«Дифференцированный подход в физическом воспитании как фактор создания педагогических условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся»
Автор: Зайцев Евгений Александрович,
учитель физической культуры
МБОУ лицей№65 г. Воронеж
Актуальность
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.
Информационные и физические перегрузки школьников продолжают расти, а эффективные педагогические пути выхода из сложившегося положения пока не найдены.
Данный проект направлен:
- на реализацию вариативности образования, когда каждый ребенок в зависимости от присущих ему индивидуальных особенностей получает многообразие вариантов для своего развития, сохранения и укрепления здоровья;
- на разработку организационно-методических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на основе дифференцированного подхода к обучению.
Цель:
создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников старшего и среднего звена через дифференциацию физического воспитания.
Задачи
1.Провести диагностическое изучение исходного состояния объекта исследования.
2.Определить и теоретически обосновать формы и методы дифференцированного физического воспитания, учащихся среднего и старшего звена.
3.Разработать комплекс педагогических условий, основанный на дифференциации физического воспитания учащихся среднего и старшего звена.
4.Экспериментально проверить эффективность дифференцированного физического воспитания в плане сохранения и укрепления здоровья, учащихся среднего и старшего звена.
5.Осуществить коррекцию и оптимизацию дальнейшего проектирования с учетом полученных результатов.
физическое воспитание учащихся среднего и старшего звена в общеобразовательной школе
Объект исследования:
педагогические условия, основанные на дифференциации физического воспитания
Предмет исследования:
Гипотеза
Дифференциация физического воспитания будет эффективной в плане здоровьесбережения, если:
- определены формы и методы дифференцированного физического воспитания учащихся среднего и старшего звена;
- разработан и внедрен комплекс педагогических условий основанный на дифференциации физического воспитания учащихся.
Методологическая база
- Концепция технологии дифференцированного физкультурного образования школьников
(Короткова Е. А., Сулейманов И. И. )
- концепция оздоровительной направленности физического воспитания и здорового образа жизни
(Н.М. Амосов; Н.А. Фомин; Г.Л. Апанасенко; Н.К.Смирнов);
- организация индивидуально-дифференцированного обучения школьников с целью предупреждения неуспеваемости (А. А. Бударный)
- теоретические основы педагогических здоровьесберега-ющих технологий (П. Р. Атутов; В. И. Боголюбов; А. Д. Бондаренко; Г. А. Бордовский; В. А. Вялых; Т. А. Ильина; А. Г. Казакова; И. В. Чупаха; Е. З. Пужаева и другие)
Принципы
- сознательности и активности.
- доступности и индивидуальности.
- непрерывности процесса физического воспитания.
- системного чередования нагрузок и отдыха.
- постепенного наращивания интенсивности и длительности нагрузок.
- возрастной адекватности направлений физического воспитания.
- разнообразности применяемых средств.
- дифференциации обучения двигательных действий и воспитания физических качеств.
Урок физической культуры является основной формой работы с учениками.
- Фронтальная форма организации – выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руководством учителя.
- Групповая форма организации – временное деление коллектива класса на несколько групп (команд, звеньев, отделений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию учителя.
- Индивидуальная форма организации – каждый ученик выполняет индивидуальное задание независимо от других.
Структура урока физической культуры
Подготовительная часть
Основная часть
Заключительная часть
Методы обучения
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические);
- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками);
- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками).
В процессе воспитания физических качеств использовались специфические методы физического воспитания
- методы строго регламентированного упражнения;
Новизна методики состоит :
- в комбинировании личностно ориентированных и дифференцированных подходов для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- в создании педагогических условий для успешной реализации школьниками второй и третьей ступени обучения своих индивидуальных особенностей и способностей.
Формы работы с учащимися
- Фронтальная форма организации – выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руководством учителя.
- Групповая форма организации – временное деление коллектива класса на несколько групп (команд, звеньев, отделений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию учителя.
- Индивидуальная форма организации – каждый ученик выполняет индивидуальное задание независимо от других.
Дифференциация
группы
По психичес
По половому признаку
По типу телосложения
Медицин
По уровню физического развития
ким качествам
ские
Ресурсное обеспечение
Нормативно-правовые ресурсы
Кадровые ресурсы
Информационные ресурсы
Программно-методические ресурсы
Материально – технические ресурсы
Ожидаемые результаты:
- создание банка методик, позволяющих надёжно отслеживать качественные показатели развития детей при освоении педагогической технологии дифференцированного обучения физической культуре;
- повышение уровня психолого-педагогических знаний педагогов ОУ по вопросам учета индивидуальных способностей школьников в процессе обучения и воспитания;
- увеличение уровня физического развития учащихся и, как следствие, общего уровня физических качеств и здоровья;
- повышение мотивации к занятиям физической культуры учащихся среднего и старшего звена;
- рост спортивных результатов школьников в различных видах спорта.
Результативность
- на 10% уменьшилось количество учащихся, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата
- на 5% отмечается снижение инфекционных и простудных заболеваний.
- абсолютная успеваемость по предмету составляет – 100%, качество 96 %.
- учащиеся успешно участвуют в муниципальной олимпиадах, соревнованиях муниципального и регионального уровня.
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов
- Сформирована база данных о состоянии здоровья, индивидуальных особенностях учащихся.
- Разработаны организационно-методические рекомендации по оптимизации образовательного процесса на основе дифференцированного подхода к обучению.
- Разработаны рабочие программы по физической культуре, направленные на обучение физической культуре и здоровому образу жизни с учетом индивидуальных особенностей и способностей старшеклассников.