Природные комплексы России
Тема урока: Разнообразие природных комплексов России
Природно-территориальный комплекс- определение
Схема «Уровни ПТК» (4) + что изучают
Географическая оболочка- определение
Широтная зональность- определение
Высотная поясность-определение
Антропогенные ПТК-определение
На стр. 13 атласа выписать ПТК России (9)
Взаимодействие природных компонентов в природе
Климат
Воды
Растительный и животный мир
Почвы
Рельеф
Геологическое строение
Состав горных пород
Геологическая история.
Развитие органического мира
Природно-территориальный комплекс-
закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории (рельеф, почва, климат, воды, растительный и животный мир)
ПТК в водоемах (океанах, морях, реках, озерах) называются АКВАЛЬНЫМИ
- « Комплекс »-в переводе с латинского означает « сочетание »
- « Компонент »-в переводе с латинского означает « составная часть целого »
Основано в XIX веке В. В. Докучаевым
Ландшафтоведение- учение о ПТК
В.В. Докучаев- почвовед, минеролог
Природно-территориальные комплексы
Глобальные
Крупные
Зональные
Локальные
Овраг, лес, пойма реки
Географическая оболочка
Природные зоны
Материки
и океаны
Самым крупным природным комплексом является географическая оболочка (ГО). Меньше размером – материки и океаны. Ещё меньше – природные зоны. Локальные – те, которые мы видим вокруг себя: овраг, луг, лес….
Даже небольшая кочка на болоте свой маленький неповторимый ПК.
Важно то, что независимо от размера все компоненты этих комплексов тесно взаимосвязаны друг с другом.
*Азональные
1. Глобальный ПТК- географическая оболочка
Верхняя часть литосферы
Нижняя часть атмосферы
Вся гидросфера
Вся биосфера
Три внешние оболочки Земли: земная кора, гидросфера и атмосфера — всегда были тесно взаимосвязаны.
Газы атмосферы проникают в воду и в горные породы. Вода испаряется в атмосферу, просачивается в земную кору, размывает и растворяет горные породы. Мельчайшие частицы горных пород оказываются в атмосфере, в воду попадают растворившиеся вещества. И все это происходит при участии солнечного света и тепла.
Условия в географической оболочке оказались благоприятными для развития жизни. Появившиеся в ней миллиарды лет назад организмы начали развиваться и быстро распространяться. Они воздействовали на все компоненты оболочки, сильно изменяя и объединяя их. Живые организмы сами стали важнейшим компонентом географической оболочки. Они создали сферу жизни — биосферу.
Биосфера — не только все организмы, живущие на Земле, т. е. живое вещество. В ее состав входит и все неживое вещество, созданное или переработанное организмами.
- ГО- зона взаимодействия и зона взаимопроникновения всех слоев сфер Земли.
2. Крупные ПТК- материки и океаны
На каком материке самые разнообразные ПК и почему?
Широтная зональность
3. Зональные ПТК- природные зоны
Арктические пустыни
тундра
тайга
Смешанные и широ-
колиственные леса
степи
пустыни
саванна
Экваториальные
леса
Высотная поясность Северного Урала
Азональные ПК
Высотная поясность-
смена природных комплексов с высотой .
Высотная поясность Восточного Кавказа
В каких горах поясов больше и почему?
Последствия высотной поясности
От подножия к вершинам:
- понижается температура воздуха и давление;
- увеличивается количество атмосферных осадков;
- усиливается поверхностный сток;
- возрастает интенсивность эрозионных процессов.
4. Локальные ПТК- фация
Фация – неделимые однородные ПК
Луг Лес Болото
* Антропогенные ПТК- природные комплексы, измененные под влиянием человека
На ПК влияет хозяйственная деятельность человека. В последнее время на планете начинают возникать комплексы, созданные человеком, — антропогенные (греч. anthropos — человек, genes — рождение) комплексы. По степени изменения они дифференцируются на:
— слабоизмененные — охотничьи угодья; — измененные — пашни, мелкие поселения; — сильноизмененные — городские поселения, крупные разработки полезных ископаемых, крупная распашка, вырубка лесов; — улучшенные — санитарная расчистка лесов, парковая зона, «зеленая зона» вокруг крупных городов.
Проанализируйте карту атласа на стр.13 и запишите основные ПТК России
9
Домашнее задание
- Прочитать §23.
- Выучить определения.
- По желанию: написать мини-эссе на тему «Каких ландшафтов в нашей области больше: природных или антропогенных»