отдельными элементами информации, что позволяет забытое вывести заново путем логических рассуждений).

Воспроизведение (восстановление)  – процесс памяти, благодаря которому извлекается ранее закрепленный прошлый опыт. Выделяются следующие формы воспроизведения: 1)  узнавание  – появление чувства знакомости при восприятии; 2)  воспоминание  – восстановление материала при отсутствии восприятия объекта, вспомнить всегда сложнее, нежели узнать (например, легче вспомнить фамилию человека, если найти ее в списке); 3)  реминисценция  – воспроизведение, отсроченное во времени (например, вспоминается стихотворение, которое человек рассказывал в далеком детстве); 4)  припоминание  – активная форма воспроизведения, требующая применения определенных приемов (ассоциирование, опора на узнавание) и волевых усилий.

Воспроизведение (восстановление)  – процесс памяти, благодаря которому извлекается ранее закрепленный прошлый опыт.

Выделяются следующие формы воспроизведения:

1)  узнавание  – появление чувства знакомости при восприятии;

2)  воспоминание  – восстановление материала при отсутствии восприятия объекта, вспомнить всегда сложнее, нежели узнать (например, легче вспомнить фамилию человека, если найти ее в списке);

3)  реминисценция  – воспроизведение, отсроченное во времени (например, вспоминается стихотворение, которое человек рассказывал в далеком детстве);

4)  припоминание  – активная форма воспроизведения, требующая применения определенных приемов (ассоциирование, опора на узнавание) и волевых усилий.

Сохранение  – удержание в памяти заученного ранее материала. Информация сохраняется в памяти благодаря повторению, а также применению полученных знаний на практике. Исследователи памяти установили, что лучше всего сохраняется тот материал, который начинает и заканчивает общий ряд информации, средние элементы сохраняются хуже. Такое явление в психологии называется эффектом края.

Сохранение  – удержание в памяти заученного ранее материала.

Информация сохраняется в памяти благодаря повторению, а также применению полученных знаний на практике.

Исследователи памяти установили, что лучше всего сохраняется тот материал, который начинает и заканчивает общий ряд информации, средние элементы сохраняются хуже. Такое явление в психологии называется эффектом края.

Забывание  – выпадение из памяти, исчезновение ранее заученного материала.  Чаще всего забывание считается отрицательным явлением, однако следует помнить, что это очень целесообразный, необходимый и естественный процесс памяти, иначе наш мозг был бы перегружен массой ненужной или несущественной информации.

Забывание  – выпадение из памяти, исчезновение ранее заученного материала.

Чаще всего забывание считается отрицательным явлением, однако следует помнить, что это очень целесообразный, необходимый и естественный процесс памяти, иначе наш мозг был бы перегружен массой ненужной или несущественной информации.

Условия развития идеальной памяти следующие: Обеспечение мозга достаточным количеством кислорода. Отказ от курения и алкоголя, особенно, когда нужно что-то выучить. Полноценный сон. Правильное питание – помощь мыслительным процессам оказывают сыр, яйца, миндаль, орехи. .

Условия развития идеальной памяти следующие:

  • Обеспечение мозга достаточным количеством кислорода.
  • Отказ от курения и алкоголя, особенно, когда нужно что-то выучить.
  • Полноценный сон.
  • Правильное питание – помощь мыслительным процессам оказывают сыр, яйца, миндаль, орехи. .
Тесты на запоминание   Объем смысловой памяти Внимательно прочтите следующий текст: «Согласно гипотезе, выдвинутой американскими учеными, египетские пирамиды строились из каменных блоков, которые изготавливались непосредственно на месте строительства. Это противоречит гипотезе, согласно которой тысячи людей перетаскивали огромные камни на расстояние 80 км. Ученые расшифровали иероглифический текст, который гласит, что египетские боги подсказали фараону, руководившему строительством первой пирамиды в 2750 г. до н.э., делать искусственные камни» .

Тесты на запоминание

Объем смысловой памяти

Внимательно прочтите следующий текст:

«Согласно гипотезе, выдвинутой американскими учеными, египетские пирамиды строились из каменных блоков, которые изготавливались непосредственно на месте строительства. Это противоречит гипотезе, согласно которой тысячи людей перетаскивали огромные камни на расстояние 80 км. Ученые расшифровали иероглифический текст, который гласит, что египетские боги подсказали фараону, руководившему строительством первой пирамиды в 2750 г. до н.э., делать искусственные камни» .

 Теперь закройте текст и постарайтесь воспроизвести его. В этом тексте содержится 6 значимых для понимания сути смысловых единиц.  Если вам удалось вспомнить и не упустить все 6 смысловых единиц, то объем смысловой памяти у вас отличный ; если 4–5 смысловых единиц – оценка «хорошо», если 3 – «удовлетворительно»,  ниже – «плохо».

Теперь закройте текст и постарайтесь воспроизвести его.

В этом тексте содержится 6 значимых для понимания сути смысловых единиц.

Если вам удалось вспомнить и не упустить все 6 смысловых единиц, то объем смысловой памяти у вас отличный ;

если 4–5 смысловых единиц – оценка «хорошо»,

если 3 – «удовлетворительно»,

ниже – «плохо».

Прочтите текст внимательно, но только один раз , затем ответьте на вопросы. Текст для чтения: «Шестого марта около Шато Тьери произошел любопытный случай. Груженый поезд, подходя вечером к пакгаузу, сошел с рельсов. Состав состоял из 34 вагонов; в 16 была солярка, а в 18 – вино. Две цистерны солярки по 40 м3 и четыре цистерны вина были повреждены, смесь из вина и дизельного топлива вылилась на автостраду, что послужило причиной падения в кювет 10-тонного грузовика, перевозившего масло. К счастью, никто не пострадал, только водитель грузовика получил легкие ушибы».

Прочтите текст внимательно, но только один раз , затем ответьте на вопросы.

Текст для чтения: «Шестого марта около Шато Тьери произошел любопытный случай. Груженый поезд, подходя вечером к пакгаузу, сошел с рельсов. Состав состоял из 34 вагонов; в 16 была солярка, а в 18 – вино. Две цистерны солярки по 40 м3 и четыре цистерны вина были повреждены, смесь из вина и дизельного топлива вылилась на автостраду, что послужило причиной падения в кювет 10-тонного грузовика, перевозившего масло. К счастью, никто не пострадал, только водитель грузовика получил легкие ушибы».

Вопросы: Куда направлялся поезд? Каких вагонов было больше – с вином или соляркой? Сколько цистерн с вином было повреждено? Чего больше разлилось – вина или солярки? Сколько было вагонов? В какое время суток произошло крушение?

Вопросы:

  • Куда направлялся поезд?
  • Каких вагонов было больше – с вином или соляркой?
  • Сколько цистерн с вином было повреждено?
  • Чего больше разлилось – вина или солярки?
  • Сколько было вагонов?
  • В какое время суток произошло крушение?
Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом.  

Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом.  

Музыка занимает в жизни общества важную роль, и многие выводы о развитии музыкальных способностей появились несколько сотен лет назад.  Однако научные исследования связи способностей к музыке и других психических активностей человека ведутся с момента развития психологии.  Как и в любом другом научном направлении, в вопросе выделения музыкальной памяти в отдельную структуру существовало 2 точки зрения :

Музыка занимает в жизни общества важную роль, и многие выводы о развитии музыкальных способностей появились несколько сотен лет назад.

Однако научные исследования связи способностей к музыке и других психических активностей человека ведутся с момента развития психологии.  Как и в любом другом научном направлении, в вопросе выделения музыкальной памяти в отдельную структуру существовало 2 точки зрения :

Одни исследователи говорили о специфичности данного феномена, являющегося отдельной структурой в психике. Другие ученые придерживались мнения, что музыкальная память в природе не существует – это комплекс нескольких категорий памяти человека.
  • Одни исследователи говорили о специфичности данного феномена, являющегося отдельной структурой в психике.
  • Другие ученые придерживались мнения, что музыкальная память в природе не существует – это комплекс нескольких категорий памяти человека.
На сегодняшний день точка зрения ученых такова:    В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти - двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.

На сегодняшний день точка зрения ученых такова:

В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти - двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.

В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте. Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.   1. Наиболее яркий пример – Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было 3 года .

В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте. Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.

1. Наиболее яркий пример – Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было 3 года .

2. Вилли-Ферреро впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки. 3. Также феноменальная музыкальная память отмечалась у Л.Н. Оборина, С.Е.Фейнберга, композитора А. Глазунова, Л. Бетховена. Наши современники говорят о высоком уровне музыкальной памяти И.Кобзона, который в любой момент сможет исполнить любую свою песню, хотя у него их тысячи.

2. Вилли-Ферреро впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки.

3. Также феноменальная музыкальная память отмечалась у Л.Н. Оборина, С.Е.Фейнберга, композитора А. Глазунова, Л. Бетховена. Наши современники говорят о высоком уровне музыкальной памяти И.Кобзона, который в любой момент сможет исполнить любую свою песню, хотя у него их тысячи.

Запоминание музыкального произведения по формуле И. Гофмана   I.  Работа с текстом произведения без инструмента.   На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться по тем же направлениям, о которых мы говорили в разделе о восприятии — выявление и определение: 1) главного настроения произведения; 2) средств, при помощи которых оно выражается; 3) особенностей развития художественного образа; 4) главной идеи произведения; 5) понимания позиции автора; 6) своего собственного личностного смысла в анализируемом произведении.

Запоминание музыкального произведения по формуле И. Гофмана

I.  Работа с текстом произведения без инструмента.   На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться по тем же направлениям, о которых мы говорили в разделе о восприятии — выявление и определение: 1) главного настроения произведения; 2) средств, при помощи которых оно выражается; 3) особенностей развития художественного образа; 4) главной идеи произведения; 5) понимания позиции автора; 6) своего собственного личностного смысла в анализируемом произведении.

2.  Работа с текстом произведения за инструментом.    Первые проигрывания произведения после мысленного ознакомления с ним по рекомендациям современных методистов должны быть нацелены на схватывание и уяснение общего его художественного смысла. Поэтому на этом этапе говорят об эскизном ознакомлении произведения, для чего оно должно проигрываться в нужном темпе; при этом можно не заботиться о точности исполнения. Шуман, например, рекомендовал первые проигрывания делать «от начала до конца». Как говорит восточная поговорка, «Пусть первый день знакомства станет одним из тысячи дней многолетней дружбы».   После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения

2.  Работа с текстом произведения за инструментом.  

Первые проигрывания произведения после мысленного ознакомления с ним по рекомендациям современных методистов должны быть нацелены на схватывание и уяснение общего его художественного смысла. Поэтому на этом этапе говорят об эскизном ознакомлении произведения, для чего оно должно проигрываться в нужном темпе; при этом можно не заботиться о точности исполнения. Шуман, например, рекомендовал первые проигрывания делать «от начала до конца». Как говорит восточная поговорка, «Пусть первый день знакомства станет одним из тысячи дней многолетней дружбы».

После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения

3.  Работа над произведением без текста (игра наизусть). В  процессе исполнения произведения наизусть происходит дальнейшее укрепление его в памяти — слуховой, двигательной, логической. Большую помощь в запоминании оказывают и ассоциации, к которым прибегает исполнитель для нахождения большей выразительности исполнения. 4.  Работа без инструмента и без нот.   По мнению А. Стоянова, с которым нельзя не согласиться, музыканту любой специальности «лишь тогда можно быть убежденным, что действительно запомнил данное произведение, когда  в состоянии восстановить его мысленно, проследить развитие его точно сообразно тексту, не глядя в ноты, и осознавать в себе ясно его мельчайшие составные элементы»

3.  Работа над произведением без текста (игра наизусть). В  процессе исполнения произведения наизусть происходит дальнейшее укрепление его в памяти — слуховой, двигательной, логической. Большую помощь в запоминании оказывают и ассоциации, к которым прибегает исполнитель для нахождения большей выразительности исполнения.

4.  Работа без инструмента и без нот.   По мнению А. Стоянова, с которым нельзя не согласиться, музыканту любой специальности «лишь тогда можно быть убежденным, что действительно запомнил данное произведение, когда в состоянии восстановить его мысленно, проследить развитие его точно сообразно тексту, не глядя в ноты, и осознавать в себе ясно его мельчайшие составные элементы»

Выводы  Музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них — слуховой и моторный — являются для нее самыми важными.

Выводы

Музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них — слуховой и моторный — являются для нее самыми важными.