СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории хореографического искусства "ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЦЕНЫ В ОПЕРАХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX ВЕКА"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит учащихся с хореографическими сценами в опере  М.И.Глинки "Руслан и Людмила", "Князь Игорь"  А.П.Бородина, " Евгений Онегин" П.И. Чайковского

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории хореографического искусства "ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЦЕНЫ В ОПЕРАХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX ВЕКА"»

Хореографические сцены в операх русских композиторов XIX века АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ: Калабун Алена Витальевна

Хореографические сцены в операх русских композиторов XIX века

АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ:

Калабун Алена Витальевна

Первоначально балет как вид театрального искусства не существовал самостоятельно, а служил дополнением действия в опере, опередившей балет в развитии, или действом для внимания зрителей на время, пока менялись декорации. Балетные фрагменты в операх были обычным явлением.  В XIX веке балет не утратил и своей вспомогательной функции в оперных постановках, даже наоборот: развил её, превратив танец в оперном спектакле в канву общего сюжета.
  • Первоначально балет как вид театрального искусства не существовал самостоятельно, а служил дополнением действия в опере, опередившей балет в развитии, или действом для внимания зрителей на время, пока менялись декорации. Балетные фрагменты в операх были обычным явлением.
  • В XIX веке балет не утратил и своей вспомогательной функции в оперных постановках, даже наоборот: развил её, превратив танец в оперном спектакле в канву общего сюжета.
Хореографические сцены в операх М.И. Глинки  Обе оперы Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» имеют в своей партитуре развернутые музыкально-танцевальные сцены как неотъемлемую часть художественного целого. В1836 года состоялась премьера оперы «Жизнь за царя» II действие которой – Бал во дворце польского короля Сигизмунда - построено на польских танцах польский танец с хором Полонез ,  краковяк, вальс, мазурка с оставили целую танцевальную сюиту, в которой композитор постарался передать общий характер польской шляхты - алчность, самонадеянность и безрассудное тщеславие.

Хореографические сцены в операх М.И. Глинки

  • Обе оперы Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» имеют в своей партитуре развернутые музыкально-танцевальные сцены как неотъемлемую часть художественного целого.
  • В1836 года состоялась премьера оперы «Жизнь за царя» II действие которой – Бал во дворце польского короля Сигизмунда - построено на польских танцах
  • польский танец с хором Полонезкраковяк, вальс, мазурка с оставили целую танцевальную сюиту, в которой композитор постарался передать общий характер польской шляхты - алчность, самонадеянность и безрассудное тщеславие.
Существенно новым явилось то, что эти танцы были впервые в русской балетной музыке разработаны  симфонически . Типично польские напевы отличались от тем русской-национальной мелодии.
  • Существенно новым явилось то, что эти танцы были впервые в русской балетной музыке разработаны  симфонически . Типично польские напевы отличались от тем русской-национальной мелодии.
До Глинки танцы в оперу вводились как вставной дивертисмент из отдельных балетных номеров. У Глинки же этим танцам придаётся большое драматургическое значение. Они становятся характеристикой действующих лиц. Более того, эти два танца - полонез и мазурка - станут своеобразными «лейтмотивами». Они будут сопровождать польских захватчиков и в русских сценах, но там они будут носить совсем другой характер. «Польским актом» своей оперы Глинка положил начало русской классической балетной музыке.
  • До Глинки танцы в оперу вводились как вставной дивертисмент из отдельных балетных номеров. У Глинки же этим танцам придаётся большое драматургическое значение. Они становятся характеристикой действующих лиц. Более того, эти два танца - полонез и мазурка - станут своеобразными «лейтмотивами». Они будут сопровождать польских захватчиков и в русских сценах, но там они будут носить совсем другой характер.
  • «Польским актом» своей оперы Глинка положил начало русской классической балетной музыке.
“ Руслан и Людмила” 1842   Вторая вершина творчества Глинки- опера «Руслан и Людмила». Сказочно-фантастическая опера, овеянную поэзией старинных преданий, богатую красочными образами фантастики, картинами природы и народных обрядов. Глинка использовал пушкинскую сказку для выражения глубоких идей: верности, победы добра над злом, торжества любви, сохранив при этом некоторую иронию характерную для юношеской поэмы Пушкина.

Руслан и Людмила” 1842

  • Вторая вершина творчества Глинки- опера «Руслан и Людмила». Сказочно-фантастическая опера, овеянную поэзией старинных преданий, богатую красочными образами фантастики, картинами природы и народных обрядов. Глинка использовал пушкинскую сказку для выражения глубоких идей: верности, победы добра над злом, торжества любви, сохранив при этом некоторую иронию характерную для юношеской поэмы Пушкина.
«Танцы дев Наины» В “Руслане” Глинки содержаться две балетные сюиты. В 3 акте (классическая сюита) Стремясь подчинить себе Ратмира своими чарами, Наина развертывает перед ним Танцы волшебных дев. Эти танцы образуют сюиту из эпизодов разного характера. Танцы дев Наины первый в русской музыке высокохудожественный образец классического балета.

«Танцы дев Наины»

  • В “Руслане” Глинки содержаться две балетные сюиты.
  • В 3 акте (классическая сюита) Стремясь подчинить себе Ратмира своими чарами, Наина развертывает перед ним Танцы волшебных дев. Эти танцы образуют сюиту из эпизодов разного характера. Танцы дев Наины первый в русской музыке высокохудожественный образец классического балета.
«Восточные танцы» В IV действии « В царстве Черномора». Сюита  “Восточные танцы”,  является, первым балетным номером. Вторая танцевальная сюита оперы, составлена из различных народных танцев.  Это характерная сюита – “Восточные танцы”. Танцы исполняют рабы, пленники Черномора; они характеризуют представителей различных восточных народов, но в некоторой степени танцы характеризируют и царство Черномора.  Турецкий танец  ( лирический танец, плавная, неторопливая женская пляска ) , Арабский и Лезгинка .

«Восточные танцы»

  • В IV действии « В царстве Черномора». Сюита  “Восточные танцы”,  является, первым балетным номером. Вторая танцевальная сюита оперы, составлена из различных народных танцев.  Это характерная сюита – “Восточные танцы”. Танцы исполняют рабы, пленники Черномора; они характеризуют представителей различных восточных народов, но в некоторой степени танцы характеризируют и царство Черномора.  Турецкий танец  ( лирический танец, плавная, неторопливая женская пляска ) , Арабский и Лезгинка .
 Глинка создает в основном обобщенный образ Востока. Он объединяет музыку различных восточных народов и сочетает “восточные” черты с нормами европейской музыки.  Две балетные сюиты - классическая в III действии и характерная в IV - связаны с двумя разными мирами. Мир реальный Глинка связывал с характерными танцами (можно вспомнить и II действие “Жизни за Царя”), а мир фантастический с классическими.

Глинка создает в основном обобщенный образ Востока. Он объединяет музыку различных восточных народов и сочетает “восточные” черты с нормами европейской музыки.

Две балетные сюиты - классическая в III действии и характерная в IV - связаны с двумя разными мирами. Мир реальный Глинка связывал с характерными танцами (можно вспомнить и II действие “Жизни за Царя”), а мир фантастический с классическими.

Половецкие пляски из оперы

Половецкие пляски из оперы "Князь Игорь" Бородина.

  • Восемнадцать лет Александр Порфирьевич писал оперу «Князь Игорь», однако из-за скоропостижной смерти полностью завершить её так и не смог. После кончины композитора его друзья  Николай Андреевич Римский-Корсаков  и  Александр Константинович Глазунов  восстановили и оркестровали недостающие сцены оперы

. Премьерный показ спектакля успешно прошёл в конце октября 1890 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что «Половецкие пляски» для премьеры поставил талантливый балетмейстер Лев Иванов. Хореография безудержной пляски диких воинов произвела на зрителей ошеломляющее впечатление.

Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Хан Кончак предлагает пленённому князю Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на него меча. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их. Начинается сцена «Половецкие пляски» с танца девушки — пленницы и хора («Улетай на крыльях ветра»).
  • Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Хан Кончак предлагает пленённому князю Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на него меча. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их. Начинается сцена «Половецкие пляски» с танца девушки — пленницы и хора («Улетай на крыльях ветра»).
Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.
  • Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.
Танцевальные сцены в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин»  Опера была написана Чайковским для студентов Московской консерватории. И студенческих постановках участники спектакля танцевали вальс и полонез так, как им подсказывал жизненный опыт. Спектакль поставленный в Мариинском театре в 1884 году продемонстрировал новый взгляд на сценические возможности этой оперы. Танцевальные сцены были поставлены Львом Ивановым, с которым Чайковский сотрудничал ещё при постановке балета «Лебединое озеро».

Танцевальные сцены в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин»

Опера была написана Чайковским для студентов Московской консерватории. И студенческих постановках участники спектакля танцевали вальс и полонез так, как им подсказывал жизненный опыт. Спектакль поставленный в Мариинском театре в 1884 году продемонстрировал новый взгляд на сценические возможности этой оперы. Танцевальные сцены были поставлены Львом Ивановым, с которым Чайковский сотрудничал ещё при постановке балета «Лебединое озеро».

 В сцене бала в Петербурге – торжественный полонез
  • В сцене бала в Петербурге – торжественный полонез
  • «В „Евгении Онегине“ на оперную сцену пришел русский историко-бытовой танец салонного типа. От этого танца, с его лирикой и праздничностью, с его меткими характеристиками эпохи и действующих лиц, протянулись нити ко многим будущим балетам на темы русской литературы, русская пляска в первой картине являлась принадлежностью действия.
  • Балетмейстеру уже нельзя было обойтись набором готовых приемов и стало необходимо учитывать реальное место и время действия — русскую помещичью усадьбу первой четверти XIX в. Парадоксально, но русский танец на русской классической оперной и балетной сцене во второй половине XIX в. практически отсутствует. Оперных произведений на русские сюжеты немного, и в них не находится места для исполнения русской пляски.
  • Л. Ивановым вальс и мазурка второго действия были поставлены так, чтобы не ощущалась «театральность» в прежнем значении этого понятия. Персонажи вели себя по законам реалистической драмы. Артисты балета ничем не должны были отличаться от хора и со- листов оперы, « они обязаны были жить на сцене так, чтобы зритель верил: Татьяна и Ольга, Онегин и Ленский могут включиться в их непринужденный, лишенный симметрии танец»
  • Таким образом, постановка танцев в спектакле стала катализатором организации пространства сценического движения массовых с участием хора. Эта концепция постановки отрзила находки хореографии Льва Иванова.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!