СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по географии 5 кл Съемка плана местности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация отлично поможет провести урок. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по географии 5 кл Съемка плана местности»

Практическая работа Съёмка плана местности 5  класс  география

Практическая работа

Съёмка

плана

местности

5 класс география

«Деятельность - единственный путь  к знанию».  Б.Шоу

«Деятельность - единственный путь

к знанию».

Б.Шоу

Содержание 1. Цель работы 2. Средства обучения 3. Виды съёмок (1 урок) 4. Что нужно вспомнить (1 урок) 5. Работы на местности (2 урок) 6. Работа в классе (3 урок) 7. Дополнительный материал:  а )  Составление плана местности  О.А. КЛИМАНОВА, М.Н. БЕЛОВА  б) Современные технологии топографической съемки . 8. Методические рекомендации

Содержание

1. Цель работы

2. Средства обучения

3. Виды съёмок (1 урок)

4. Что нужно вспомнить (1 урок)

5. Работы на местности (2 урок)

6. Работа в классе (3 урок)

7. Дополнительный материал:

а ) Составление плана местности

О.А. КЛИМАНОВА, М.Н. БЕЛОВА

б) Современные технологии топографической съемки .

8. Методические рекомендации

1 урок 1. Цель работы: научиться составлять план местности Составить план местности (или, иначе говоря, произвести ее съемку) — значит изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков.

1 урок

1. Цель работы: научиться составлять план местности

Составить план местности (или, иначе говоря, произвести ее съемку) — значит изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков.

Для составления плана местности вам потребуется:  Жидкостный компас Карандаш, ластик, цветные карандаши, булавка Таблица 1 Таблица 1 Фамилия Имя №  точки 1  Расстояние  п. ш. То же расстояние на плане в см 2 Азимут 3 4 5

Для составления плана местности вам потребуется:

  • Жидкостный компас
  • Карандаш, ластик, цветные карандаши, булавка
  • Таблица 1

Таблица 1

Фамилия Имя

точки

1

Расстояние п. ш.

То же расстояние на плане в см

2

Азимут

3

4

5

Полярная съёмка Полярная съёмка производится из одной точки, с которой виден весь участок

Полярная съёмка

Полярная съёмка производится из одной точки, с которой виден весь участок

Маршрутная съёмка Маршрутная съёмка производится по ходовой линии. По пути обозначаются предметы, угодья, находящиеся слева и справа от дороги, насколько видно на открытой местности.

Маршрутная съёмка

Маршрутная съёмка производится по ходовой линии.

По пути обозначаются предметы, угодья, находящиеся

слева и справа от дороги, насколько видно на открытой местности.

3. Что нужно вспомнить:  Как измерять расстояния  на местности  ? 1. Вспомнить среднюю длину своих пар шагов 2. Измерить указанное расстояние парами шагов  например 110 п.ш. 3. Умножим среднюю длину пары шагов на число пар шагов  1,2 м х 110 п.ш. = 132 м Назовите ещё известные вам способы измерения расстояния?

3. Что нужно вспомнить:

Как измерять расстояния

на местности ?

1. Вспомнить среднюю длину своих пар шагов

2. Измерить указанное расстояние парами шагов

например 110 п.ш.

3. Умножим среднюю длину пары шагов на число пар шагов

1,2 м х 110 п.ш. = 132 м

Назовите ещё известные вам способы измерения расстояния?

1 2 Рулеткой Полевым циркулем Мерной лентой 3

1

2

  • Рулеткой
  • Полевым циркулем
  • Мерной лентой

3

Как перенести на план расстояния, измеренные на местности? Вычислите и заполните колонку 4 в таблице 1 Для этого следует среднюю длину своего шага (1,2 м) умножить на количество пар шагов (110 п.ш.) и разделить на величину масштаба (в 1 см 20 м) Название  точки дерево №  точки  Расстояние  п. ш. 1 То же расстояние на плане в см 110 2 Азимут 1,2 м х 110 : 20 =6,6см 3 4 5

Как перенести на план расстояния,

измеренные на местности?

Вычислите и заполните колонку 4 в таблице 1

Для этого следует среднюю длину своего шага (1,2 м) умножить

на количество пар шагов (110 п.ш.) и разделить на величину масштаба (в 1 см 20 м)

Название точки

дерево

точки

Расстояние п. ш.

1

То же расстояние на плане в см

110

2

Азимут

1,2 м х 110 : 20 =6,6см

3

4

5

Условные знаки плана местности Виды знаков Что они обозначают Площадные а) населенные пункты: города, поселки, отдельные строений; 6) растительный покров и грунты: лес (хвойный, лиственный , смешанный), редкий пес, вырубленный лес, кустарник, луг, фруктовый сад, огород , пашня, болото, пески Линейные а) дорожная сеть: железная дорога, шоссе , грунтовая дорога , тропинки , просеки; б) гидрография: реки, береговая пиния озер, мосты, плотины; в] прочие: линии связи, линии электропередачи Внемасштабные отдельные строения , церкви, заводы, электростанции, карьеры, башни, памятники, кладбища, мельницы, пункты государственной триангуляционной сети Пояснительные направления течения реки, характеристики дна реки, характеристики мостов, отметки высот, типы растительности в лесу, глубина болота и др. Условные знаки каких объектов нам могут пригодиться при съемке в нашей местности?

Условные знаки плана местности

Виды знаков

Что они обозначают

Площадные

а) населенные пункты: города, поселки, отдельные строений; 6) растительный покров и грунты: лес (хвойный, лиственный , смешанный), редкий пес, вырубленный лес, кустарник, луг, фруктовый сад, огород , пашня, болото, пески

Линейные

а) дорожная сеть: железная дорога, шоссе , грунтовая дорога , тропинки , просеки; б) гидрография: реки, береговая пиния озер, мосты, плотины; в] прочие: линии связи, линии электропередачи

Внемасштабные

отдельные строения , церкви, заводы, электростанции, карьеры, башни, памятники, кладбища, мельницы, пункты государственной триангуляционной сети

Пояснительные

направления течения реки, характеристики дна реки, характеристики мостов, отметки высот, типы растительности в лесу, глубина болота и др.

Условные знаки каких объектов нам могут

пригодиться при съемке в нашей местности?

луг огород лиственный лес

луг

огород

лиственный лес

шоссе тропинки грунтовая дорога линии связи линии электропередачи

шоссе

тропинки

грунтовая дорога

линии связи

линии электропередачи

Как измерить азимут на местности ? Линия прицела 1. Направьте линию прицела на объект, азимут которого надо определить

Как измерить азимут на местности ?

Линия прицела

1. Направьте линию прицела на объект, азимут которого надо определить

2. Вращайте шкалу на компасе с делениями до совмещения северного конца магнитной стрелки с буквой N (С или 0 градусов)

2. Вращайте шкалу на компасе с делениями до совмещения северного конца магнитной стрелки с буквой N (С или 0 градусов)

3. Напротив линии прицела на градусной шкале определите азимут, для этого возьмите ближайшее число на шкале слева и прибавьте количество штрихов, умноженное на цену деления   90 + 1 х 2 =92

3. Напротив линии прицела на градусной шкале определите азимут, для этого возьмите ближайшее число на шкале слева и прибавьте количество штрихов, умноженное на цену деления

90 + 1 х 2 =92

Как нанести азимут на план? 1. Заданный азимут с соответствующим штрихом установите против линии прицела например, 105 градусов

Как нанести азимут на план?

1. Заданный азимут с соответствующим штрихом установите против линии прицела например, 105 градусов

2. Подведите край пластины компаса к точке, от которой нужно провести заданный азимут (в полярной съёмке это всегда будет полюс)

2. Подведите край пластины компаса к точке, от которой нужно провести заданный азимут (в полярной съёмке это всегда будет полюс)

3. Вращайте пластину компаса вокруг точки (полюса) до тех пор, пока линии на дне колбы не совместятся по направлению со стрелкой плана, указывающей на север

3. Вращайте пластину компаса вокруг точки (полюса) до тех пор, пока линии на дне колбы не совместятся по направлению со стрелкой плана, указывающей на север

4. Проведите линию по краю пластины от точки в сторону линии прицела. Это и будет направление по заданному азимуту.

4. Проведите линию по краю пластины от точки в сторону линии прицела. Это и будет направление по заданному азимуту.

2. Работы на местности 2 урок Измерьте расстояние до объектов Определите азимут до объектов Запишите данные в таблицу 1,2,3 и 5 колонки Имя ученика №  точки  Расстояние  п. ш. 1 2 То же расстояние на плане в см 110  3 1,2 м х 110 :20=6,6  Азимут 4 170 0 5

2. Работы на местности

2 урок

  • Измерьте расстояние до объектов
  • Определите азимут до объектов
  • Запишите данные в таблицу 1,2,3 и 5 колонки

Имя ученика

точки

Расстояние п. ш.

1

2

То же расстояние на плане в см

110 

3

1,2 м х 110 :20=6,6 

Азимут

4

170 0

5

3 . Работа  в классе  Оформление плана  3 урок Обозначьте на плане точку, с которой производилась съемка . (полюс)   Нанесите тонкой линией  линии  север-юг  3. Подпишите кто выполнял съёмку  Иванов Иван

3 . Работа в классе

Оформление плана

3 урок

  • Обозначьте на плане точку, с которой производилась съемка . (полюс)
  • Нанесите тонкой линией

линии

север-юг

3. Подпишите кто выполнял съёмку

Иванов Иван

Чтобы перенести любую другую точку местности на план, необходимо отметить направление на нее и расстояние до нее от полюса Для этого возьмите данные из таблицы 1

Чтобы перенести любую другую точку местности на план, необходимо отметить направление на нее и расстояние до нее от полюса

Для этого возьмите данные из таблицы 1

4. С помощью компаса на плане отложите соответствующий азимут ( из таблицы 1 колонка 5 – 170 градусов ) проведите в данном направлении сплошную вспомогательную линию;    Иванов Иван

4. С помощью компаса на плане отложите соответствующий азимут

( из таблицы 1 колонка 5 – 170 градусов ) проведите в данном направлении сплошную вспомогательную линию;

Иванов Иван

5. На этой линии отложите длину отрезка от «полюса» съемки до искомой точки. Данные возьмите Из таблицы 1 колонка 4   6,6 см  Иванов Иван

5. На этой линии отложите длину отрезка от «полюса» съемки до искомой точки.

Данные возьмите

Из таблицы 1 колонка 4

6,6 см

Иванов Иван

6. Обозначьте в полученной точке объект условным знаком           К Иванов Иван

6. Обозначьте в полученной точке объект условным знаком

К

Иванов Иван

 7. Вспомогательную линию сотрите.  Таким же образом нанесем и остальные точки.   К Иванов Иван

7. Вспомогательную линию сотрите.

Таким же образом нанесем и остальные точки.

К

Иванов Иван

Оформление работы Возьмите чистый лист бумаги Отметьте на нём стрелочку С-Ю (можно несколько для удобства), масштаб съёмки и свои Ф.И. Положите свою работу выполненную на местности на чистый лист бумаги так, чтобы линии С-Ю совпадали по направлению Булавкой проткните нанесённые точки Нанесите условные знаки Примерный образец оформления плана. Масштаб 1:2000 Иванов Иван

Оформление работы

  • Возьмите чистый лист бумаги
  • Отметьте на нём стрелочку С-Ю (можно несколько для удобства), масштаб съёмки и свои Ф.И.
  • Положите свою работу выполненную на местности на чистый лист бумаги так, чтобы линии С-Ю совпадали по направлению
  • Булавкой проткните нанесённые точки
  • Нанесите условные знаки

Примерный образец оформления плана.

Масштаб 1:2000

Иванов Иван

9. Методические рекомендации : Почему жидкостный компас лучше? 1. Обоснование преимуществ жидкостного компаса (презентация) Если вы решили использовать жидкостный компас, начните с изучения его устройства 2.  Устройство жидкостного компаса (презентация) Если у вас есть желание использовать другие способы нанесения точек на план, то эта презентация поможет вам. 3. Способы нанесения точек на план (презентация) В этой статье вы найдёте советы 4. Из опыта работы 5. Видеофильмы

9. Методические рекомендации :

Почему жидкостный компас лучше?

1. Обоснование преимуществ жидкостного компаса (презентация)

Если вы решили использовать жидкостный компас, начните с изучения его устройства

2. Устройство жидкостного компаса (презентация)

Если у вас есть желание использовать другие способы нанесения точек на план, то эта презентация поможет вам.

3. Способы нанесения точек на план (презентация)

В этой статье вы найдёте советы

4. Из опыта работы

5. Видеофильмы