Факторы, влияющие
на развитие ребенка
- учит, воспитывает, то есть воздействует на ребенка как на объект своей профессиональной деятельности, основной функцией которой является пропаганда культуры, знаний, приобщение к ним подрастающих поколений.
- воспринимает это воздействие, усваивает учебный материал, у него вырабатываются определенные культурные нормы поведения и деятельности.
Учитель - это человек, которого общество уполномочило профессионально осуществлять образовательную деятельность, способствовать личностному развитию ребенка как потенциального гражданина, предоставило возможность специальной подготовки к осуществлению этой жизненно важной для всех живущих на Земле профессии.
- Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым, обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания.
- Он же и создает необходимые условия для успешного протекания учения:
- отбирает содержание в соответствии с поставленными целями;
- продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения;
- использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.
Управление процессом обучения
- анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей
- состояния материальной базы и методического оснащения
- своих личных профессиональных возможностей
- определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из сформированности класса как коллектива, психологических (поведенческих) особенностей отдельных уч-ся
- отбор содержания: продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ
Средства стимулирования
продуманная система оценивания:
- подбадривание,
- воодушевление,
- вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях,
- увлечение перспективами,
- порицание и т.п.,
- система отметок, срабатывающая особенно на начальном этапе обучения.
- Большие стимулирующие возможности заложены и в формах, и методах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.).
Взаимосвязь обучения и воспитания в творческом поиске педагога
- обучение - это и есть хорошо организованное воспитание;
- целью обучения является воспитание гармоничной личности;
- развивающее обучение - условие и результат воспитывающего обучения;
- активность личности в обучении основывается на активности ребенка в его собственном воспитании (ребенок - объект и субъект воспитания в такой же мере, как объект и субъект обучения)
Воспитание творческой личности с развитыми дарованиями и способностями, которая может в дальнейшем самостоятельно развивать и воспитывать себя.
Воспитание (англ.) – просвещение, буквально – вести вперед.
Воспитание является помощью, содействием учащимся в раскрытии ими своего личного потенциала, реализацией природных сил.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании – это именно процесс эффективного взаимодействия, направленный на достижение заданной цели.
Воспитательный процесс обусловлен тем,
что он динамичен, подвижен и изменчив.
Основные педагогические установки
1. Обучение должно воспитывать творческую личность, опираясь на индивидуальные возможности, особенности и способности каждого учащегося.
2. Активность воспитанника в обучении и воспитании должна строится на педагогике сотрудничества в обучении, на взаимосвязи воспитания и самовоспитания в воспитательной работе.
3. Естественные науки служат формированию творческого мышления, а гуманитарные - воспитанию гуманизма, ответственности, демократизма, самокритичности и требовательности к себе, обеспечивать самопознание и самотворчество.
4. Обучение и воспитательная робота имеют общий стержень - формирование интегративных качеств личности, совокупность которых отражена в соответствующих картах воспитанности учащихся.
5. Ведущими условиями, связывающими обучение и воспитание, являются творческая деятельность педагогов и учащихся, разнообразие деятельности, психологический подход в обучении и воспитании, диагностическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, изучение основ современной педагогики и психологии родителями, их детьми и самими педагогами.
Основное воспитательное назначение учебных предметов
История играет роль интегрирующего предмета, объединяющего воспитательное значение других гуманитарных дисциплин, связывающую обучение и воспитание.
Литература обеспечивает цельное восприятие личности другого человека, побуждая к самопознанию, сравнению себя с другими, выступает как мотивированный компонент самовоспитания и самообразования.
Цикл эстетических дисциплин развивает общую эмоциональную восприимчивость и на этой основе учит наблюдательности, культуре обучения, восприимчивости переживаний людей, побуждает к сопричастности, сопереживанию, состраданию.
Основное воспитательное назначение учебных предметов
Весь эстетический цикл связывается с естественным через анатомию и физиологию человека и внеклассную работу по предмету.
Однако необходимым элементом гуманизации образования является курс психологии, лежащей в основе современного человекознания.
А это обеспечивается через воспитательную работу
Для воспитания личности в процессе обучения необходим диагностический подход . В этом отношении можно использовать разные виды диагностики обучаемости и воспитанности учащихся.
(совместная работа учителя,
классного руководителя и психолога)
Педагог должен быть поставлен в позицию исследователя, тогда, естественно, он начинает ориентировать свою учебную работу на воспитание личности учащегося
Упущения в учебно-воспитательном процессе порождают трудновоспитуемость, а затем она становится доминирующей. Необходимо в человеке воспитывать стержни противостояния злу, негативным влияниям. Это достигается через имеющиеся качества человека.
Таким образом, обучение и воспитание взаимосвязаны между собой. Творческий поиск педагога заключается в индивидуальном подходе к каждому учащемуся. Обучение должно воспитывать творческую личность, опираясь на индивидуальные возможности, особенности и способности каждого учащегося.
Основными условиями, которые связывают обучение и воспитание, являются творческая деятельность педагогов и учащихся, разнообразная их деятельность, психологический подход педагога к учащемуся в обучении и воспитании, диагностическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, а также изучение основ современной педагогики и психологии родителями, их детьми и самими педагогами.
Хорошо организованное обучение – это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей, максимальное развитие которых является условием его счастья.