Пижемская роспись
Выполнил: Педагог дополнительного образования Шляпцева И.И.
История
Пижемская роспись зародилась в XVII веке благодаря староверам. Название промыслу дала речка Пижма, приток Печоры. Позже могучая северная Печора вместе с её притоками Пижмой и Цильмой стала центром графической росписи. Староверы, переселившиеся на Север из центральной России, в частности, Великого Новгорода, славились переписчиками религиозных книг. Книги выделялись рисунками, красивыми заставками. Со временем художественные элементы стали появляться в оформлении деревянных ложек, другой деревянной утвари, коробов, а также ружейных прикладов. Так книжно-рукописная традиция старообрядцев не только способствовала сохранению многих памятников древнерусской книжности, но и послужила появлению пижемской росписи.
Основную, черную, краску для росписи получали, смешав сажу и смолу лиственницы. Каждый элемент росписи нес свой смысл: крест обозначал символ тепла, солнца и мужского начала; звезда — женское начало; прямая линия понималалась как небесная и земная твердь; плавная линия - вода, ромб — земной знак, а точки — семена. Пижемскую роспись нужно уметь читать, расшифровывать.
Традиции пижемской росписи сохраняются по сей день. В селах Усть-Цилемского района Республики Коми, где зародился промысел, предметы с пижемской росписью можно встретить в повседневном обиходе. Многие жители бережно хранят предметы старины, семейные реликвии, а некоторые активно их используют в быту. В школах Усть-Цилемского района на уроках технологии дети изучают традиции вырезания деревянных ложек и их росписи в пижемских традициях.
Пижемская роспись привлекает внимание ученых: изучением ее символов занимались Б. А. Рыбаков, В. П. Даркевич и другие. Соззданы учебные пособия по пижемской росписи, -их автор - народный мастер России И.В. Земцова, народный мастер О.Н. Шелепеева написала книгу «Пижемская роспись: азбука».
Технология и элементы
Расписывали пижемские изделия акварельными красками. Использовали художники черный, желтый, красный и зеленый цвета.
Основным рисунком промысла был геометрический орнамент. И это одно из главных отличий пижемской росписи от других северных направлений.
Черный орнамент состоял из крестов, ромбов, точек и других элементов. А вот красный и зеленый цвета, хоть и присутствовали в общем рисунке, но использовались фрагментарно, очень дозированно.
Символы
Символизм направления:
кресты считались символом тепла, солнца и мужского начала;
звезда же обозначала женское начало;
прямая линия – это небесная и земная твердь;
ромб – земной знак, точки – семена.
Пижемская роспись проста, ее постигнуть может даже ребенок. Кажется, что оформившийся на русском Севере художественный стиль обходится бесхитростными элементами – кружочками, завитушками, звездочками, ромбиками. Но занимались росписью глубоко верующие мастера, потому символизм делает ее декоративную «перекличку» деталей более осмысленной.
Пижемская ложка
Есть мнение, что народные традиции не дают мастеру «разбега», что ему приходится следовать канону. Но так может сказать только ненасмотренный в плане народного творчества человек.
Если посмотреть, например, на 2 пижемские ложки (одна авторства сына, другая – отца), можно заметить, что мастерам удалось сохранить индивидуальный почерк. И при этом традицию они не нарушили. Тем и интересно это уникальное направление: в художественных мелочах кроется чья-то история, собственный взгляд, способы самовыражения.
Изготавливались пижемские ложки ручным способом, топором да ножом резаком. По форме, размерам и назначению ложки делились на 2 типа. Те, что предназначались для еды, назывались «пижемки». Это очень изящные по пропорциям и форме предметы. В качестве поварешки использовались «ластовицы», то есть черпаки.
Список литературы
1. Арбат Ю.А.: Путешествие за красотой. – М.:Искусство,1966
2. Арбат Ю.А.: Русская народная роспись по дереву.-
М.:Изобраз.Иск.,1979
3. Василенко В.М.: Народное искусство. Избранные труды.-
М.:Советский художник,1974
4. Воронов В.:Крестьянское искусство.-М.:Гос. Изд-во,1929
5.Тарановская Н.В.: Ружейко пижемские дела. В кн.:
Маленькие чудеса. – Л.: Детская литература,1981
6. Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство
городов и посадов Русского Севера. СПб.,2001
7. Чекалов А.К.: народная деревянная скульптура русского
Севера. – Л.: Искусство,1974