Многообразие форм графического дизайна
Нас окружают бескрайнее море полиграфических изданий – книги, журналы, газеты, календари, коробки и пакеты с рекламой. На улицах города вокруг нас афиши, вывески. Транспорт тоже украшен рекламой. Всё это вместе – формы графического дизайна.
Полиграфия началась в Европе XV в. С книгопечатания, вобрав в себя искусство рукописной книги.
В России с 1564 г. Книгопечатание прошло путь от примитивного ручного печатного станка до компьютерных технологий.
Книга - самое развитое изделие полиграфии. Если какие-то элементы книги отсутствуют, то уже имеем другой вид изделия полиграфии по нисходящей. Например, брошюра - мягкая обложка, буклет - многосгибная тетрадь, газета - односгибная тетрадь, листовка - двусторонне запечатанный лист, плакат- односторонне запечатанный лист. Книга - это не только носитель информации, но и событие в жизни многих людей.
Рассмотрим книгу с точки зрения искусства дизайна. Элементы книги многочисленны, и каждый имеет специальное название.
Мы рассмотрим лишь самые значительные:
- Переплет
- Форзац
- Титульный лист
- Шмуцтитул
- Разворот
Переплёт - плотная оболочка книги, которая состоит из передней и задней сторонок, соединенных между собой в корешке. На переплете помимо изображений могут быть различные надписи, но главные из них – это Имя Фамилия Автора и Название книги.
Форзац - четырехстраничный лист бумаги, скрепляющий переплёт со всем блоком страниц. На форзаце могут быть помещены различные изображения.
Титульный лист – начальный разворот книги. Несет основную информацию о книге: имя и фамилия автора, название, указание адресата (для кого эта книга) и др.
Может включать изобразительный элемент
Разворот – это две развернутые страницы
Развороты содержат примеры всевозможного расположения текста ( в одну или несколько колонок) и изобразительного материала ( иллюстраций, линий, орнаментов и др.)
Шмуцтитул- лист, делящий книгу на части, разделы или главы.
Содержит их название, часто сопровождается иллюстрацией.
Создание макета книги
Дизайн книги начинается с создания макета. Свой замысел художник воплощает в эскизных рисунках всего издания от обложки до последней страницы.
Макетирование осуществляется в эскизно-обобщенном виде, где прямоугольники обозначают иллюстрации, а линии- текст. В этих эскизах важно достичь композиционного баланса масс . В процессе макетирования происходит поиск стиля книги
При макетировании переплета, титульного листа, разворота должна быть выделена графическая доминанта (например : заглавие, фрагмент текста, иллюстрация)
Грамота макетирования в том, чтобы текст и иллюстрации располагались не «как попало», а в определенном композиционном порядке .
Один и тот же порядок, примененный несколько раз, называется модулем.
Благодаря применению модуля рождается композиционное единство и графический стиль книги
Художник-дизайнер компонует текст и иллюстрации по принципам симметрии или динамического равновесия.
В книге текст в основном печатается на белом фоне, а в журнале - на цветном , так как цветовая композиция делает их выразительнее. Важно, чтобы фон не был чересчур ярким и «не забивал текст», чтобы дисгармонией цветовых пятен не разрушать целостность разворота.
Задание: с.45, №1.
1.Выбрать литературное произведение
2.Выбрать эскизный проект-замысел с заданным стилем и компоновкой книги
3.Распределить элементы книги по участникам проекта
4.Выполнить макет обложки книги, титульного листа, разворота с текстом и иллюстрациями.