Формирование финансовой грамотности на уроках физической культуры МБОУ СКОШ №122
Автор: учитель физической культуры- Аккужина Дина Рустамовна
Аннотация
- Решение проблемы развития финансовой грамотности учащихся и дальнейшее ее формирование путем включения в содержание уроков физической культуры разделов и тем по финансовой грамотности.
Введение Проблема воспитания нового поколения, обладающего системным мышлением и готовностью принимать решения. Важным элементом такой готовности является финансовая грамотность.
Финансовая грамотность
- Одно из направлений функциональной грамотности, выделенное в свое время в самостоятельное исследование качества образовательных результатов 15-ти учащихся в рамках программы PISA.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ( англ. Programme for International Student Assessment, PISA ) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.
Рисунок 1
Финансовая грамотность - это определенные знания, умения и навыки, необходимые для рационального управления личными финансами.
Цель формирования финансовой грамотности школьников на уроках физической культуры в соответствии с обновленными ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Принципы формирования финансовой грамотности учащихся - социально-педагогические принципы - психолого-педагогические принципы - организационно- педагогические принципы
Принципы обучения финансовой грамотности Обучающийся выступает в качестве субъекта деятельности. Учитель ФК выступает в роли организатора учебной деятельности, в роли финансового консультанта, эксперта.
Психологические и педагогические условия - Особенности семьи - Возраст - Восприятие мира - Особенность региона проживания - Четкая цель - Достижение цели - Опыт в области финансов - Опережать потребности в финансовых знаниях и практических умениях
Методы формирования финансовой грамотности на уроках ФК определяются: - Целью обучения. - Способом усвоения учебного материала. - Характером взаимодействия учеников. Репродуктивные, продуктивные методы.
1.Выявление финансовой информации Пример задания Онлайн-шоппинг
Варианты ответов, в которых подразумевается использование защищенных компьютеров вместо компьютеров в общественных местах . - Использовать личный компьютер. - Производить финансовые операции через интернет с домашнего компьютера - Использовать компьютер, на котором отключены файлы cookie. - Убедиться, что никто посторонний не смотрит в компьютер. [Оценить поведение людей в общественных местах для повышения уровня безопасности] - Удалить историю браузера после совершения покупки. - Не совершать покупок на компьютерах в общественных местах (интернет-кафе). Варианты ответов, в которых подразумевается использование более безопасных способов оплаты товаров через интернет. - Завести предоплаченную банковскую карту, чтобы не были известны банковские реквизиты. Варианты ответов, в которых подразумевается использование надежных сайтов. - Перед тем как совершить покупку, важно убедиться, что сайт имеет сертификат безопасности. - Чтобы убедиться в надежности сайта, желательно просмотреть отзывы в интернете. - Убедиться, что сайт безопасен.
2. Анализ информации в финансовом контексте
3. Оценка финансовой проблемы Акцент на комплексное задание, все компоненты могут представлены в различной форме.
4.Применение финансовых знаний и понимания Задания по финансовой грамотности, лежащие в основе рассматриваемого модуля, никогда не обращаются к когда-то изученному материалу и не требуют его воспроизведения. Они требуют понимания того знания , тех сведений, которые представлены в задании информации, и умения применять это знание и п онимание в проблеме. 5. Самостоятельные задания –исследование Сообщения о знаменитых спортсменах, истории развития спортивных игр .
Схема занятий по финансовой грамотности на уроках физической культуры. 1. Предъявление практической финансовой задачи. 2.Анализ практической финансовой задачи и выявление проблемы, заложенной в практической задаче. 3.Постановка учебной задачи. 4.Освоение учебного материала финансовой грамотности (решение учебной задачи). 5.Решение практической финансовой задачи. 6.Рефлексия, перенесение способа решения практической задачи на подобные задачи и по возможности другой класс задач.
Педагогические приемы, используемые при обучении финансовой грамотности 1. Использование актуальной для обучающегося тематики (например, для подростков тему вкладов). 2.Использование инфографики (схемы, таблицы, мультфильмы). 3.Использование сайтов для поиска информации, ее интерпретации. 4. Привлечение знаний из других областей (например, из истории, географии, литература) 5. Театрализация, использование художественных образов. 6. Включение духа соревнования в учебную деятельность ( кто больше заработает, кто больше сэкономит и др.) разработка спортивной валюты. 7. Моделирование содержания темы (позволяет удерживать общий смысл). Анализ материалов СМИ. 8. Исправление ошибок в тексте финансового характера. 9. Создание какого-то творческого продукта своими руками (деньги, плакаты и др.). 10.Подбор иллюстраций к финансовой проблеме. 11. Подбор афоризмов, цитат, пословиц и поговорок. 12. Разработка алгоритмов финансового поведения. 13. Придумывания проблемных ситуаций 14. Анализ финансовых вопросов в фильмах, мультфильмах, литературе. 15. Трансформация финансового текста в таблицу, график, диаграмму. 16. Написание эссэ, рефератов, докладов. 17. Разработка вопросов, заданий для других команд.
Форма занятий - по характеру взаимодействия: коллективная, групповая, индивидуальная - по содержанию учебной деятельности: учебно-практическая, учебно-исследовательская, учебно-проектная, учебно-управленческая.
Одной из наиболее удобных форм является внеурочная деятельность -наблюдают -исследуют -проводят опыты и эксперименты, -работают над проектами -учатся видеть себя в той или иной роли. Младшие школьники – различные формы 5-8 классах – семейный и личный контексты 9 класс – семейные, личные и профессиональные контексты.
Исследование уровня финансовой грамотности Начальная школа (1-4 классы) – анкета-опросник
Исследование уровня финансовой грамотности Среднее звено (5-9 классы)
Уровень знаний и навыков по финансовой грамотности
Очень плохие
Количество о т в е т ов , %
Плохие
Достаточные
хорошие
очень хорошие
отличные
затрудняюсь ответить
Вопрос: «Как Вы считаете, что означает понятие "финансовая грамотность"?
умение эффективно управлять личными финансами
Количество о т в е т ов , %
умение грамотно вести учет своих доходов и расходов
умение принимать решения в отношении денег и нести ответственность за такие решения
это не относится к моей жизни
затрудняюсь ответить
Источники информации преподавания основ финансовой грамотности
Ш к о л а
Количество о т в е т ов , %
обучающие вебинары и курсы в интернете
специальны е п е ч а тны е и з дани я (книги , ж у рналы )
родители
Формирование финансовой грамотности в начальной школе и 5-9 классах
Математическая грамотность
Игры: «Злая цифра», «Третий лишний».
Карточки с математическими заданиями, подсчёт пульса, и т.д.
Финансовая грамотность
Расчет стоимости занятий того или иного вида спорта. Задачи на финансовую грамотность.
Креативное мышление
Разработка и проведение подвижных игр, спортивных праздников, эстафет, составление таблиц, интеллектуальных карт и т.д.
Естественнонаучная грамотность
Учёт погодных условий для занятий физической культурой на улице. Задачи на естественнонаучные знания
Глобальные компетенции
Сообщения, рефераты, доклады например:
«Здоровый образ жизни». «Допинг и спорт» и т.д.
Заключение
Выпускник должен иметь навыки управления личными денежными средствами. Формирование финансовой грамотности будет способствовать развитию социально развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим мышлением и способного взять на себя ответственность за принимаемые решения, уметь планировать финансовые аспекты своей карьеры в будущем. Поэтому данная компетенция должна обязательно формироваться у учеников в рамках уроков физической культуры.