Рококо («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей XVII века. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры.
Русское рококо вошло в моду в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Французские вкусы внедрялись в России во времена ее правления благодаря европейскому воспитанию императрицы. Основоположником стиля русское рококо считают Франческо Бартоломмео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего. В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе.
Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе рококо. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741—1744 гг.) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо. При этом в сооружении присутствуют архитектурные элементы, характерные и для барокко: повторены многие детали Версаля, например, визуальная неровность стен, созданная с помощью сдвоенных колонн, ризалитов, ваз, статуй.
Воскресенский собор Смольного монастыря представляет собой соединение рококо, барокко и русского национального зодчества. Архитектор Растрелли. 1748 – 1757 гг.
Летний дворец Елизаветы Петровны со стороны Летнего сада. Картина неизвестного художника. 1750 - 1760-е гг.
Растрелли Младший, соединив модные мотивы с другими стилями, создал особое направление стиля - русское рококо. В произведениях этого архитектора русское рококо получило монументальность, мощь, масштабность. Чаще всего зодчий не только предлагал идею, но и сам рисовал эскизы. По его рисункам работали мастера Иоганн Дункер - резчик, изготавливающий макеты-образцы, Луи Роллан – французский скульптор и резчик, работал в России в 1746 г, возглавлял класс «орнаментальной скульптуры» в Академии Художеств, Николя Жиле - французский скульптор.
Благодаря тому, что русское барокко, созданное Растрелли, имеет много классических черт, общая композиция зданий не потребовала изменений, даже когда рококо вышло из моды, достаточно было убрать рокайль. В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского рококо архитектор Антонио Ринальди. Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт, дворец, получивший название «Каменный дом» (сейчас здесь расположен музей «Дворец Петра III»), можно считать одним из образцов русского рококо. Каменный дом напоминает парковый павильон. В плане он является квадратом с одним срезанным по дуге углом. Над центральной дверью расположен балкон с кованой решеткой. Благодаря большим окнам второго этажа здание кажется более высоким, дворец венчает балюстрада. Стены, окна и двери Каменного дома декорированы лепниной в виде вьющегося плюща, цветочных гирлянд.
Дворец Петра III в Ораниенбауме. Архитектор Антонио Ринальди. 1758 - 1762 гг.
Стены кабинета в Каменном доме были обтянуты серебристо-зеленым штофом, в спальне - серебристо-малиновой тканью, будуар был оформлен в голубых тонах с вышивками штофом. В ораниенбаумском Каменном доме китайские лаковые миниатюры украшают все комнаты: Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар. В строительстве и оформлении дворца вместе с Ринальди принимали участие каменных дел мастер Михаил Кьеза, каменотес Никита Петров, подмастерья Эрих Гампус, Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков, живописец Федор Данилов. Еще одним зданием, созданным Ринальди в стиле русского рококо, стал Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме.
Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме (г. Ломоносов). Архитектор Ринальди. 1762 - 1768 гг.
По причине непродолжительной моды на стиль рококо осталось небольшое количество архитектурных произведений этого стиля как в Европе, так в России. Дворец Петра III и Китайский дворец Екатерины — это единственные сохранившиеся здания в стиле русского рококо – шедевры российской архитектуры.
Одним из пленительных русских живописцев стиля рококо был Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761). Он занимал пост руководителя живописной команды Канцелярии от строений и сам принимал активное участие в монументально-декоративных работах на всех объектах Петербурга и его окрестностей. Кроме того, Вишняков писал портреты. Около 1749 года он создал «Портрет Сарры Элеоноры Фермор».
И.Я. Вишняков. Портрет Сары Элеоноры Фермор
Знатная шотландка, дочь руководителя Канцелярии от строений и начальника Вишнякова представлена в нарядном платье, с веером в руке, на фоне пейзажа и колонны. Ее поза несколько скованна, но в этой застылой торжественности много ощущения трепетной жизни, душевной теплоты. В произведении соединены формы европейского стиля рококо и живая традиция русского средневековья. Изысканное серо-зелено-голубое платье поражает богатством многослойной живописи и имеет тенденцию к уплощению. Оно передано иллюзорно-вещественно. Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Художник умело передает характер модели, хрупкой и воздушной, сходной с каким-то экзотическим цветком. Как из стебля вырастает ее изящная головка на тонкой шее, намеренно удлинены худенькие руки. Но в отличие от иностранных мастеров русский художник пишет не маленькую даму, а создает образ серьезной, задумчивой и немного грустной девочки.
Черты стиля рококо мы встречаем и у другого русского художника. Иван Петрович Аргунов (1727-1802), крепостной мастер графа Шереметева, учился «живописной науке» у живописца Г.Х. Гроота. Поэтому целый ряд ранних портретов его кисти справедливо связывают с рокайльной стилистикой. Это парные портреты князя И. И. Лобанова-Ростовского (1750) и его супруги Г. Л. Лобановой-Ростовской (1754), а также декоративная картина «Умирающая Клеопатра» (1750).
И.П. Аргунов. Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой- Ростовской
И.П. Аргунов. Умирающая Клеопатра
Спасибо за внимание!