Типы колорита в живописи
Цель:
- Раскрытие понятия колорита в природе как в жизни, так и пейзажном творчестве художников
Задачи:
- Знакомство учащихся с изображением природы художников, ролью колорита в художественном образе;
- Развитие эстетического восприятия, компьютерных навыков, творческих способностей;
- Воспитание чувства красоты, бережного отношения к природе, художественного вкуса.
Основополагающий вопрос:
- Каким видят мир природы художники?
Проблемные вопросы:
- Могут ли произведения художников воспитывать в нас чувство красоты, доброты, патриотизма, бережного отношения к природе?
- Как воздействует цвет на наши чувства?
Что такое колорит?
Колорит – это гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине.
Сезанн П.
«Горы во французком Провансе»
И.И. Левитан Март 1895
Каким бывает колорит?
Колорит:
спокойный
радостный
грустный
Шишкин И.И. «Дождь в дубовом лесу» 1891
Ван Гог «Красные виноградники»
И.И. Левитан «Над вечным покоем» 1894
и другие
Вывод:
- Колорит раскрывает нам красочное богатство мира, помогает художнику передать настроение картины.
Колорит:
тёплый
холодный
И.И. Левитан «Озеро. Русь»
И. И. Левитан. «Вечерний звон» (1892).
тёмный
светлый
К. Коро «Пейзаж с озером»
И.И. Левитан «Волга»
Вывод:
Образ пейзажа меняется в зависимости от того, в каком колорите художник пишет своё произведение (сближенном, контрастном, холодном, тёплом) и какое возникает настроение в произведении.
Сравним пейзажи
К. Коро «Онфлер. Голгофа на берегу Граса 1830 »
Сезанн П. «Море в Сен- Мари
Ван Гог «Оливковая роща»
Вывод:
- Мы видим, что в основе любого произведения художника – реальная природа, но при этом возникают самые разные образы, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не всегда так, как в натуре, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.
Чувство колорита – очень ценный дар
- Примеры яркого выражения колорита у художников:
Ф. Малявин «Вихрь»
И. Репин «Крёстный ход в Курской губерни» 1883
Многие его картины отличаются огненно-красным колоритом.
Свои картины он писал в тёплом золотисто-жёлто-красном колорите.
М. Врубель «Жемчужина»
Художник предпочитал серо-голубые цвета.
Колорит является основным средством в передаче национальных особенностей, природы, быта людей.
- Примером являются произведения М.Сарьяна:
Улица. Полдень. Константинополь 1910
«Горы» 1923
Вывод:
- Искусство живописи – это искусство цветовых и световых отношений;
- Жанр пейзажа не только говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передаёт чувства и настроение;
- Произведения художников воспитывать в нас чувство красоты, доброты, патриотизма, бережного отношения к природе.
Исследуем воздействие цвета
- И. Гёте любил рассматривать один и тот же пейзаж через стёкла зелёного, жёлтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.
Поэт убедительно прочувствовал, что в зелёном цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе
Восприятие цвета в изобразительной деятельности:
возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный
весёлый, радостный, пламенный, добрый
тёплый, бодрящий, весёлый, привлекательный
тоскливый, грустный, притягивающий и отталкивающий
серьёзный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный
спокойный, приятный, мирный
Вывод:
- Восприятие цвета очень индивидуально;
- Человек, осваивая окружающий мир, культуру, должен овладеть определёнными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всём многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.
Определить какой колорит в пейзаже?
А. Саврасов «Грачи прилетели» 1871
И. Левитан «Берёзовая роща» 1889
И. Левитан «тихая обитель» 1890
И Левитан «Весна - большая вода»1897
А. Куинджи «После дождя» 1879