СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по ИЗО "Рококо"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации указана основная информация о данном стиле. Имеются картины, элементы архитиектуры в данном направлении. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по ИЗО "Рококо"»

Рококо («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей XVII века. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры.   

Рококо («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей XVII века. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры.   

Русское рококо вошло в моду в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Французские вкусы внедрялись в России во времена ее правления благодаря европейскому воспитанию императрицы. Основоположником стиля русское рококо считают Франческо Бартоломмео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего. В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. 

Русское рококо вошло в моду в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Французские вкусы внедрялись в России во времена ее правления благодаря европейскому воспитанию императрицы. Основоположником стиля русское рококо считают Франческо Бартоломмео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего. В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. 

Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе рококо. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741—1744 гг.) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо. При этом в сооружении присутствуют архитектурные элементы, характерные и для барокко: повторены многие детали Версаля, например, визуальная неровность стен, созданная с помощью сдвоенных колонн, ризалитов, ваз, статуй.

Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе рококо. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741—1744 гг.) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо. При этом в сооружении присутствуют архитектурные элементы, характерные и для барокко: повторены многие детали Версаля, например, визуальная неровность стен, созданная с помощью сдвоенных колонн, ризалитов, ваз, статуй.

Воскресенский собор Смольного монастыря представляет собой соединение рококо, барокко и русского национального зодчества. Архитектор Растрелли. 1748 – 1757 гг.

Воскресенский собор Смольного монастыря представляет собой соединение рококо, барокко и русского национального зодчества. Архитектор Растрелли. 1748 – 1757 гг.

Летний дворец Елизаветы Петровны со стороны Летнего сада. Картина неизвестного художника. 1750 - 1760-е гг.

Летний дворец Елизаветы Петровны со стороны Летнего сада. Картина неизвестного художника. 1750 - 1760-е гг.

Растрелли Младший, соединив модные мотивы с другими стилями, создал особое направление стиля - русское рококо. В произведениях этого архитектора русское рококо получило монументальность, мощь, масштабность. Чаще всего зодчий не только предлагал идею, но и сам рисовал эскизы. По его рисункам работали мастера Иоганн Дункер - резчик, изготавливающий макеты-образцы, Луи Роллан – французский скульптор и резчик, работал в России в 1746 г, возглавлял класс «орнаментальной скульптуры» в Академии Художеств, Николя Жиле - французский скульптор.

Растрелли Младший, соединив модные мотивы с другими стилями, создал особое направление стиля - русское рококо. В произведениях этого архитектора русское рококо получило монументальность, мощь, масштабность. Чаще всего зодчий не только предлагал идею, но и сам рисовал эскизы. По его рисункам работали мастера Иоганн Дункер - резчик, изготавливающий макеты-образцы, Луи Роллан – французский скульптор и резчик, работал в России в 1746 г, возглавлял класс «орнаментальной скульптуры» в Академии Художеств, Николя Жиле - французский скульптор.

  Благодаря тому, что русское барокко, созданное Растрелли, имеет много классических черт, общая композиция зданий не потребовала изменений, даже когда рококо вышло из моды, достаточно было убрать рокайль. В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского рококо архитектор Антонио Ринальди. Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт, дворец, получивший название «Каменный дом» (сейчас здесь расположен музей «Дворец Петра III»), можно считать одним из образцов русского рококо. Каменный дом напоминает парковый павильон. В плане он является квадратом с одним срезанным по дуге углом. Над центральной дверью расположен балкон с кованой решеткой. Благодаря большим окнам второго этажа здание кажется более высоким, дворец венчает балюстрада. Стены, окна и двери Каменного дома декорированы лепниной в виде вьющегося плюща, цветочных гирлянд.

  Благодаря тому, что русское барокко, созданное Растрелли, имеет много классических черт, общая композиция зданий не потребовала изменений, даже когда рококо вышло из моды, достаточно было убрать рокайль. В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского рококо архитектор Антонио Ринальди. Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт, дворец, получивший название «Каменный дом» (сейчас здесь расположен музей «Дворец Петра III»), можно считать одним из образцов русского рококо. Каменный дом напоминает парковый павильон. В плане он является квадратом с одним срезанным по дуге углом. Над центральной дверью расположен балкон с кованой решеткой. Благодаря большим окнам второго этажа здание кажется более высоким, дворец венчает балюстрада. Стены, окна и двери Каменного дома декорированы лепниной в виде вьющегося плюща, цветочных гирлянд.

Дворец Петра III в Ораниенбауме. Архитектор Антонио Ринальди. 1758 - 1762 гг.

Дворец Петра III в Ораниенбауме. Архитектор Антонио Ринальди. 1758 - 1762 гг.

Стены кабинета в Каменном доме были обтянуты серебристо-зеленым штофом, в спальне - серебристо-малиновой тканью, будуар был оформлен в голубых тонах с вышивками штофом. В ораниенбаумском Каменном доме китайские лаковые миниатюры украшают все комнаты: Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар. В строительстве и оформлении дворца вместе с Ринальди принимали участие каменных дел мастер Михаил Кьеза, каменотес Никита Петров, подмастерья Эрих Гампус, Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков, живописец Федор Данилов. Еще одним зданием, созданным Ринальди в стиле русского рококо, стал Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме.

Стены кабинета в Каменном доме были обтянуты серебристо-зеленым штофом, в спальне - серебристо-малиновой тканью, будуар был оформлен в голубых тонах с вышивками штофом. В ораниенбаумском Каменном доме китайские лаковые миниатюры украшают все комнаты: Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар. В строительстве и оформлении дворца вместе с Ринальди принимали участие каменных дел мастер Михаил Кьеза, каменотес Никита Петров, подмастерья Эрих Гампус, Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков, живописец Федор Данилов. Еще одним зданием, созданным Ринальди в стиле русского рококо, стал Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме.

Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме (г. Ломоносов). Архитектор Ринальди. 1762 - 1768 гг.

Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме (г. Ломоносов). Архитектор Ринальди. 1762 - 1768 гг.

По причине непродолжительной моды на стиль рококо осталось небольшое количество архитектурных произведений этого стиля как в Европе, так в России. Дворец Петра III и Китайский дворец Екатерины — это единственные сохранившиеся здания в стиле русского рококо – шедевры российской архитектуры.

По причине непродолжительной моды на стиль рококо осталось небольшое количество архитектурных произведений этого стиля как в Европе, так в России. Дворец Петра III и Китайский дворец Екатерины — это единственные сохранившиеся здания в стиле русского рококо – шедевры российской архитектуры.

Одним из пленительных русских живописцев стиля рококо был Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761). Он занимал пост руководителя живописной команды Канцелярии от строений и сам принимал активное участие в монументально-декоративных работах на всех объектах Петербурга и его окрестностей. Кроме того, Вишняков писал портреты. Около 1749 года он создал «Портрет Сарры Элеоноры Фермор».

Одним из пленительных русских живописцев стиля рококо был Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761). Он занимал пост руководителя живописной команды Канцелярии от строений и сам принимал активное участие в монументально-декоративных работах на всех объектах Петербурга и его окрестностей. Кроме того, Вишняков писал портреты. Около 1749 года он создал «Портрет Сарры Элеоноры Фермор».

И.Я. Вишняков. Портрет Сары Элеоноры Фермор

И.Я. Вишняков. Портрет Сары Элеоноры Фермор

Знатная шотландка, дочь руководителя Канцелярии от строений и начальника Вишнякова представлена в нарядном платье, с веером в руке, на фоне пейзажа и колонны. Ее поза несколько скованна, но в этой застылой торжественности много ощущения трепетной жизни, душевной теплоты. В произведении соединены формы европейского стиля рококо и живая традиция русского средневековья. Изысканное серо-зелено-голубое платье поражает богатством многослойной живописи и имеет тенденцию к уплощению. Оно передано иллюзорно-вещественно. Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Художник умело передает характер модели, хрупкой и воздушной, сходной с каким-то экзотическим цветком. Как из стебля вырастает ее изящная головка на тонкой шее, намеренно удлинены худенькие руки. Но в отличие от иностранных мастеров русский художник пишет не маленькую даму, а создает образ серьезной, задумчивой и немного грустной девочки.

Знатная шотландка, дочь руководителя Канцелярии от строений и начальника Вишнякова представлена в нарядном платье, с веером в руке, на фоне пейзажа и колонны. Ее поза несколько скованна, но в этой застылой торжественности много ощущения трепетной жизни, душевной теплоты. В произведении соединены формы европейского стиля рококо и живая традиция русского средневековья. Изысканное серо-зелено-голубое платье поражает богатством многослойной живописи и имеет тенденцию к уплощению. Оно передано иллюзорно-вещественно. Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Художник умело передает характер модели, хрупкой и воздушной, сходной с каким-то экзотическим цветком. Как из стебля вырастает ее изящная головка на тонкой шее, намеренно удлинены худенькие руки. Но в отличие от иностранных мастеров русский художник пишет не маленькую даму, а создает образ серьезной, задумчивой и немного грустной девочки.

Черты стиля рококо мы встречаем и у другого русского художника. Иван Петрович Аргунов (1727-1802), крепостной мастер графа Шереметева, учился «живописной науке» у живописца Г.Х. Гроота. Поэтому целый ряд ранних портретов его кисти справедливо связывают с рокайльной стилистикой. Это парные портреты князя И. И. Лобанова-Ростовского (1750) и его супруги Г. Л. Лобановой-Ростовской (1754), а также декоративная картина «Умирающая Клеопатра» (1750).

Черты стиля рококо мы встречаем и у другого русского художника. Иван Петрович Аргунов (1727-1802), крепостной мастер графа Шереметева, учился «живописной науке» у живописца Г.Х. Гроота. Поэтому целый ряд ранних портретов его кисти справедливо связывают с рокайльной стилистикой. Это парные портреты князя И. И. Лобанова-Ростовского (1750) и его супруги Г. Л. Лобановой-Ростовской (1754), а также декоративная картина «Умирающая Клеопатра» (1750).

И.П. Аргунов. Портрет княгини  Екатерины Александровны Лобановой-  Ростовской

И.П. Аргунов. Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой- Ростовской

И.П. Аргунов. Умирающая Клеопатра

И.П. Аргунов. Умирающая Клеопатра

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!