СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация педагогического опыта "ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена презентация педагогического опыта "Внеклассная работа по русскому языку и литературе как средство развития интереса к изучению учебных предметов"

Просмотр содержимого документа
«Презентация педагогического опыта "ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ"»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 43 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

















ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя русского языка и литературы

Клетинской Марины Георгиевны


«ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

КАК средство развития интереса обучающихся

к изучению УЧЕБНЫХ предметОВ»














Донецк 2021

Внеклассная работа по русскому языку и литературе, как и по любой другой школьной дисциплине, является неотъемлемой частью образовательного процесса и представляет собой обязательный элемент организованной работы общеобразовательной организации. Необходимость проведения внеклассных образовательных занятий постоянно подчеркивается в педагогической и методической литературе. В опыте передовых школ внеклассная работа рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у обучающихся интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках.

Актуальность темы заключается в том, что во внеклассной работе особенно ярко раскрываются естественные потребности ребенка, в частности в активной деятельности и самоутверждении. Эта деятельность позволяет обучающимся выступать в новых социальных амплуа, занимать роли, которые отличаются от роли воспитанника, то есть это особая сфера, где обучающиеся смогут удовлетворять личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного «Я».

Объектом данного исследования является внеклассная работа по русскому языку и литературе.

Предмет исследования – формы организации внеклассной деятельности по русскому языку и литературе, отвечающие требованиям государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования.

Цель – выявить эффективные формы организации внеклассной работы по русскому языку и литературе.

Задачи:

- определить значение внеклассной работы по русскому языку и литературе;

- описать принципы организации внеклассной работы по русскому языку и литературе;

- проанализировать содержание, методы организации внеклассной работы по русскому языку и литературе;

- рассмотреть методику организации и проведения внеклассных мероприятий и выявить наиболее эффективные формы.

Гипотеза исследования – хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку и литературе открывает большой простор для пробуждения у обучающихся интереса к изучению русского языка и литературе, повышает мотивацию к обучению, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру.

Значение внеклассной работы по русскому языку и литературе

Под внеклассной работой по языку и литературе подавляющее большинство методистов понимает целенаправленные организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними с целью углубления знаний, умений, укрепления навыков, развития способностей и общественной активности детей.

Значение внеклассных занятий состоит и в том, что обучающиеся овладевают многими необходимыми в практической жизни навыками: подбирать материал на нужную тему, пользоваться словарями-справочниками, выступать перед аудиторией, по радио, в стенной печати, организовывать вечера, выставки, конкурсы, изготовление наглядных пособий.

Государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего общего образования обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям обучающихся. В стандартах отмечается, что образовательная организация должна создать условия для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и

талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности.

Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку и литературе

Целями внеклассных занятий по русскому языку и литературе являются:

1. Расширение и углубление знаний о языке, теории литературы, которые обучающийся получает на уроке. Пополнение этих знаний может происходить частично путем привлечения внепрограммного материала, т.е. материала, который не может рассматриваться как обязательный для всех обучающихся.

2. Повышение интереса обучающихся к языку, литературе как учебному предмету и воспитание в них любви к русскому языку великого русского народа, к истории народа – его создателя, к исторической жизни языка, его богатейшим средствам выражения мысли, к художественным произведениям.

3. Совершенствование у обучающихся навыков анализа, классификации, отбора фактов языка по определенным признакам и темам и тем самым повышение уровня языкового и литературного развития.

Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе являются:

1. Идейно-политическое воспитание обучающихся, формирование их творческой активности.

2. Развитие и совершенствование психологических качеств личности: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

3. Дальнейшее углубление и развитие интереса обучающихся к изучению русского языка и литературе.

4. Расширение запаса знаний обучающихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, теории литературы, борьба за культуру устной и письменной речи.

5. Выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, а также воспитание у слабоуспевающих веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку и литературе.

Принципы организации внеклассной работы по русскому языку и литературе

При организации внеклассной работы учитель опирается на общедидактические принципы, а именно:

1) принцип индивидуального подхода, ибо специфика внеурочных занятий требует внимания к дифференциации и персонализации обучения;

2) принцип наглядности;

3) принцип сознательности и активности;

4) принцип научности;

5) принцип доступности;

6) принцип систематичности и последовательности.

Однако внеурочная работа имеет и свои специфические принципы. К ним можно отнести взаимосвязь внеклассных и классных занятий и принцип добровольности участия.

Во внеклассной работе ни одному из названных принципов не следует отдавать предпочтение, а опираться на них при организации внеклассной работы в совокупности.

Содержание внеклассной работы по русскому языку и литературе

Содержание внеклассной работы по русскому языку и литературе составляют два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний обучающихся по русскому языку и литературе; 2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора обучающихся.

Программу внеклассной работы учитель составляет сам после того, как выяснит желание группы обучающихся заняться той или иной темой.

Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе

Формы внеклассной работы в школе очень разнообразны. По частоте проведения могут быть систематическими, т.е. функционировать продолжительное время (в течение всего учебного года или нескольких лет), и иметь более или менее постоянный состав участников. К таким формам относятся кружок русского языка, уголок русского языка, литературный кружок, регулярно выпускаемая стенная газета, журнал.

А также могут быть эпизодическими. К таким формам относятся олимпиады, неделя или день русского языка и литературы, утренники и вечера, экскурсии на радиостанцию, в редакцию газеты, в отдел древних рукописей библиотеки, конкурсы, выставки.

Массовость – положительная черта эпизодических форм внеклассной работы, однако более глубокими и эффективными формами являются, разумеется, те, в которых работа ведется систематически в течение длительного времени [4, с. 349].

Считается, что наиболее эффективными из праздников являются фестиваль и неделя (или декада) языка и литературы.

Основные задачи недели:

• повышение интереса учащихся к предмету;

• расширение и углубление знаний и умений обучающихся по предмету;

• реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода к обучению;

• создание благоприятных условий для выявления знаний и умений обучающихся в нестандартных игровых ситуациях.

Ценность этой формы работы в том, что она является массовой, охватывает всех обучающихся школы.

Особенно популярным видом языковых конкурсов являются олимпиады. Они помогают словесникам не только проверить и углубить знания обучающихся, но и заинтересовать их своим предметом. Одним из традиционных требований к организации олимпиады является ступенчатость в ее проведении – несколько туров соревнования. Преимущественно практикуется три тура олимпиады – школьный, муниципальный и республиканский.

Эффективные методы организации внеурочной деятельности

по русскому языку и литературе в рамках ГОС

Государственные образовательные стандарты несколько изменили вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности обучающихся.

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

• Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся – пассивны.

• Активные (АМО). Взаимодействие происходит по вектору учитель = учащийся.

• Интерактивные (ИМО). Вектор: учитель = учащийся = учащийся.

В рамках ГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

Перечислим некоторые из них: кейс-метод, метод проектов, проблемный метод, метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), эвристический метод, исследовательский метод, метод модульного обучения.

Выбор метода зависит от многих условий:

• цели обучения;

• уровня подготовленности обучающихся;

• возраста обучающихся;

• времени, отведенного на изучение материала;

• оснащенности образовательной организации;

• теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности

Предметная неделя русского языка и литературы, на наш взгляд, является одной из самых эффективных среди эпизодических форм внеклассной работы по предмету.

В МБОУ «ШКОЛА № 43 Г. ДОНЕЦКА» ежегодно проводится неделя русского языка, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на развитие творческих возможностей обучающихся, привитие интереса к учебному предмету «русский язык».

Специфика предметной недели заключается в обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов. Главной особенностью предметной недели является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам.

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Задачи предметной недели:

– обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;                

– вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к русскому языку;

– выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка;

– совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса;

– совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий; формирование команды педагогов;

– поддержание социального имиджа образовательной организации.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников.

В образовательной организации разработано Положение о проведении предметных недель, согласно которому и проводится предметная неделя.

При подготовке и проведении предметной недели учитывается 5 этапов:

1) методико-мотивационный;

2) подготовительный;

3) организационный;

4) реализационный;

5) рефлексивный.

Предметные недели всегда являются тематическими: «Люби и знай свой родной язык», «Великое русское слово», «Сначала аз да буки, а потом другие науки», «О великий, могучий русский язык!».

Неделя планируется с использованием «инструментов мотивации»: информирования, побуждения, участия, успеха.

При составлении программы проведения предметной недели отбираются различные формы и методы учебной деятельности, которые позволяют удачно сочетать коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности обучающихся используются оригинальные наглядные пособия.

Главный отличительный признак использования нестандартных заданий при проведении недели русского языка – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.

Участие обучающихся в мероприятиях в рамках недели способствует и формированию универсальных учебных действий.

Важное значение имеет публичное представление материалов недели, начиная от анонса мероприятий и заканчивая подведением итогов. Важно создать атмосферу погружения в предмет.

Результативность недели русского языка определяется следующими критериями:

• активность обучающихся, познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития;

• охват обучающихся;

• состояние эмоционально-деловых отношений участников недели;

• уровень культуры участников недели.

Таким образом, проведение предметной недели позволяет создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей обучающихся, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию. Предметная неделя является массовым и увлекательным ученическим соревнованием, позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, решает проблему обучения и развития обучающихся посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности, повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет их кругозор, даёт хорошую возможность учителям продемонстрировать значимость изучаемых предметов как часть общечеловеческой культуры, показывает не только возможности обучающихся, а еще и возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство, профессионализм.


8