«Просвещение и наука в 1801-1850-е гг.».
- Изменения в системе образования.
В 1802 г. правительство учредило Министерство народного просвещения.
В 1803 г. в стране создали шесть учебных округов, во главе с университетами .
В 1804 г. число действовавших ранее вузов (Московский, Дерптский, Виленский) увеличилось (Петербургский, бывший прежде Педагогическим институтом, Харьковский и Казанский).
При университетах – центрах российского образования – открывались гимназии, в уездных городах – училища.
Открывались и специализированные высшие учебные заведения: Педагогический и Лесной институты, Технологическое училище, Корпус инженеров путей сообщения и другие, а также особые учебные заведения – лицеи.
Реформа народного просвещения.
1803 год
Учреждение Министерства народного просвещения.
Образование 6 учебных округов.
4 разряда учебных заведений:
Губернские гимназии.
Приходские училища.
Уездные училища.
Университеты.
Новое здание Московского университета на Моховой с церковью св. Татьяны (Художник Г.Р. Барановский).
- Изменения в системе образования.
В 1803-1820 гг. открылись Демидовский лицей в Ярославле, Царскосельский (при Николае I переведён в Петербург и назван Александровским), Ришельевский в Одессе и Нежинский в Черниговской губернии.
Лицеи представляли собой привилегированные учебные заведения гуманитарного направления. Здесь готовили дипломатов, чиновников для центральных государственных учреждений, юристов. Выпускникам лицеев присваивали определённые чины, что позволяло поступить на статскую или военную службу.
- Изменения в системе образования.
Новый университетский устав 1835 г. Уничтожил автономию университетов, полученную ими при Александре I .
Затем число студентов в каждом университете уменьшили до 300, университетам запретили приглашать на работу иностранных профессоров, ввели для студентов обязательное изучение фортификационного и артиллерийского дела.
Во второй половине четверти века было положено начало специальному высшему и среднему техническому образованию.
Итоги: Общий уровень образования населения оставался низким – в начале XIX в. число учащихся в низших и средних учебных заведениях составляло 130 тыс. чел., в 1856 г. – 450 тыс.
- Развитие науки и техники.
Лобачевский Н.И.
Пирогов Н.И.
Вариант № I . → 1. Автор «Истории государства Российского»:
а) Н.М. Карамзин; б) С.М. Соловьёв; в) М.П. Погодин.
2. Участник обороны Севастополя, основатель первого отряда сестер милосердия, врач: а) А.М. Бутлеров; б) Н.И. Пирогов ; в) В.Я. Струве.
3. Отметьте учёных, внёсших вклад в развитие биологии, – а) Э. Ленц, Б. Якоби, В. Петров; б) Н. Зинин, А. Бутлеров, К. Гротгус; в) И. Двигубский, И. Дядьковский, К. Бэр.
4. Исследователь Дальнего Востока, доказавший, что Сахалин остров, –
а) И.Ф. Крузенштерн; б) Ф.Ф. Беллинсгаузен; в ) Г.И. Невельской.
5. Смольный институт благородных девиц был открыт в правление:
а) Екатерины II; б) Александра I; в ) Николая I.
Вариант № II . → 1. Автор неевклидовой геометрии: а) Н.И. Лобачевский;
б) Н.И. Пирогов; в) В.В. Петров.
2. Первым из русских мореплавателей побывал в Японии: а) Е.В. Путятин; б) И.Ф. Крузенштерн; в) Г.И. Невельской.
3. Царскосельский лицей был открыт: а) в 1803 г.; б) в 1810 г.; в) в 1811 г.
4. Отметьте учёных, внёсших вклад в изучение электричества, – а) Э. Ленц, Б. Якоби, В. Петров; б) Н. Зинин, А. Бутлеров, К. Гротгус; в) И. Двигубский, И. Дядьковский, К. Бэр.
5. Первооткрыватель Антарктиды: а) Ю.Ф. Лисянский; б) Ф.Ф. Беллинсгаузен; в) А.А. Баранов.