МБДОУ-детский сад №29 «Теремок»
ПЕДСОВЕТ-ДЕЛОВАЯ ИГРА
« Развитие детской инициативы в разных видах деятельности »
старший воспитатель-
Пеньковская Т.Н.
02.12.2019
Большой Энциклопедический словарь . 2000 г
- Инициатива - (от.франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
- В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
ИНИЦИАТИВНЫЙ РЕБЕНОК– ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Самостоятельный ребенок –какой он?
инициативность
Непременное условие совершенствования всей познавательной деятельности ребенка
Портрет инициативного ребенка
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением
- - любознательности,
- - пытливости ума,
- - изобретательностью
Взрослому важно владеть способами поддержки детской инициативы
- Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.
- Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка
Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
Проектная деятельность.
Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.
Совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка:
С ОДНОЙ СТОРОНЫ - СТРЕМЛЕНИЕ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ, ПОДРАЖАТЬ ЕМУ
С ДРУГОЙ – СТРЕМЛЕНИЕ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ИНТЕРЕСНО
Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
Проектная деятельность.
Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования .
- Инициативу надо поддерживать и стимулировать во всех видах детской деятельности.
- Инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также в определенной смелости и раскованности.
- Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание детей в условиях развивающего, не авторитарного общения.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
1 развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
2 создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
3 постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
4 тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
5 ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
6 «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
7 поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
1.Наличие развивающей предметно-пространственной среды , разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей.
2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
3.Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами .
Литература
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
- Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах /Н.А.Короткова, П.Г.Нежнов. – Изд. 3-е дораб., - Москва: Линка-Пресс, 2014
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» /разработана ФИРО в соответствии с ФГОС ДО под редакцией Т.Н. Дороновой.
Сайт мгмц
Спасибо за внимание
Творческих успехов и удачи во всех начинаниях