СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по экономике на тему "Всё о цене" (11 класс)

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать на нескольких уроках при изучении тем "Цена как явление" ,"Виды цен", "Функции цены".

Просмотр содержимого документа
«Презентация по экономике на тему "Всё о цене" (11 класс)»

Цена — это деньги, которые продавец планирует получить за товар, работу или услугу.

Например, ювелир продает украшение за 13 000 ₽ — это и будет ценой. Если покупатель придет в день скидки, цена будет ниже.

Цена состоит из себестоимости и наценки продавца. Себестоимость — это выраженные в деньгах затраты на производство товара, оказание услуги или выполнение работы. Вот что в них учитывают:

производство: например, сырье, воду и электричество;

  • аренду помещений;
  • амортизацию оборудования и помещений;
  • зарплату сотрудников и отчисления на социальные нужды;
  • маркетинг, расходы на продвижение;
  • транспортировку товаров;
  • налоги.

Вернемся к примеру с ювелиром, который продает украшение за 13 000 ₽. Ювелир изготавливает украшение: он покупает металл, расходники, арендует на пару часов мастерскую. На материалы и аренду он потратил 10 000 ₽ — это себестоимость . Чтобы получить прибыль, он продаст украшение с наценкой в 3000 ₽. Цена — это себестоимость с наценкой, то есть 10 000 ₽ + 3000 ₽ = 13 000 ₽.

Одновременно для одного товара может быть несколько разных цен. Например, на овощебазе обычный клиент может купить перцы по 120 ₽ за килограмм. Владельцы овощных киосков закупают сразу 20 килограммов перцев: для них действует оптовая цена — 100 ₽ за килограмм.

Что такое цена

В чем разница между ценой и стоимостью В обычном общении цена и стоимость могут считаться синонимами. Стоимость — это деньги, которые продавец планирует получить за всю покупку.   Например, цена килограмма перцев — 120 ₽. Клиент купил пять килограммов, стоимость покупки — 600 ₽.   В экономике стоимостью называют определенное количество ресурсов, затраченных на производство товара, выполнение работы или оказание услуги. Этими ресурсами могут быть деньги или, например, трудочасы.

В чем разница между ценой и стоимостью

В обычном общении цена и стоимость могут считаться синонимами. Стоимость — это деньги, которые продавец планирует получить за всю покупку.

Например, цена килограмма перцев — 120 ₽. Клиент купил пять килограммов, стоимость покупки — 600 ₽.

В экономике стоимостью называют определенное количество ресурсов, затраченных на производство товара, выполнение работы или оказание услуги. Этими ресурсами могут быть деньги или, например, трудочасы.

Для чего нужна цена

Цена — один из рычагов управления экономикой. Она помогает понять, насколько востребованы продукты, чтобы эффективно управлять бюджетом и производством. Рассмотрим функции цены подробнее:

  • Поддерживает равновесие на рынке. Если аналогичных товаров на рынке слишком много, их цена падает. Предпринимателям и компаниям становится невыгодно их продавать, и они начинают вкладывать деньги в другие. Избыточное производство останавливается, и начинается производство дефицитных продуктов.
  • Помогает распределять деньги. Цена помогает государству распределять деньги между разными отраслями, регионами страны и социальными группами населения.
  • Позволяет контролировать развитие сфер экономики. Чтобы поощрить развитие производства, государство может ввести ограничения для продавцов импортных товаров. Например, повысить таможенные пошлины. Произвести товар внутри страны будет выгоднее, чем привезти его из-за границы. Цена отечественного товара будет ниже цены зарубежного аналога.
  • Привлекает инвестиции. Инвесторы вкладывают деньги только в перспективные отрасли: там, где высокие цены, высокая прибыль. Так рынок развивается.

Некоторые функции цены:

  • Учётная . Цена представляет собой денежный эквивалент ценности продукта, учитывая при этом затраты на его изготовление и прибыль компании от продажи.

  • Стимулирующая . Цена оказывает влияние на производство и потребление. Норма прибыли, заложенная в цене продукта, стимулирует компании наращивать производство продукции или открывать новые для себя направления производства.

  • Распределительная . С помощью механизма цен происходит перераспределение национального дохода между различными отраслями экономики, группами населения, регионами и т. п..

  • Функция балансирования спроса и предложения . Цена является физическим выражением равновесия спроса и предложения. Отклонение цены от равновесного состояния приводит к дефициту или избытку предложения продукции на рынке.

  • Функция инструмента рационального размещения производства . Механизм рыночных цен способствует перераспределению капитала между отраслями, при этом оказывая влияние на решение компаний об изменении основного вида деятельности (переходе в другую отрасль).

  • Участие в маркетинге и продвижении . Размер цены — это психологический триггер для покупателей. С её помощью специалисты могут прогнозировать потребительское поведение и планировать жизненный цикл товара или услуги.

Формирование цен

Ценообразование  — это процесс формирования цен на товары или услуги. Включает в себя учёт различных факторов, таких как затраты на производство, конкурентная среда, потребительский спрос, маркетинговые стратегии.

Этапы ценообразования

  • Анализ рынка . Исследование конкурентной среды, спроса и предложения на рынке, определение основных характеристик целевой аудитории. 
  • Определение целей . Установление стратегических целей, связанных с ценообразованием. Это может быть максимизация прибыли, увеличение рыночной доли или первоначальное вхождение на рынок. 
  • Оценка затрат . Расчёт себестоимости продукции, учёт переменных и постоянных издержек, анализ дополнительных затрат, например на рекламу, маркетинг, распределение. 
  • Определение стратегии ценообразования . Выбор стратегии, решение о ценовой политике, правила применения акций, скидок или бонусной системы. 
  • Определение базовой цены . Установление начальной цены на основе анализа рынка, конкурентной среды и стратегических целей. 
  • Учёт факторов влияния . Реакция на изменения внешних факторов (инфляции, валютных курсов, изменений в законодательстве). 
  • Тестирование . Проведение маркетинговых исследований, анализ спроса и реакции потребителей, внесение корректировок. 
  • Мониторинг . Постоянный контроль рыночных условий. 
Некоторые методы ценообразования :  Стоимостный . Цена определяется исходя из затрат на производство товара + наценки. Используется, если основная цель бизнеса состоит в том, чтобы окупить затраты на производство и получить прибыль.   Конкурентный . Цена устанавливается на основе мониторинга сферы, с учётом аналогичных товаров или услуг у конкурентов. Используется, если основная цель — сохранение конкурентоспособности.    Ценообразование на основе спроса . Анализируется спрос на товар или услугу. Если спрос высок, то и стоить продукт может больше, при снижении интереса товар может подешеветь.   Дифференциальный . Метод, при котором товар может стоить по-разному для различных групп покупателей, например для части может быть установлена скидка.   Процентный . Метод, при котором к затратам приплюсовывается определённый процент для формирования окончательной стоимости.   На основе бренда . Подход, при котором учитывается узнаваемость бренда и его репутация. 

Некоторые методы ценообразования :

  • Стоимостный . Цена определяется исходя из затрат на производство товара + наценки. Используется, если основная цель бизнеса состоит в том, чтобы окупить затраты на производство и получить прибыль. 

  • Конкурентный . Цена устанавливается на основе мониторинга сферы, с учётом аналогичных товаров или услуг у конкурентов. Используется, если основная цель — сохранение конкурентоспособности. 

  • Ценообразование на основе спроса . Анализируется спрос на товар или услугу. Если спрос высок, то и стоить продукт может больше, при снижении интереса товар может подешеветь. 

  • Дифференциальный . Метод, при котором товар может стоить по-разному для различных групп покупателей, например для части может быть установлена скидка. 

  • Процентный . Метод, при котором к затратам приплюсовывается определённый процент для формирования окончательной стоимости. 

  • На основе бренда . Подход, при котором учитывается узнаваемость бренда и его репутация. 
Ценообразование-как происходит На цену влияет много факторов, главный из которых — себестоимость производства. Кроме нее есть еще четыре ключевых фактора, которые влияют на ценообразование: Количество посредников.  Цена зависит от количества этапов и участников, через которые товар проходит до конечного потребителя. Чем больше этапов, тем выше цена.   ИП Василий печет хлеб и, чтобы открыть бизнес, арендовал помещение, купил оборудование, нанял персонал, нашел поставщиков сырья и организовал производство, хранение и доставку в магазин. Все это требует вложений и составляет себестоимость товара. Производитель хочет вернуть затраты и заработать на продаже, поэтому делает наценку. количество посредников;   спрос;   уникальность;   сезон. Например, себестоимость булки белого хлеба — 20 ₽. Чтобы получить прибыль, Василий будет поставлять ее в магазин по цене 25 ₽. 5 ₽ — наценка.  Если бы Василий продавал табачные изделия, он бы платил акциз — косвенный налог, из-за которого цена пачки сигарет составила бы минимум 27 ₽.

Ценообразование-как происходит

На цену влияет много факторов, главный из которых — себестоимость производства. Кроме нее есть еще четыре ключевых фактора, которые влияют на ценообразование:

Количество посредников. Цена зависит от количества этапов и участников, через которые товар проходит до конечного потребителя. Чем больше этапов, тем выше цена.

ИП Василий печет хлеб и, чтобы открыть бизнес, арендовал помещение, купил оборудование, нанял персонал, нашел поставщиков сырья и организовал производство, хранение и доставку в магазин. Все это требует вложений и составляет себестоимость товара. Производитель хочет вернуть затраты и заработать на продаже, поэтому делает наценку.

  • количество посредников;
  • спрос;
  • уникальность;
  • сезон.

Например, себестоимость булки белого хлеба — 20 ₽. Чтобы получить прибыль, Василий будет поставлять ее в магазин по цене 25 ₽. 5 ₽ — наценка. Если бы Василий продавал табачные изделия, он бы платил акциз — косвенный налог, из-за которого цена пачки сигарет составила бы минимум 27 ₽.

НДС увеличивает цену товаров, ввозимых из-за границы или закупаемых у продавцов на основной системе налогообложения. Василий покупал сырье напрямую у французских производителей и теперь продает хлеб по 30 ₽.   Иногда в цепочке возникает посредник — оптовики и магазины. Они делают свою наценку. Магазин покупает хлеб у Василия по 28 ₽ и продает его на 3 ₽ дороже. Розничная цена товара, которую видит конечный потребитель, — 31 ₽.   Самый короткий путь по цепочке ценообразования у отечественных товаров, продаваемых напрямую от производителя.

НДС увеличивает цену товаров, ввозимых из-за границы или закупаемых у продавцов на основной системе налогообложения. Василий покупал сырье напрямую у французских производителей и теперь продает хлеб по 30 ₽.

Иногда в цепочке возникает посредник — оптовики и магазины. Они делают свою наценку. Магазин покупает хлеб у Василия по 28 ₽ и продает его на 3 ₽ дороже. Розничная цена товара, которую видит конечный потребитель, — 31 ₽.

Самый короткий путь по цепочке ценообразования у отечественных товаров, продаваемых напрямую от производителя.

Спрос. Чем больше желающих купить товар, тем выше цена. Отсутствие спроса снижает цену. В экономике для оценки спроса используют термин «потребительская стоимость» — полезность продукта, его способность удовлетворять потребность.   Уникальность товара. Если в сегменте нет конкурентов или производство ограничено, можно устанавливать высокие цены. Например, за вещи из лимитированной коллекции покупатели заплатят больше. Размер наценки устанавливают после анализа рынка.   Сезон. В высокий сезон бизнес предлагает больше товаров и устанавливает низкие цены. Например, клубника летом дешевле, чем зимой.

Спрос. Чем больше желающих купить товар, тем выше цена. Отсутствие спроса снижает цену. В экономике для оценки спроса используют термин «потребительская стоимость» — полезность продукта, его способность удовлетворять потребность.

Уникальность товара. Если в сегменте нет конкурентов или производство ограничено, можно устанавливать высокие цены. Например, за вещи из лимитированной коллекции покупатели заплатят больше. Размер наценки устанавливают после анализа рынка.

Сезон. В высокий сезон бизнес предлагает больше товаров и устанавливает низкие цены. Например, клубника летом дешевле, чем зимой.

Как установить цену

Определите, чего хотите достичь. Например, компания выводит йогурты на рынок в соседний регион и хочет, чтобы покупатели попробовали новинку, устанавливает цену ниже конкурентов, а затем поднимает до рыночной.

Если цель бизнеса — установить справедливую рыночную цену, выполните четыре шага:

  • Проанализируйте конкурентов, определите цены и качества их предложений.
  • Проанализируйте целевую аудиторию, спрос и конкурентные преимущества. Найдите похожее предложение на рынке.
  • Рассчитайте себестоимость единицы продукта по расходу сырья и других ресурсов.
  • Выберите метод ценообразования: затратный, ценностный или пассивный.

Затратный метод . Цена формируется на основе издержек производства и реализации с добавлением прибыли. Для расчета можно взять среднюю, предельную или стандартную себестоимость.

Ценностный метод . Цена формируется исходя из ценности предложения для потребителя. Для реалистичности спросите мнение нескольких людей из разных социальных слоев. Ценность предложения может меняться, например, в зависимости от сезона или условий.

Пассивный метод . Назначьте схожую цену на похожий товар и меняйте вслед за рынком.

Сочетание всех трех методов — наиболее выигрышная стратегия, учитывающая затраты, ценность предложения и движение рынка.

Виды цен По способу международных расчетов. Есть два вида цен: экспортная и импортная.  Экспортная цена устанавливается компаниями, которые поставляют продукцию в другие страны. Импортная цена уплачивается теми, кто покупает продукцию за рубежом.   По способу установления и влиянию на контракт. Различают твердые, подвижные и скользящие цены.  Твердая цена — это неизменная сумма в договоре. Подвижные цены меняются при изменении рыночной цены товара. Рыночная цена формируется под влиянием спроса и предложения и достигает значения, за которое покупатели готовы заплатить. В долгосрочных контрактах указывают скользящие цены, которые определяются при поставке или оплате.

Виды цен

  • По способу международных расчетов. Есть два вида цен: экспортная и импортная. Экспортная цена устанавливается компаниями, которые поставляют продукцию в другие страны. Импортная цена уплачивается теми, кто покупает продукцию за рубежом.
  • По способу установления и влиянию на контракт. Различают твердые, подвижные и скользящие цены. Твердая цена — это неизменная сумма в договоре. Подвижные цены меняются при изменении рыночной цены товара. Рыночная цена формируется под влиянием спроса и предложения и достигает значения, за которое покупатели готовы заплатить. В долгосрочных контрактах указывают скользящие цены, которые определяются при поставке или оплате.
Виды цен По степени влияния государства. Выделяют свободные рыночные и регулируемые цены.  Свободные рыночные цены устанавливают производители, импортеры и продавцы на основе спроса и предложения. Регулируемые цены ограничиваются государством, например, на проезд в общественном транспорте.   По условиям поставки и продажи. Есть цена-нетто и цена-брутто.   Цена-нетто — это «чистая» цена после вычета скидок и надбавок.  Цена-брутто включает дополнительные наценки, например, налоги и страховки.   Эти понятия используют в разных сферах, например, в туризме: нетто — цена услуг без комиссии посредника, брутто — с наценкой.

Виды цен

  • По степени влияния государства. Выделяют свободные рыночные и регулируемые цены. Свободные рыночные цены устанавливают производители, импортеры и продавцы на основе спроса и предложения. Регулируемые цены ограничиваются государством, например, на проезд в общественном транспорте.
  • По условиям поставки и продажи. Есть цена-нетто и цена-брутто.

Цена-нетто — это «чистая» цена после вычета скидок и надбавок. Цена-брутто включает дополнительные наценки, например, налоги и страховки.

Эти понятия используют в разных сферах, например, в туризме: нетто — цена услуг без комиссии посредника, брутто — с наценкой.

Виды цен по видам рынка Согласно источнику, по виду рынка различают следующие цены: Аукционные  — соответствуют спросу и предложению на аукционах. Биржевые котировки  — служат ориентиром для последующего установления розничных и оптовых цен. Тендерные  — определяются в ходе сбора предложений от разных участников тендера. Виды цен по степени обоснованности По степени обоснованности выделяют следующие цены: Базисные - используются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные товары Прейскурантные - фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателей цен Фактическая цена сделок - учитывают использование надбавок, скидок к базисной цене Виды цен на новые товары На   новые   товары  устанавливаются следующие  виды   цен : ·  цена  

Виды цен по видам рынка

Согласно источнику, по виду рынка различают следующие цены:

  • Аукционные  — соответствуют спросу и предложению на аукционах.
  • Биржевые котировки  — служат ориентиром для последующего установления розничных и оптовых цен.
  • Тендерные  — определяются в ходе сбора предложений от разных участников тендера.

Виды цен по степени обоснованности

По степени обоснованности выделяют следующие цены:

Базисные - используются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные товары

Прейскурантные - фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателей цен

Фактическая цена сделок - учитывают использование надбавок, скидок к базисной цене

Виды цен на новые товары

На   новые   товары  устанавливаются следующие  виды   цен :

·  цена  "снятие сливок";

·  цена  "проникновения на рынок"; ·" психологическая  цена ";

·  цена  "следования за лидером";

·  цена  с возмещением издержек производства; · престижная  цена .

Количество стадий, которые проходит товар, влияет на определение конечной цены.

Что нужно запомнить Цена — это сумма, которую продавец назначает за товар.   Цена состоит из себестоимости продукта и торговой наценки.   Цены зависят от спроса на товар и регулируют его. У цены есть и другие функции, которые позволяют прогнозировать расходы, распределять бюджет между разными отраслями или стимулировать их развитие.   На цену влияют себестоимость производства, ценность предложения для потребителей и общее движение рынка.

Что нужно запомнить

Цена — это сумма, которую продавец назначает за товар.

Цена состоит из себестоимости продукта и торговой наценки.

Цены зависят от спроса на товар и регулируют его. У цены есть и другие функции, которые позволяют прогнозировать расходы, распределять бюджет между разными отраслями или стимулировать их развитие.

На цену влияют себестоимость производства, ценность предложения для потребителей и общее движение рынка.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!