СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории России к теме "Образование и наука" (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит в себе краткие данные по теме, а так же задания для самостяотельной работы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории России к теме "Образование и наука" (8 класс)»

Образование и наука

Образование и наука

1. На пути к светскому образованию  В характере системы образования в России второй половины XVIII столетия выделяются две особенности: расширение сети учебных заведений разного профиля и упрочение сословного принципа обучения. До 1780-х годов системы начального и среднего образования в империи не существовало. Дворянская молодёжь обучалась в Морском, Артиллерийском и Инженерном шляхетских корпусах, открытых в 1752—1762 гг., в Академии художеств, гимназиях в Санкт-Петербурге, Москве и Казани.  В 1764 г.  в Санкт-Петербурге открылось женское училище, известное под названием Смольного института для благородных девиц . Здесь должна была воспитываться лишённая всяких пороков, гуманная, своего рода «новая порода» людей (жён, матерей, домохозяек).

1. На пути к светскому образованию

В характере системы образования в России второй половины XVIII столетия выделяются две особенности: расширение сети учебных заведений разного профиля и упрочение сословного принципа обучения. До 1780-х годов системы начального и среднего образования в империи не существовало. Дворянская молодёжь обучалась в Морском, Артиллерийском и Инженерном шляхетских корпусах, открытых в 1752—1762 гг., в Академии художеств, гимназиях в Санкт-Петербурге, Москве и Казани.

В 1764 г. в Санкт-Петербурге открылось женское училище, известное под названием Смольного института для благородных девиц . Здесь должна была воспитываться лишённая всяких пороков, гуманная, своего рода «новая порода» людей (жён, матерей, домохозяек).

 При Академии художеств, открытой в 1757 г. , было учреждено закрытое училище для мальчиков «разного звания» . Задачей училища было обучение русской грамоте, иностранным языкам, рисованию, арифметике, геометрии, географии, истории, мифологии — тому, что нужно для поступления в саму Академию. Процессу обучения способствовала богатейшая библиотека, подаренная И. И. Шуваловым (Академии он передал и часть своей коллекции картин великих мастеров: Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Веронезе и др.).

При Академии художеств, открытой в 1757 г. , было учреждено закрытое училище для мальчиков «разного звания» . Задачей училища было обучение русской грамоте, иностранным языкам, рисованию, арифметике, геометрии, географии, истории, мифологии — тому, что нужно для поступления в саму Академию. Процессу обучения способствовала богатейшая библиотека, подаренная И. И. Шуваловым (Академии он передал и часть своей коллекции картин великих мастеров: Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Веронезе и др.).

 Все эти учреждения не могли удовлетворить растущий в стране спрос на образованных специалистов, без чего были невозможны дальнейшее развитие отечественной науки и культуры, рост числа промышленных и торговых предприятий, улучшение работы центрального и местного государственного аппарата. Согласно Уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г. , в губернских городах открывались четырехклассные, а в уездных городах двухклассные народные училища . Обучали в них чтению, письму, арифметике, истории, географии и естествознанию, причём по единым программам и учебникам. Телесные наказания были запрещены. Вера императрицы и её окружения в просвещение оказалась столь велика, что все искренно верили, что с утверждением школ исчезнет невежество, а с ним пороки, суеверия и рабство.

Все эти учреждения не могли удовлетворить растущий в стране спрос на образованных специалистов, без чего были невозможны дальнейшее развитие отечественной науки и культуры, рост числа промышленных и торговых предприятий, улучшение работы центрального и местного государственного аппарата. Согласно Уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г. , в губернских городах открывались четырехклассные, а в уездных городах двухклассные народные училища . Обучали в них чтению, письму, арифметике, истории, географии и естествознанию, причём по единым программам и учебникам. Телесные наказания были запрещены. Вера императрицы и её окружения в просвещение оказалась столь велика, что все искренно верили, что с утверждением школ исчезнет невежество, а с ним пороки, суеверия и рабство.

 Распространённой формой образования для дворян стали пансионы , преимущественно частные. В 1776 г. открылся Благородный пансион при Московском университете. Уже в 1801 г. в 48 пансионах обучались 1125 детей.  Популярен был и ещё один путь получения образования — домашнее воспитание . При всём его несовершенстве он помог заметно сократить число неграмотных дворян и увеличить число людей, приучившихся читать книги и журналы.  Главным итогом перемен, происшедших в школьном образовании в XVIII в., стало то, что в стране постепенно складывалась система светской школы, включавшей в себя все её ступени: начальную, среднюю и высшую. Правда, доступ к среднему и особенно высшему образованию выходцам из непривилегированных сословий был предельно затруднён.

Распространённой формой образования для дворян стали пансионы , преимущественно частные. В 1776 г. открылся Благородный пансион при Московском университете. Уже в 1801 г. в 48 пансионах обучались 1125 детей.

Популярен был и ещё один путь получения образования — домашнее воспитание . При всём его несовершенстве он помог заметно сократить число неграмотных дворян и увеличить число людей, приучившихся читать книги и журналы.

Главным итогом перемен, происшедших в школьном образовании в XVIII в., стало то, что в стране постепенно складывалась система светской школы, включавшей в себя все её ступени: начальную, среднюю и высшую. Правда, доступ к среднему и особенно высшему образованию выходцам из непривилегированных сословий был предельно затруднён.

1. Где могли получить образование юноши и девушки во второй половине XVIII в.? 2. Можно ли образование в этот период отечественной истории назвать народным?

1. Где могли получить образование юноши и девушки во второй половине XVIII в.?

2. Можно ли образование в этот период отечественной истории назвать народным?

2. Роль Ломоносова в становлении российской науки и образования Ответьте на вопросы: 1. Кем был Ломоносов для науки и культуры? 2. Каких высот он достиг? 3. Детские годы 4. Где учился в Москве? Какие были трудности и как он с ними справился? 5. Обучение за границей. 6. 1741 г., 1759 г. 7. Роль в открытии первого Российского университета. 8. Открытия в области химии и физики. 9. Открытия в астрономии. 10. Достижения в географии.

2. Роль Ломоносова в становлении

российской науки и образования

Ответьте на вопросы:

1. Кем был Ломоносов для науки и культуры?

2. Каких высот он достиг?

3. Детские годы

4. Где учился в Москве? Какие были

трудности и как он с ними справился?

5. Обучение за границей.

6. 1741 г., 1759 г.

7. Роль в открытии первого

Российского университета.

8. Открытия в области химии и

физики.

9. Открытия в астрономии.

10. Достижения в географии.

11. Отношение к Сибири. 12. Русская словесность. 13. Изучение русской истории.  Мозаика «Полтавская баталия»

11. Отношение к Сибири.

12. Русская словесность.

13. Изучение русской истории.

Мозаика

«Полтавская

баталия»

3. Ученые и изобретатели Задание Выписать из текста параграфа имя ученого или изобретателя и чем он прославился Например, Е.Р. Дашкова – руководитель Академии наук, единственная женщина находившаяся на государственной службе На выполнение задания – 10 минут

3. Ученые и изобретатели

Задание

Выписать из текста параграфа имя ученого или изобретателя и чем он прославился

Например, Е.Р. Дашкова – руководитель Академии наук, единственная женщина находившаяся на государственной службе

На выполнение задания – 10 минут

Итоги  Во второй половине XVIII в. в России формируется сеть учебных заведений начального, среднего и высшего образования, отличавшихся сословным характером обучения. Одной из главных задач российской науки стало комплексное изучение страны

Итоги

Во второй половине XVIII в. в России формируется сеть учебных заведений начального, среднего и высшего образования, отличавшихся сословным характером обучения. Одной из главных задач российской науки стало комплексное изучение страны

Домашнее задание Повторить параграф 24 2. Прочитать параграф 25, выделить основные идеи и деятельность М.М. Щербатова и Н.И. Новикова (можно устно, либо себе выписать и на уроке выступить)

Домашнее задание

  • Повторить параграф 24

2. Прочитать параграф 25, выделить основные идеи и деятельность М.М. Щербатова и Н.И. Новикова (можно устно, либо себе выписать и на уроке выступить)