СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории России на тему: «Кинематограф в 1960-1980-е годы» (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории России на тему: «Кинематограф в 1960-1980-е годы» (10 класс)»

Культура СССР:  Кино (сер. 1960 – сер. 1980-х гг.).

Культура СССР: Кино (сер. 1960 – сер. 1980-х гг.).

Кинематограф: Брежневский период стал подлинным расцветом советского кинематографа. На Берлинском фестивале (т.н. программе «большой тройки»: включает Венецианский, Берлинский и Каннский фестивали) советский кинематограф по политическим причинам долгое время вообще не был представлен. Лишь в 1975 году советский фильм был впервые показан в Западном Берлине. Несмотря на такое долгое отсутствие советских фильмов на этом фестивале, уже в 1977 году фильм Ларисы Шепитько « Восхождение » получил главный приз – «Золотого медведя», а спустя 10 лет этот успех повторил фильм Глеба Панфилова «Тема». Фильм «Восхождение» (1976).
  • Кинематограф:

Брежневский период стал подлинным расцветом советского кинематографа.

На Берлинском фестивале (т.н. программе «большой тройки»: включает Венецианский, Берлинский и Каннский фестивали) советский кинематограф по политическим причинам долгое время вообще не был представлен.

Лишь в 1975 году советский фильм был впервые показан в Западном Берлине. Несмотря на такое долгое отсутствие советских фильмов на этом фестивале, уже в 1977 году фильм Ларисы Шепитько « Восхождение » получил главный приз – «Золотого медведя», а спустя 10 лет этот успех повторил фильм Глеба Панфилова «Тема».

Фильм «Восхождение» (1976).

Фильм «Восхождение» (1976): «Любая картина личная, но желание поставить «Восхождение» было потребностью почти физической. Если бы я не сняла эту картину, это было бы для меня крахом. Я не могла найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни». Лариса Шепитько (режиссёр фильма)
  • Фильм «Восхождение» (1976):

«Любая картина личная, но желание поставить «Восхождение» было потребностью почти физической. Если бы я не сняла эту картину, это было бы для меня крахом. Я не могла найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни».

Лариса Шепитько

(режиссёр фильма)

Фильмы, получившие Оскар: Советское кино получило международное признание. Советские фильмы неоднократно выдвигались на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Победу в брежневский период одержали сразу три картины: « Война и мир » режиссёра Сергея Бондарчука (1968), советско-японский « Дерсу Узала » режиссёра Акиры Куросавы (1975) и фильм Владимира Меньшова « Москва слезам не верит » (1981). Можно также отметить режиссёра Станислава Ростоцкого: его картины дважды номинировались на «Оскар» («А зори здесь тихие…» в 1972 году и «Белый Бим Чёрное ухо» в 1978 году).
  • Фильмы, получившие Оскар:

Советское кино получило международное признание. Советские фильмы неоднократно выдвигались на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Победу в брежневский период одержали сразу три картины: « Война и мир » режиссёра Сергея Бондарчука (1968), советско-японский « Дерсу Узала » режиссёра Акиры Куросавы (1975) и фильм Владимира Меньшова « Москва слезам не верит » (1981). Можно также отметить режиссёра Станислава Ростоцкого: его картины дважды номинировались на «Оскар» («А зори здесь тихие…» в 1972 году и «Белый Бим Чёрное ухо» в 1978 году).

Фильм «Война и мир» (1965-67): • « Война и мир » (1965-67): Киноэпопея – одна из самых высокобюджетных картин в истории мирового кинематографа XX столетия. Режиссёр Сергей Бондарчук работал над фильмом шесть лет. Масштабные батальные сцены требовали новаторского подхода: Бородинское сражение снималось камерой, укреплённой на 120-метровой канатной дороге. Для создания атмосферы первого бала Наташи Ростовой оператор Анатолий Петрицкий встал с камерой на ролики. Картина имела оглушительный успех, но режиссёр на вручение «Оскара» не приехал: работал над новым фильмом. Статуэтку за «Лучший иностранный фильм на иностранном языке» получала Людмила Савельева, исполнившая роль Наташи Ростовой.
  • Фильм «Война и мир» (1965-67):

• « Война и мир » (1965-67): Киноэпопея – одна из самых высокобюджетных картин в истории мирового кинематографа XX столетия. Режиссёр Сергей Бондарчук работал над фильмом шесть лет. Масштабные батальные сцены требовали новаторского подхода: Бородинское сражение снималось камерой, укреплённой на 120-метровой канатной дороге. Для создания атмосферы первого бала Наташи Ростовой оператор Анатолий Петрицкий встал с камерой на ролики. Картина имела оглушительный успех, но режиссёр на вручение «Оскара» не приехал: работал над новым фильмом. Статуэтку за «Лучший иностранный фильм на иностранном языке» получала Людмила Савельева, исполнившая роль Наташи Ростовой.

«Дерсу Узала» (1975): • « Дерсу Узала » (1975): Советско-японская экранизация произведений учёного, исследователя Дальнего Востока и писателя Владимира Арсеньева. Интернациональной съёмочной группе приходилось непросто из-за языкового барьера и разницы культур. Педантичный режиссёр Акира Куросава мог заставить переделывать бутафорскую избушку из-за перекосившихся брёвен или «для картинки» развешивать на деревьях опавшие за ночь листья. Для Куросавы это был первый фильм на иностранном языке, и «Оскар» 1976 года картина получила именно в такой номинации. Своими призами работу отметили кинематографисты Финляндии, Италии, Испании, Франции, Перу. Акира Куросава.
  • «Дерсу Узала» (1975):

• « Дерсу Узала » (1975): Советско-японская экранизация произведений учёного, исследователя Дальнего Востока и писателя Владимира Арсеньева. Интернациональной съёмочной группе приходилось непросто из-за языкового барьера и разницы культур. Педантичный режиссёр Акира Куросава мог заставить переделывать бутафорскую избушку из-за перекосившихся брёвен или «для картинки» развешивать на деревьях опавшие за ночь листья. Для Куросавы это был первый фильм на иностранном языке, и «Оскар» 1976 года картина получила именно в такой номинации. Своими призами работу отметили кинематографисты Финляндии, Италии, Испании, Франции, Перу.

Акира Куросава.

«Москва слезам не верит» (1979): • « Москва слезам не верит » (1979): В 1980 году историю завоевания столицы Катериной Тихомировой и её подругами посмотрели почти 90 миллионов зрителей. Фильм стал лидером проката, хотя от съёмок режиссёр Владимир Меньшов поначалу хотел отказаться. Поворотным стал звук будильника, что разделил жизнь главной героини на две половины, а картину – на две серии. Ход в сюжетной линии и стал для Меньшова главным фактором начать съёмки. За «Оскаром» режиссёр не ездил. Более того, узнал о присуждении престижной награды из программы «Время». Свою статуэтку за «Лучший фильм на иностранном языке» Меньшов получил лишь в 1999 году. Режиссёр – Владимир Меньшов. Лидер проката 1980 года в СССР (около 90 млн. зрителей). В 1981 г. был удостоен премии «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР. Права на показ фильма приобрели более сотни стран мира.
  • «Москва слезам не верит» (1979):

• « Москва слезам не верит » (1979): В 1980 году историю завоевания столицы Катериной Тихомировой и её подругами посмотрели почти 90 миллионов зрителей. Фильм стал лидером проката, хотя от съёмок режиссёр Владимир Меньшов поначалу хотел отказаться. Поворотным стал звук будильника, что разделил жизнь главной героини на две половины, а картину – на две серии. Ход в сюжетной линии и стал для Меньшова главным фактором начать съёмки. За «Оскаром» режиссёр не ездил. Более того, узнал о присуждении престижной награды из программы «Время». Свою статуэтку за «Лучший фильм на иностранном языке» Меньшов получил лишь в 1999 году.

Режиссёр – Владимир Меньшов.

Лидер проката 1980 года в СССР

(около 90 млн. зрителей).

В 1981 г. был удостоен премии «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР.

Права на показ фильма приобрели более сотни стран мира.

Можно также отметить следующие фильмы, номинированные на Оскар, но так и не получившие премию Американской киноакадемии. Экранизация романа «Братья Карамазовы» режиссёра Ивана Пырьева (1969). «Чайковский», режиссёр Игорь Таланкин (1971). «А зори здесь тихие…» в 1972 году и «Белый Бим Чёрное ухо» в 1978 году режиссёра Станислава Ростоцкого. «Частная жизнь», режиссёр Юлий Райзман (1982). В главной роли: Михаил Ульянов. «Военно-полевой роман», режиссер Пётр Тодоровский (1984).

Можно также отметить следующие фильмы, номинированные на Оскар, но так и не получившие премию Американской киноакадемии.

Экранизация романа «Братья Карамазовы» режиссёра Ивана Пырьева (1969).

«Чайковский», режиссёр Игорь Таланкин (1971).

«А зори здесь тихие…» в 1972 году и «Белый Бим Чёрное ухо» в 1978 году режиссёра Станислава Ростоцкого.

«Частная жизнь», режиссёр Юлий Райзман (1982). В главной роли: Михаил Ульянов.

«Военно-полевой роман», режиссер Пётр Тодоровский (1984).

Советские кинематографисты достаточно активно сотрудничали не только с коллегами из стран социалистического лагеря (преимущественно – из Восточной Европы), но и с продюсерами, режиссёрами, актёрами из стран капитализма. ↔ Первым фильмом совместного производства был советско-финский фильм «Сампо», вышедший на экран ещё в хрущёвский период в 1958 году. Среди удачных примеров сотрудничества при Брежневе: советско-итальянско-британский фильм «Красная палатка», снятый Михаилом Калатозовым в 1969 году, советско-итальянский фильм 1970 года «Ватерлоо» режиссёра Сергея Бондарчука и продюсера Дино Де Лаурентиса, советско-японский фильм «Москва, любовь моя», снятый в 1974 году Александром Миттой, советско-японский фильм 1975 года режиссёра Акиры Куросавы «Дерсу Узала», советско-французско-швейцарский фильм «Тегеран-43» (1980) с Аленом Делоном в одной из главных ролей, фильм 1987 года «Очи чёрные», снятый Никитой Михалковым с Марчелло Мастроянни в главной роли. Фильмы совместного производства (советских и зарубежных кинематографистов).

Советские кинематографисты достаточно активно сотрудничали не только с коллегами из стран социалистического лагеря (преимущественно – из Восточной Европы), но и с продюсерами, режиссёрами, актёрами из стран капитализма. ↔ Первым фильмом совместного производства был советско-финский фильм «Сампо», вышедший на экран ещё в хрущёвский период в 1958 году.

Среди удачных примеров сотрудничества при Брежневе: советско-итальянско-британский фильм «Красная палатка», снятый Михаилом Калатозовым в 1969 году, советско-итальянский фильм 1970 года «Ватерлоо» режиссёра Сергея Бондарчука и продюсера Дино Де Лаурентиса, советско-японский фильм «Москва, любовь моя», снятый в 1974 году Александром Миттой, советско-японский фильм 1975 года режиссёра Акиры Куросавы «Дерсу Узала», советско-французско-швейцарский фильм «Тегеран-43» (1980) с Аленом Делоном в одной из главных ролей, фильм 1987 года «Очи чёрные», снятый Никитой Михалковым с Марчелло Мастроянни в главной роли.

Фильмы совместного производства (советских и зарубежных кинематографистов).

«И на камнях растут деревья»: «И на камнях растут деревья» (1985). Страны: СССР, Норвегия. Режиссёры: Станислав Ростоцкий и Кнут Андерсен.
  • «И на камнях растут деревья»:

«И на камнях растут деревья» (1985).

Страны: СССР, Норвегия.

Режиссёры: Станислав Ростоцкий и Кнут Андерсен.

«Под каменным небом»: «Под каменным небом» (1974). Страны: Норвегия, СССР. Режиссёры: Игорь Масленников и Кнут Андерсен.
  • «Под каменным небом»:

«Под каменным небом» (1974).

Страны: Норвегия, СССР.

Режиссёры: Игорь Масленников и Кнут Андерсен.

Советские режиссёры: Наряду с фильмами, которые получали призы на крупнейших международных фестивалях, широкой популярностью у советских зрителей пользовались работы таких режиссёров как Иван Пырьев, Сергей Герасимов, Леонид Гайдай, Марлен Хуциев, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Василий Шукшин, Алексей Герман, Леонид Быков, Станислав Говорухин, Татьяна Лиознова и ряда других. Рекордсменом по количеству фильмов, признанных читателями журнала «Советский экран» лучшим фильмом года, является режиссёр Эльдар Рязанов  (5 раз в 1976, 1978, 1983, 1984 и 1991 годах). Сергей Бондарчук  был одним из немногих режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом. В советское время он считался мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»).
  • Советские режиссёры:

Наряду с фильмами, которые получали призы на крупнейших международных фестивалях, широкой популярностью у советских зрителей пользовались работы таких режиссёров как Иван Пырьев, Сергей Герасимов, Леонид Гайдай, Марлен Хуциев, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Василий Шукшин, Алексей Герман, Леонид Быков, Станислав Говорухин, Татьяна Лиознова и ряда других.

Рекордсменом по количеству фильмов, признанных читателями журнала «Советский экран» лучшим фильмом года, является режиссёр Эльдар Рязанов (5 раз в 1976, 1978, 1983, 1984 и 1991 годах).

Сергей Бондарчук был одним из немногих режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом. В советское время он считался мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»).

Фильмы Эльдара Рязанова: Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов в ролях Юрия Деточкина и Максима Подберёзовикова в фильме « Берегись автомобиля » (1966). Трагикомедия стала первой совместной работой Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского. « Служебный роман » (1977). Фильм создан на киностудии «Мосфильм»; стал лидером кинопроката в 1978 году – свыше 58 млн зрителей.
  • Фильмы Эльдара Рязанова:

Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов в ролях Юрия Деточкина и Максима Подберёзовикова в фильме « Берегись автомобиля » (1966). Трагикомедия стала первой совместной работой Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского.

« Служебный роман » (1977). Фильм создан на киностудии «Мосфильм»; стал лидером кинопроката в 1978 году – свыше 58 млн зрителей.

Фильм Э.А. Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром» (1975): • «Ирония судьба, или с лёгким паром» – советский двухсерийный телевизионный фильм режиссёра Эльдара Рязанова, созданный в 1975 году и впервые показанный в СССР 1 января 1976 года в 17:45 по первой программе ЦТ. Аудитория первого показа оценивается в 100 миллионов зрителей; уже 7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам зрителей. До 1978 года, согласно журналисту Фёдору Раззакову, фильм «по ТВ посмотрели порядка 250 миллионов человек». Фильм в сокращённом виде шёл и в кинотеатрах и в таком виде его посмотрели около 7 миллионов зрителей. В 1977 году был удостоен Государственной премии СССР.
  • Фильм Э.А. Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром» (1975):

• «Ирония судьба, или с лёгким паром» – советский двухсерийный телевизионный фильм режиссёра Эльдара Рязанова, созданный в 1975 году и впервые показанный в СССР 1 января 1976 года в 17:45 по первой программе ЦТ.

Аудитория первого показа оценивается в 100 миллионов зрителей; уже 7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам зрителей. До 1978 года, согласно журналисту Фёдору Раззакову, фильм «по ТВ посмотрели порядка 250 миллионов человек».

Фильм в сокращённом виде шёл и в кинотеатрах и в таком виде его посмотрели около 7 миллионов зрителей.

В 1977 году был удостоен Государственной премии СССР.

Фильмы Владимира Меньшова: « Любовь и голуби » (1984). Комедия была снята на киностудии «Мосфильм» режиссёром Меньшовым по сценарию, написанному театральным актёром Владимиром Гуркиным. Сценарий Гуркина основан на одноимённой пьесе, написанной в 1981 году. Фильм получил награду «Золотая ладья» на Международном кинофестивале в 1985 году.
  • Фильмы Владимира Меньшова:

« Любовь и голуби » (1984). Комедия была снята на киностудии «Мосфильм» режиссёром Меньшовым по сценарию, написанному театральным актёром Владимиром Гуркиным.

Сценарий Гуркина основан на одноимённой пьесе, написанной в 1981 году.

Фильм получил награду «Золотая ладья» на Международном кинофестивале в 1985 году.

«Неуловимые мстители»: «Неуловимые мстители» (1966); «Новые приключения неуловимых» (1968); «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971). Режиссёр: Эдмонд Кеосаян. Данный цикл советских фильмов рассказывает о годах Гражданской войны. Первая картина была снята на основе известной повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Съёмки проходили на Украине (преимущественно в Ялте). Первый фильм был удостоен премии Ленинского комсомола.
  • «Неуловимые мстители»:

«Неуловимые мстители» (1966); «Новые приключения неуловимых» (1968); «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971).

Режиссёр: Эдмонд Кеосаян.

Данный цикл советских фильмов рассказывает о годах Гражданской войны. Первая картина была снята на основе известной повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Съёмки проходили на Украине (преимущественно в Ялте). Первый фильм был удостоен премии Ленинского комсомола.

«Белое солнце пустыни» (1969): Режиссёр: Владимир Мотыль. Повышается интерес к тематике Гражданской войны. Фильм повествует о приключениях Ф.И. Сухова, спасающего женщин из гарема в годы гражданской войны. Снят на базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм».
  • «Белое солнце пустыни» (1969):

Режиссёр: Владимир Мотыль.

Повышается интерес к тематике Гражданской войны. Фильм повествует о приключениях Ф.И. Сухова, спасающего женщин из гарема в годы гражданской войны. Снят на базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм».

«В бой идут одни старики» (1973): Возрождается интерес к теме Второй мировой войны. Режиссёр фильма – Леонид Быков. Жанр: драма, комедия, военный.
  • «В бой идут одни старики» (1973):

Возрождается интерес к теме Второй мировой войны.

Режиссёр фильма – Леонид Быков.

Жанр: драма, комедия, военный.

«Семнадцать мгновений весны» (1973): Советский 12-серийный художественный телефильм. Снят по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Военная драма о советском разведчике, внедрённом в высшие эшелоны власти нацистской Германии, снималась с 1971 по 1973 год. Показ фильма должен был начаться ко Дню Победы в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям, из-за визита в эти дни советского лидера Леонида Брежнева в ФРГ. Первую серию картины зрители увидели 11 августа 1973 года. Фильм приобрёл широкую популярность в Советском Союзе уже во время премьерного показа, в связи с чем повторный показ состоялся уже через три месяца. В 1976 году удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а в 1978 году – премии КГБ СССР. Режиссёр – Т. Лиознова. Снят на Киностудии имени М. Горького.
  • «Семнадцать мгновений весны» (1973):

Советский 12-серийный художественный телефильм. Снят по одноимённому роману Юлиана Семёнова.

Военная драма о советском разведчике, внедрённом в высшие эшелоны власти нацистской Германии, снималась с 1971 по 1973 год. Показ фильма должен был начаться ко Дню Победы в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям, из-за визита в эти дни советского лидера Леонида Брежнева в ФРГ. Первую серию картины зрители увидели 11 августа 1973 года. Фильм приобрёл широкую популярность в Советском Союзе уже во время премьерного показа, в связи с чем повторный показ состоялся уже через три месяца.

В 1976 году удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а в 1978 году – премии КГБ СССР.

Режиссёр – Т. Лиознова.

Снят на Киностудии имени М. Горького.

«Место встречи изменить нельзя» (1979): Режиссёр фильма – Станислав Говорухин. В основу сценария Аркадия и Георгия Вайнеров был положен сюжет их романа «Эра милосердия». Действие происходят в послевоенной Москве, где орудует банда «Чёрная кошка». Её поимкой занимаются сотрудники отдела по борьбе с бандитизмом МУРа, возглавляемого капитаном Жегловым (Владимир Высоцкий). Премьерный показ был приурочен ко Дню милиции и состоялся в ноябре 1979 года. Картина не имеет кинематографических наград; хотя создатели фильма получали почётные грамоты МВД, а Высоцкому трижды посмертно присуждали награды за исполнение главной роли.
  • «Место встречи изменить нельзя» (1979):

Режиссёр фильма – Станислав Говорухин.

В основу сценария Аркадия и Георгия Вайнеров был положен сюжет их романа «Эра милосердия». Действие происходят в послевоенной Москве, где орудует банда «Чёрная кошка». Её поимкой занимаются сотрудники отдела по борьбе с бандитизмом МУРа, возглавляемого капитаном Жегловым (Владимир Высоцкий).

Премьерный показ был приурочен ко Дню милиции и состоялся в ноябре 1979 года.

Картина не имеет кинематографических наград; хотя создатели фильма получали почётные грамоты МВД, а Высоцкому трижды посмертно присуждали награды за исполнение главной роли.

Комедии Гайдая : Леонид Гайдай. Особой популярностью в брежневский период пользуются комедии Гайдая. Именно им была снята экранизация одноимённого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова (« 12 стульев ») Премьера состоялась в 1971 году: тогда же фильм стал лидером советского проката – 39,3 млн. зрителей. Совместно с финским режиссёром Ристо Орко Гайдай снял фильм « За спичками » – экранизация одноимённой повести Майю Лассила. Существует в двух версиях: на финском языке (отличается большей продолжительностью) и на русском языке (в версии Гайдая отсутствует несколько сцен). Премьера в Хельсинки состоялась в марте 1980, а в Москве – 22 сентября того же года.
  • Комедии Гайдая :

Леонид Гайдай.

Особой популярностью в брежневский период пользуются комедии Гайдая. Именно им была снята экранизация одноимённого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова 12 стульев ») Премьера состоялась в 1971 году: тогда же фильм стал лидером советского проката – 39,3 млн. зрителей.

Совместно с финским режиссёром Ристо Орко Гайдай снял фильм « За спичками » – экранизация одноимённой повести Майю Лассила. Существует в двух версиях: на финском языке (отличается большей продолжительностью) и на русском языке (в версии Гайдая отсутствует несколько сцен). Премьера в Хельсинки состоялась в марте 1980, а в Москве – 22 сентября того же года.

Комедии Гайдая :
  • Комедии Гайдая :
Литовская киностудия : В данный период происходит развитие кинематографа союзных республик. Самым известным фильмом Литовской киностудии стал художественный кинофильм Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» , снятый в 1965 году. Этот фильм, впервые рассказывающий о так называемых «лесных братьях», получил признание и в Литве, и во всём СССР и принёс широкую известность режиссёру и актёрскому составу.
  • Литовская киностудия :

В данный период происходит развитие кинематографа союзных республик.

Самым известным фильмом Литовской киностудии стал художественный кинофильм Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» , снятый в 1965 году. Этот фильм, впервые рассказывающий о так называемых «лесных братьях», получил признание и в Литве, и во всём СССР и принёс широкую известность режиссёру и актёрскому составу.

Рижская киностудия : (режиссёр Алоиз Алоизович Бренч). (Раймонд Паулс). «Долгая дорога в дюнах», 1980. Режиссёр: Алоиз Бренч. Музыка: Раймонд Паулс. Семисерийный художественный фильм; в сериале изображена Латвия 1939-70-х годов. Режиссёр и сценарист картины стали последними из жителей Латвии, получившие Госпремию СССР в области искусства в 1983 год за самый популярный латвийский сериал.
  • Рижская киностудия :

(режиссёр Алоиз Алоизович Бренч).

(Раймонд Паулс).

«Долгая дорога в дюнах», 1980.

Режиссёр: Алоиз Бренч.

Музыка: Раймонд Паулс.

Семисерийный художественный фильм; в сериале изображена Латвия 1939-70-х годов.

Режиссёр и сценарист картины стали последними из жителей Латвии, получившие Госпремию СССР в области искусства в 1983 год за самый популярный латвийский сериал.

Фильмы Тарковского : В жанре кинофантастики работал режиссёр Андрей Тарковский. В драме « Солярис » (1972), снятой по одноимённому фантастическому роману Станислава Лема, поднимаются этические проблемы человечества. Главные роли исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук. Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам некоторых опросов входит в число величайших фантастических фильмов в истории мирового кинематографа. Одной из наиболее значительных работ в творчестве Тарковского является фильм-притча « Сталкер » (1979), снятый на киностудии «Мосфильм» по мотивам повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трёх лет. Получил «Приз экуменического жюри» на Каннском кинофестивале 1980 года.
  • Фильмы Тарковского :

В жанре кинофантастики работал режиссёр Андрей Тарковский.

В драме « Солярис » (1972), снятой по одноимённому фантастическому роману Станислава Лема, поднимаются этические проблемы человечества. Главные роли исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук. Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам некоторых опросов входит в число величайших фантастических фильмов в истории мирового кинематографа.

Одной из наиболее значительных работ в творчестве Тарковского является фильм-притча « Сталкер » (1979), снятый на киностудии «Мосфильм» по мотивам повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трёх лет. Получил «Приз экуменического жюри» на Каннском кинофестивале 1980 года.

▪ Список используемой литературы : 1) История России XX век. Деградация тоталитарного государства и движение к новой России (1953-2008). Том III / под ред. А.Б. Зубова. – М.: Эксмо, 2017. 2) История России. 1917-2009 / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Издательство Аспект Пресс, 2010. 3) Кравченко, А.И. Культура советской России. Культурология: учебник. – М., 2006. 4) Культура СССР // Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под ред. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. 5) Культура СССР / Под ред. Проф. А.Н. Марковой // Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов. – М., 1998. 6) Советский период развития культуры России // Культурология: учебное пособие для вузов / Ред. А.А. Радугин. – М., 1997.

Список используемой литературы :

1) История России XX век. Деградация тоталитарного государства и движение к новой России (1953-2008). Том III / под ред. А.Б. Зубова. – М.: Эксмо, 2017.

2) История России. 1917-2009 / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Издательство Аспект Пресс, 2010.

3) Кравченко, А.И. Культура советской России. Культурология: учебник. – М., 2006.

4) Культура СССР // Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под ред. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2005.

5) Культура СССР / Под ред. Проф. А.Н. Марковой // Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов. – М., 1998.

6) Советский период развития культуры России // Культурология: учебное пособие для вузов / Ред. А.А. Радугин. – М., 1997.