МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО
Автор: Калабун Алена Витальевна
МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО
- известный итальянский художник, представитель итальянского барокко.
основоположник реалистического направления, внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени.
Судьба художника сложилась трагически. Одарённый мастер вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли, одна их которых закончилась смертью противника. Четыре последних года Караваджо провёл в скитаниях, скрываясь из-за обвинения в убийстве, и умер в полной нищете.
- Выдающийся итальянский живописец XVII век Микеланджедо Меризи родился в местечке Караваджо в Ломбардии, за что и получил своё прозвище. Он известен как один из самых плодовитых художников своего времени, творивших в манере реализма и поднявший на новые высоты искусство использования игры света и тени на своих полотнах.
- Караваджо писал самые разные произведения: религиозные картины, портреты, натюрморты, бытовые сцены из жизни народа, Зачастую его персонажи – люди из низов, имеющие грубоватый, простонародный внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы.
Караваджо «Лютнист»
На картине молодого мастера
«Вакх с чашей в руках» (ок. 1593)
– античный персонаж предстаёт в непривычном виде. Художник делает его нарочито неприятным, тщательно прописывает отталкивающие детали, например густой слой грязи под ногтями. В произведении Караваджо Вакх олицетворяет слабого и грешного человека. Но натурализм живописного языка – это лишь способ передать духовную слабость человека перед лицом Бога. Художник словно спорил с мастерами эпохи Возрождения, стремившимися через общение с Богом показать силу и красоту человеческого духа.
Караваджо «Игроки в карты»
Караваджо «Гадалка»
Важное место в творческом наследии мастера занимают картины на библейские сюжеты. Но художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор традициям.
Караваджо создал серию картин на сюжеты из жизни апостолов.
Основой сюжета композиции «Призвание апостола Матфея» стал фрагмент Евангелие от Матфея: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следу и за Мною». Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Справа в тени появляется в сопровождении апостола Петра Христос, жестом повелевающий Матфею идти за ним. Лицо Матфея обращено к Христу, он указывает рукой на себя, словно вопрошая, действительно ли к нему относится призыв Спасителя.
На картине
«Распятие апостола Петра »
великий проповедник учения
Христа, разделивший его судьбу, предстаёт старым бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором
нет ничего, кроме страха и боли. Реализм Караваджо – это нечто большее, чем просто подражание природе. Здесь сочетается
глубокое понимание психологии человека, точная передача характера, света и формы, что
даёт возможность преобразить реальность в драму,
разыгрывающуюся на холсте.
Мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень сложным, наполненным тайной. Они не побоялись показать, насколько слаб человек, как противоречива и сложна его натура, какие трудности и страдания ожидают его на пути к высшим духовным ценностям.
Караваджо стал основоположником интереснейшего направления в стиле барокко, оказавшего большое влияние на творчество европейских живописцев, и получившего название «караваджизм». Он легко узнаваем благодаря выразительным цветовым контрастам повышенной, эмоциональности - ощущению напряжения и тревоги, чувству одиночества человека перед враждебным миром .В работах караваджистов часто используются тёмная палитра, чёрные фоны, кроваво-красные акценты.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!