Образование и наука
1. На пути к светскому образованию
В характере системы образования в России второй половины XVIII столетия выделяются две особенности: расширение сети учебных заведений разного профиля и упрочение сословного принципа обучения. До 1780-х годов системы начального и среднего образования в империи не существовало. Дворянская молодёжь обучалась в Морском, Артиллерийском и Инженерном шляхетских корпусах, открытых в 1752—1762 гг., в Академии художеств, гимназиях в Санкт-Петербурге, Москве и Казани.
В 1764 г. в Санкт-Петербурге открылось женское училище, известное под названием Смольного института для благородных девиц . Здесь должна была воспитываться лишённая всяких пороков, гуманная, своего рода «новая порода» людей (жён, матерей, домохозяек).
При Академии художеств, открытой в 1757 г. , было учреждено закрытое училище для мальчиков «разного звания» . Задачей училища было обучение русской грамоте, иностранным языкам, рисованию, арифметике, геометрии, географии, истории, мифологии — тому, что нужно для поступления в саму Академию. Процессу обучения способствовала богатейшая библиотека, подаренная И. И. Шуваловым (Академии он передал и часть своей коллекции картин великих мастеров: Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Веронезе и др.).
Все эти учреждения не могли удовлетворить растущий в стране спрос на образованных специалистов, без чего были невозможны дальнейшее развитие отечественной науки и культуры, рост числа промышленных и торговых предприятий, улучшение работы центрального и местного государственного аппарата. Согласно Уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г. , в губернских городах открывались четырехклассные, а в уездных городах двухклассные народные училища . Обучали в них чтению, письму, арифметике, истории, географии и естествознанию, причём по единым программам и учебникам. Телесные наказания были запрещены. Вера императрицы и её окружения в просвещение оказалась столь велика, что все искренно верили, что с утверждением школ исчезнет невежество, а с ним пороки, суеверия и рабство.
Распространённой формой образования для дворян стали пансионы , преимущественно частные. В 1776 г. открылся Благородный пансион при Московском университете. Уже в 1801 г. в 48 пансионах обучались 1125 детей.
Популярен был и ещё один путь получения образования — домашнее воспитание . При всём его несовершенстве он помог заметно сократить число неграмотных дворян и увеличить число людей, приучившихся читать книги и журналы.
Главным итогом перемен, происшедших в школьном образовании в XVIII в., стало то, что в стране постепенно складывалась система светской школы, включавшей в себя все её ступени: начальную, среднюю и высшую. Правда, доступ к среднему и особенно высшему образованию выходцам из непривилегированных сословий был предельно затруднён.
1. Где могли получить образование юноши и девушки во второй половине XVIII в.?
2. Можно ли образование в этот период отечественной истории назвать народным?
2. Роль Ломоносова в становлении
российской науки и образования
Ответьте на вопросы:
1. Кем был Ломоносов для науки и культуры?
2. Каких высот он достиг?
3. Детские годы
4. Где учился в Москве? Какие были
трудности и как он с ними справился?
5. Обучение за границей.
6. 1741 г., 1759 г.
7. Роль в открытии первого
Российского университета.
8. Открытия в области химии и
физики.
9. Открытия в астрономии.
10. Достижения в географии.
11. Отношение к Сибири.
12. Русская словесность.
13. Изучение русской истории.
Мозаика
«Полтавская
баталия»
3. Ученые и изобретатели
Задание
Выписать из текста параграфа имя ученого или изобретателя и чем он прославился
Например, Е.Р. Дашкова – руководитель Академии наук, единственная женщина находившаяся на государственной службе
На выполнение задания – 10 минут
Итоги
Во второй половине XVIII в. в России формируется сеть учебных заведений начального, среднего и высшего образования, отличавшихся сословным характером обучения. Одной из главных задач российской науки стало комплексное изучение страны
Домашнее задание
2. Прочитать параграф 25, выделить основные идеи и деятельность М.М. Щербатова и Н.И. Новикова (можно устно, либо себе выписать и на уроке выступить)