СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории на тему "Оттепель в духовной жизни" для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории на тему "Оттепель в духовной жизни" для 10 класса»

9/18/22  Оттепель в духовной жизни

9/18/22

Оттепель в духовной жизни

9/18/22 План урока Новые явления в литературе и искусстве. Развитие науки. Развитие образования.

9/18/22

План урока

  • Новые явления в литературе и искусстве.
  • Развитие науки.
  • Развитие образования.

9/18/22 «Оттепель» в духовной жизни меняла атмосферу в советском обществе, готовила почву для полного использования творческого потенциала народа.

9/18/22

  • «Оттепель» в духовной жизни меняла атмосферу в советском обществе, готовила почву для полного использования творческого потенциала народа.

9/18/22 1. Новые явления в литературе и искусстве На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Ещё до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе – обновленческого. В «Новом мире» появились статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, И. Эренбурга, В. Пановой, Ф. Панфёрова.

9/18/22

1. Новые явления в литературе и искусстве

  • На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы.
  • Ещё до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе – обновленческого.
  • В «Новом мире» появились статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, И. Эренбурга, В. Пановой, Ф. Панфёрова.

9/18/22 Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»). Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом.

9/18/22

  • Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране.
  • Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).
  • Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом.

9/18/22 Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства.

9/18/22

  • Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни.
  • Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы».
  • Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства.

9/18/22 Личные вкусы Н.С. Хрущёва, выступавшего на этих встречах, приобретали характер официальных оценок. После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Однако политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определённые границы.

9/18/22

  • Личные вкусы Н.С. Хрущёва, выступавшего на этих встречах, приобретали характер официальных оценок.
  • После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.
  • Однако политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определённые границы.

9/18/22 Одним из ярких примеров стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещённого романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. он был исключён из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны. 12_06 Пастернак. avi Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.

9/18/22

  • Одним из ярких примеров стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещённого романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона.
  • В октябре 1958 г. он был исключён из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны. 12_06 Пастернак. avi
  • Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.

9/18/22 Попытки А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к гибели. В своём предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью».

9/18/22

  • Попытки А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к гибели. В своём предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью».

9/18/22 Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т.п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, Е. Евтушенко, К. Паустовский), но и скульпторы, художники, режиссёры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.

9/18/22

  • Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т.п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, Е. Евтушенко, К. Паустовский), но и скульпторы, художники, режиссёры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.

9/18/22 Тем не менее в эти годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму. 12_06 Летят журавли. mp4

9/18/22

  • Тем не менее в эти годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму.
  • 12_06 Летят журавли. mp4

9/18/22 2. Развитие науки Партийные директивы, ориентированные на развитие научно-технического прогресса, стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. был создан Международный исследовательский центр в Дубне (Объединённый институт ядерных исследований). В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР.

9/18/22

2. Развитие науки

  • Партийные директивы, ориентированные на развитие научно-технического прогресса, стимулировали развитие отечественной науки.
  • В 1956 г. был создан Международный исследовательский центр в Дубне (Объединённый институт ядерных исследований).
  • В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР.

9/18/22 Создавались и другие научные центры. Только в системе АН СССР за 1956-1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тыс. К числу крупнейших достижений отечественной науки этого времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин». 12_06 Синхрофазотрон. mp4

9/18/22

  • Создавались и другие научные центры. Только в системе АН СССР за 1956-1958 гг. было организовано 48 новых НИИ.
  • К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тыс.
  • К числу крупнейших достижений отечественной науки этого времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин». 12_06 Синхрофазотрон. mp4

9/18/22 Запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.), отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полёт человек в космос (12 апреля 1961 г.). 12_06 Хроника первого полета. mp4 Выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104. Приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса.

9/18/22

  • Запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.), отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полёт человек в космос (12 апреля 1961 г.).
  • 12_06 Хроника первого полета. mp4
  • Выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104.
  • Приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса.

9/18/22 3. Развитие образования Сложившаяся в 1930-е гг. система образования нуждалась в обновлении. В декабре 1958 г. был принят закон о новой структуре образования, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы.

9/18/22

3. Развитие образования

  • Сложившаяся в 1930-е гг. система образования нуждалась в обновлении. В декабре 1958 г. был принят закон о новой структуре образования, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа.
  • Среднее образование молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы.

9/18/22 Для желающих продолжить образование вузе вводился обязательный производственный стаж.

9/18/22

  • Для желающих продолжить образование вузе вводился обязательный производственный стаж.