СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории изобразительного искусства "ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории изобразительного искусства "ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ"»

ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ  (1815 – 1852)   Автор презентации: Калабун Алена Витальевна

ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ (1815 – 1852)

Автор презентации:

Калабун Алена Витальевна

Творчество П.А. Федотова – родоначальника критического реализма, отразило скорбные размышления художника о судьбе «маленького человека», задавленного бюрократическим произволом «власть имущих». Оно стало основой для следующих поколений художников, бичующих отрицательные явления жизни.

Творчество П.А. Федотова – родоначальника критического реализма, отразило скорбные размышления художника о судьбе «маленького человека», задавленного бюрократическим произволом «власть имущих». Оно стало основой для следующих поколений художников, бичующих отрицательные явления жизни.

Родился Федотов в семье титулярного советника, бывшего солдата суворовской армии, совершившей знаменитый переход через Альпы. В 1833 году окончил Московский кадетский корпус, и в чине прапорщика поступил на военную службу в лейб-гвардии Финляндском полку в Петербурге. Сослуживцы любили Федотова за остроумие и юмор. Он знал иностранные языки, играл на гитаре, сочинял стихи и пел, рисовал юмористические сценки из кадетской и полковой жизни, карикатуры на товарищей и начальство. В свободные от воинских обязанностей часы посещал вечерние рисовальные классы при Академии художеств, копировал картины в Эрмитаже. Он постоянно наблюдал жизнь городской бедноты, нравы и типы чиновничьей и купеческой среды

Родился Федотов в семье титулярного советника, бывшего солдата суворовской армии, совершившей знаменитый переход через Альпы. В 1833 году окончил Московский кадетский корпус, и в чине прапорщика поступил на военную службу в лейб-гвардии Финляндском полку в Петербурге.

Сослуживцы любили Федотова за остроумие и юмор. Он знал иностранные языки, играл на гитаре, сочинял стихи и пел, рисовал юмористические сценки из кадетской и полковой жизни, карикатуры на товарищей и начальство.

В свободные от воинских обязанностей часы посещал вечерние рисовальные классы при Академии художеств, копировал картины в Эрмитаже. Он постоянно наблюдал жизнь городской бедноты, нравы и типы чиновничьей и купеческой среды

Федотов и его товарищи по лейб-гвардии.1840

Федотов и его товарищи по лейб-гвардии.1840

«Отдых в походе» 1843

«Отдых в походе» 1843

П. Федотов «Свежий кавалер» Баснописец И.А.Крылов, увидевармейские рисунки Федотова, посоветовал ему не увлекаться батальным жанром, а брать сюжеты из повседневной жизни. Это укрепило художника в решимости расстаться с карьерой гвардейского офицера и посвятить себя целиком искусству. Уже первые его живописные картины привлекли внимание публики необычностью сюжетов. В картине «Свежий кавалер» новоявленный «орденоносец» хвастается своей наградой перед разбитной смазливой кухаркой; в ответ на это она стыдит бахвала, показывая ему на стоптанные дырявые сапоги.

П. Федотов «Свежий кавалер»

Баснописец И.А.Крылов, увидевармейские рисунки Федотова, посоветовал ему не увлекаться батальным жанром, а брать сюжеты из повседневной жизни.

Это укрепило художника в решимости расстаться с карьерой гвардейского офицера и посвятить себя целиком искусству. Уже первые его живописные картины привлекли внимание публики необычностью сюжетов.

В картине «Свежий кавалер» новоявленный «орденоносец» хвастается своей наградой перед разбитной смазливой кухаркой; в ответ на это она стыдит бахвала, показывая ему на стоптанные дырявые сапоги.

«Завтрак аристократа» высмеивает чванливость и духовную пустоту разоряющегося дворянства. Призрачному миру иллюзий, в котором живёт аристократ, противопоставлена красота мира предметного. Федотов придал сюжету оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк»

«Завтрак аристократа»

высмеивает чванливость и духовную пустоту разоряющегося дворянства. Призрачному миру иллюзий, в котором живёт аристократ, противопоставлена красота мира предметного. Федотов придал сюжету оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк»

«Вдовушка» Одна из последних работ – «Вдовушка» - это первая чисто драматическая картина, которая имела и остро выраженную социальную сторону. Это незабываемый образ страдающей женщины. Смерть мужа расстроила весь её жизненный уклад. Поза и лицо молодой вдовы выражают бессилие перед судьбой. У неё выплаканные глаза, покорно склонённая голова, безвольно опущенная рука. Но ей присуще и предощущение будущего материнства, и это чувство составляет внутренний центр картины. Так в одном образе сплетены и горечь потери, и обессиливающий страх перед будущим, и зарождающаяся нежность к ребёнку.

«Вдовушка»

Одна из последних работ – «Вдовушка» - это первая чисто драматическая картина, которая имела и остро выраженную социальную сторону. Это незабываемый образ страдающей женщины. Смерть мужа расстроила весь её жизненный уклад. Поза и лицо молодой вдовы выражают бессилие перед судьбой. У неё выплаканные глаза, покорно склонённая голова, безвольно опущенная рука. Но ей присуще и предощущение будущего материнства, и это чувство составляет внутренний центр картины. Так в одном образе сплетены и горечь потери, и обессиливающий страх перед будущим, и зарождающаяся нежность к ребёнку.

«Разборчивая невеста» В картинах «Разборчивая невеста » и «Сватовство майора» остриё сатиры художника направлено и против торгашеского отношения к браку как унизительной сделке ради выгоды.

«Разборчивая невеста»

В картинах «Разборчивая невеста » и «Сватовство майора» остриё сатиры художника направлено и против торгашеского отношения к браку как унизительной сделке ради выгоды.

«Сватовство майора»,

Картина «Сватовство майора», в которой художник обнажил бездушную атмосферу купеческого дома, ставящего превыше всего материальные интересы, воспринималась современниками, как острая сатира, зовущая к переустройству самих основ жизни.

Эту картину лучше разглядывать с близкого расстояния, чтобы не упустить детали. Её композиция выстроена таким образом, что мы, зрители, оказываемся на месте той стены дома, на которой расположены окна: именно отсюда льётся тусклый петербургский свет, едва достигающий углов большой парадной залы. Создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде вовсе не предназначенном для постороннего глаза

В доме купца царит переполох. Видно, что приготовления к сегодняшнему событию были начаты заранее: зеркально блестит паркет, сверкает огромная люстра, заставлен закусками стол, покрытый праздничной скатертью, аккуратно развешаны по стенам картины в позолоченных рамах.

В центре полотна - фигуры купчихи и дочери. Обе разодеты в пух и прах. Металлическим блеском отливает платье купчихи, поверх платья она накинула дорогую расшитую шаль – но как нелепо при богатом платье выглядит повойник – повязка на голове, какую носили замужние деревенские женщины или городские простолюдинки. В её одутловатом лице читается характер – властность, грубость, духовная нищета, маленькое мещанское честолюбие. Глядя на её приоткрытый рот, словно слышишь слово «дура», адресованное дочери, которая стремится ускользнуть, услышав от свахи, что майор-жених уже тут. Взаимодействие этих двух персонажей – матери и дочери – одна из главных линий развития сюжетного действия. Мать, ухватив дочь за подол платья, резко осаживает её. Образ купеческой дочери построен на оттенках противоречивых чувств: ей действительно неловко в новом платье – пышном, а главное с огромным декольте. К тому же она без меры напоказ увешана золотом - серьги, кольца, браслеты… И вместе с тем в её позе, жесте, капризном выражении лица ощущается жеманство, наигранность. Ей хочется стать майоршей, но и страшно встретиться с женихом.

Далее наш взгляд скользит в помещение, где стоит кандидат в женихи – бравый майор – причина переполоха. Художник специально показывает тот момент, когда участвующие в сделке стороны ещё не видят друг друга – за несколько мгновений до встречи. В такой ситуации обнажается суть характеров, те свойства, которые обычно тщательно скрываются от посторонних взоров. Вот и майор уверен, что его никто не видит. Он охорашивается, ищет эффектную позу, браво подбоченясь, покручивает ус. Глаза чуть прищурены, в усах прячется усмешка – он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения.

На майора указывает сваха, стоящая у порога комнаты. Её поза безошибочно вскрывает её роль в этой «комедии брака». Она – посредник в этой сделке купли-продажи девушки за чин и дворянское звание.

На лице купца застыла приготовленная для встречи желанного гостя улыбка. В глубине комнаты, рядом с праздничным столом – лакей и бедная родственница-приживалка. Здесь же у стола – горничная – это, пожалуй, единственный сторонник автора в отношении к происходящему. С неприязнью смотрит она на барышню. Кому как не ей знать невесту с её капризами и своенравием, с её мечтами.

Всё это было бы забавно, если не думать о том, что, по сути, представляет эта сцена. Тут два враждебных лагеря, ведущих войну один против другого. Тут враги, ищущие как бы получше надуть друг друга, готовые на всё без разбора. Талантливая кисть художника помогает осознать, что за всей этой весёлой ширмой – трагедия.

Картина «Сватовство майора», в которой художник обнажил бездушную атмосферу купеческого дома, ставящего превыше всего материальные интересы, воспринималась современниками, как острая сатира, зовущая к переустройству самих основ жизни. Эту картину лучше разглядывать с близкого расстояния, чтобы не упустить детали. Её композиция выстроена таким образом, что мы, зрители, оказываемся на месте той стены дома, на которой расположены окна: именно отсюда льётся тусклый петербургский свет, едва достигающий углов большой парадной залы.

Создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде вовсе не предназначенном для постороннего глаза. В доме купца царит переполох. Видно, что приготовления к сегодняшнему событию были начаты заранее: зеркально блестит паркет, сверкает огромная люстра, заставлен закусками стол, покрытый праздничной скатертью, аккуратно развешаны по стенам картины в позолоченных рамах.

Создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде вовсе не предназначенном для постороннего глаза. В доме купца царит переполох. Видно, что приготовления к сегодняшнему событию были начаты заранее: зеркально блестит паркет, сверкает огромная люстра, заставлен закусками стол, покрытый праздничной скатертью, аккуратно развешаны по стенам картины в позолоченных рамах.

В центре полотна - фигуры купчихи и дочери. Обе разодеты в пух и прах. Металлическим блеском отливает платье купчихи, поверх платья она накинула дорогую расшитую шаль – но как нелепо при богатом платье выглядит повойник – повязка на голове, какую носили замужние деревенские женщины или городские простолюдинки. В её одутловатом лице читается характер – властность, грубость, духовная нищета, маленькое мещанское честолюбие. Глядя на её приоткрытый рот, словно слышишь слово «дура», адресованное дочери, которая стремится ускользнуть, услышав от свахи, что майор-жених уже тут. Взаимодействие этих двух персонажей – матери и дочери – одна из главных линий развития сюжетного действия. Мать, ухватив дочь за подол платья, резко осаживает её. Образ купеческой дочери построен на оттенках противоречивых чувств: ей действительно неловко в новом платье – пышном, а главное с огромным декольте. К тому же она без меры напоказ увешана золотом - серьги, кольца, браслеты… И вместе с тем в её позе, жесте, капризном выражении лица ощущается жеманство , на игранность. Ей хочется стать майоршей, но и страшно встретиться с женихом.

Далее наш взгляд скользит в помещение, где стоит кандидат в женихи – бравый майор – причина переполоха. Художник специально показывает тот момент, когда участвующие в сделке стороны ещё не видят друг друга – за несколько мгновений до встречи. В такой ситуации обнажается суть характеров, те свойства, которые обычно тщательно скрываются от посторонних взоров. Вот и майор уверен, что его никто не видит. Он охорашивается, ищет эффектную позу, браво подбоченясь, покручивает ус. Глаза чуть прищурены, в усах прячется усмешка – он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения. На майора указывает сваха, стоящая у порога комнаты. Её поза безошибочно вскрывает её роль в этой «комедии брака». Она – посредник в этой сделке купли-продажи девушки за чин и дворянское звание.

Далее наш взгляд скользит в помещение, где стоит кандидат в женихи – бравый майор – причина переполоха. Художник специально показывает тот момент, когда участвующие в сделке стороны ещё не видят друг друга – за несколько мгновений до встречи. В такой ситуации обнажается суть характеров, те свойства, которые обычно тщательно скрываются от посторонних взоров. Вот и майор уверен, что его никто не видит. Он охорашивается, ищет эффектную позу, браво подбоченясь, покручивает ус. Глаза чуть прищурены, в усах прячется усмешка – он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения.

На майора указывает сваха, стоящая у порога комнаты. Её поза безошибочно вскрывает её роль в этой «комедии брака». Она – посредник в этой сделке купли-продажи девушки за чин и дворянское звание.

На лице купца застыла приготовленная для встречи желанного гостя улыбка.

На лице купца застыла приготовленная для встречи желанного гостя улыбка.

В глубине комнаты, рядом с праздничным столом – лакей и бедная родственница-приживалка. Здесь же у стола – горничная – это, пожалуй, единственный сторонник автора в отношении к происходящему. С неприязнью смотрит она на барышню. Кому как не ей знать невесту с её капризами и своенравием, с её мечтами.

В глубине комнаты, рядом с праздничным столом – лакей и бедная родственница-приживалка. Здесь же у стола – горничная – это, пожалуй, единственный сторонник автора в отношении к происходящему. С неприязнью смотрит она на барышню. Кому как не ей знать невесту с её капризами и своенравием, с её мечтами.

Всё это было бы забавно, если не думать о том, что, по сути, представляет эта сцена. Тут два враждебных лагеря, ведущих войну один против другого. Тут враги, ищущие как бы получше надуть друг друга, готовые на всё без разбора. Талантливая кисть художника помогает осознать, что за всей этой весёлой ширмой – трагедия. Сюжеты всех своих картин Федотов искал в повседневной жизни, и поэтому они пользовались таким невероятным успехом.

Всё это было бы забавно, если не думать о том, что, по сути, представляет эта сцена. Тут два враждебных лагеря, ведущих войну один против другого. Тут враги, ищущие как бы получше надуть друг друга, готовые на всё без разбора. Талантливая кисть художника помогает осознать, что за всей этой весёлой ширмой – трагедия.

Сюжеты всех своих картин Федотов искал в повседневной жизни, и поэтому они пользовались таким невероятным успехом.

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!