СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по химии "Угольная кислота и её соли" (9 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассматриваются свойства угольной кислоты,получение и качественная реакция на кислоту,а также  её соли.Учащимся в качестве рефлексии предлагается литературно- химический тест.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по химии "Угольная кислота и её соли" (9 класс)»

 9 класс Бозаджи Н.М. учитель химии высшей категории

9 класс

Бозаджи Н.М.

учитель химии

высшей категории

Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь!  Китайская мудрость

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь!

Китайская мудрость

Цель : После прочитанного фрагмента выбрать правильный ответ ,написав букву правильного ответа и как результат – тема нашего урока!

Цель : После прочитанного фрагмента выбрать правильный ответ ,написав букву правильного ответа и как результат – тема нашего урока!

1. Уголь – ценнейшее из полезных ископаемых, – ответил инженер, - и природа как будто решила доказать это, создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод. Ж.Верн «Таинственный остров»

1. Уголь – ценнейшее из полезных ископаемых, – ответил инженер, - и природа как будто решила доказать это, создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод.

Ж.Верн «Таинственный остров»

Б) озон К) графит А) карбин Р) фуллерен

Б) озон

К) графит

А) карбин

Р) фуллерен

2 .Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то, знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.  Русская народная сказка «Мороз Иванович»

2 .Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то, знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.

Русская народная сказка «Мороз Иванович»

Б) фильтрование А) дистилляция О) адсорбция М) кристаллизация

Б) фильтрование

А) дистилляция

О) адсорбция

М) кристаллизация

3. Угарный газ! – вскричал Холмс.- Подождите немного. Сейчас он уйдет.  Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли. А.К.Дойл «Случай с переводчиком»

3. Угарный газ! – вскричал Холмс.- Подождите немного. Сейчас он уйдет.

Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли.

А.К.Дойл «Случай с переводчиком»

3.Найдите химические ошибки в прочитанном отрывке. Почему Холмс и его спутники не могли по описанным признакам определить присутствие угарного газа в помещении? Н) угарный газ не имеет запаха Г) угарный газ имеет приятный запах А) при отравлении угарным газом человек не кашляет

3.Найдите химические ошибки в прочитанном отрывке. Почему Холмс и его спутники не могли по описанным признакам определить присутствие угарного газа в помещении?

Н) угарный газ не имеет запаха

Г) угарный газ имеет приятный запах

А) при отравлении угарным газом человек не кашляет

4. В аравийской пустыне растет дерево Caratina silikva (каратина силиква), косточки плодов которого всегда имеют одинаковый вес в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки, называя их каратами. В наши дни существует каратная проба золота и драгоценных камней.

4. В аравийской пустыне растет дерево Caratina silikva (каратина силиква), косточки плодов которого всегда имеют одинаковый вес в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки, называя их каратами. В наши дни существует каратная проба золота и драгоценных камней.

И) 100 г З) 0,5 г Т) 0,2 г  Р) 0,1 г

И) 100 г

З) 0,5 г

Т) 0,2 г

Р) 0,1 г

 5 . - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии?  Есть там такая пещера - яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.   - Почему?   - Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… В.Короткевич «Черный замок Ольшанский»

5 . - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии? Есть там такая пещера - яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.

- Почему?

- Из вулканической трещины выделяется углекислый газ…

В.Короткевич «Черный замок Ольшанский»

Ы) СО 2 тяжелее воздуха и скапливается внизу  А) СО 2 безопасен для человека, но вреден для животных  Ж) человек входит в пещеру в противогазе   5. Почему в «собачьей пещере» человек остается живым, а собаки и другие мелкие животные гибнут?

Ы) СО 2 тяжелее воздуха и скапливается внизу

А) СО 2 безопасен для человека, но вреден для животных

Ж) человек входит в пещеру в противогазе

5. Почему в «собачьей пещере» человек остается живым, а собаки и другие мелкие животные гибнут?

Вопросы  1 2 3 4 5   К А Р Б О Н А Т Ы
  • Вопросы

1 2 3 4 5

К А Р Б О Н А Т Ы

Что такое карбонаты ? Кабонаты - это соли угольной кислоты, что и будет предметом обсуждения на сегодняшнем уроке.
  • Что такое карбонаты ? Кабонаты - это соли угольной кислоты, что и будет предметом обсуждения на сегодняшнем уроке.

30.04.15г

30.04.15г

В результате изучения темы, вы будете способны: Давать характеристику угольной Давать характеристику угольной  кислоте и её свойствам . 2. Моделировать способы получения угольной кислоты 3.  Рассматривать свойства солей угольной кислоты. 4. Моделировать качественную реакцию на карбонат ион 5.Писать уравнения реакций 6.Осуществлять рефлексию своей деятельности  кислоте и её свойствам . 2. Моделировать способы получения угольной кислоты 3.  Рассматривать свойства солей угольной кислоты. 4. Моделировать качественную реакцию на карбонат ион 5.Писать уравнения реакций 6.Осуществлять рефлексию своей деятельности

В результате изучения темы, вы будете способны:

  • Давать характеристику угольной
  • Давать характеристику угольной

кислоте и её свойствам .

2. Моделировать способы получения угольной кислоты

3. Рассматривать свойства солей угольной кислоты.

4. Моделировать качественную реакцию на карбонат ион

5.Писать уравнения реакций

6.Осуществлять рефлексию своей деятельности

  • кислоте и её свойствам . 2. Моделировать способы получения угольной кислоты 3. Рассматривать свойства солей угольной кислоты. 4. Моделировать качественную реакцию на карбонат ион 5.Писать уравнения реакций 6.Осуществлять рефлексию своей деятельности

У́гольная кислота́ — слабая двухосновная кислота с химической формулой H 2 CO 3 Задание 1. Напишите уравнения реакций  ступенчатой диссоциации угольной кислоты :     H 2 CO 3 H + + HCO 3 - HCO 3 -  H + + CO 3  2 - H 2 CO 3 2H + + CO 3  2 -
  • У́гольная кислота́ — слабая двухосновная кислота с химической формулой H 2 CO 3

Задание 1. Напишите уравнения реакций

ступенчатой диссоциации угольной кислоты :

H 2 CO 3 H + + HCO 3 -

HCO 3 - H + + CO 3 2 -

H 2 CO 3 2H + + CO 3 2 -

NB! Двухосновная, образует 2 рода солей: средние – карбонаты (ионы CO 3 2- ) кислые – гидрокарбонаты  (ионыНCO 3 - )

NB! Двухосновная, образует 2 рода солей:

средние – карбонаты (ионы CO 3 2- )

кислые – гидрокарбонаты (ионыНCO 3 - )

Угольная кислота – нестойкая, в чистом виде не выделена, так как легко разлагается на углекислый газ и воду (процесс обратимый)   H 2 CO 3 CO 2 ↑  +H 2 O  Опыт
  • Угольная кислота – нестойкая, в чистом виде не выделена, так как легко разлагается на углекислый газ и воду (процесс обратимый)

H 2 CO 3 CO 2 ↑ +H 2 O

Опыт

1. Растворением в воде углекислого газа  CO2 ↑ + H2O  H2CO3

1. Растворением в воде углекислого газа

CO2 + H2O H2CO3

2.Взаимодействием солей (карбонатов и гидрокарбонатов) с более сильными кислотами .  NaHCO 3 +HCI =  Na 2 CO 3 +2HCI=  CO 2 ↑ NaCI+H 2 CO 3 H 2 O CO 2 ↑ NaCI+H 2 CO 3 H 2 O

2.Взаимодействием солей (карбонатов и гидрокарбонатов) с более сильными кислотами .

NaHCO 3 +HCI =

Na 2 CO 3 +2HCI=

CO 2 ↑

NaCI+H 2 CO 3

H 2 O

CO 2 ↑

NaCI+H 2 CO 3

H 2 O

IV. Соли угольной кислоты и их растворимость Химическая формула Название Na 2 CO 3 Растворимость Сода кальцинированная NaHCO 3 Сода питьевая K 2 CO 3 CaCO 3 Поташ Мел, мрамор, известняк MgCO 3 Доломит Р Р Р Н Н

IV. Соли угольной кислоты и их растворимость

Химическая формула

Название

Na 2 CO 3

Растворимость

Сода кальцинированная

NaHCO 3

Сода питьевая

K 2 CO 3

CaCO 3

Поташ

Мел, мрамор, известняк

MgCO 3

Доломит

Р

Р

Р

Н

Н

V. Химические свойства карбонатов и гидрокарбонатов 1) Взаимодействие гидрокарбонатов с кислотами Na Н CO 3  + HCl = питьевая  сода  2) Вступают в реакции обмена с другими растворимыми солями                    Na 2 CO 3  +  CaCl 2  =       NaCl + H 2 O + CO 2 ↑ CaCO 3 ↓ + 2 NaCl

V. Химические свойства карбонатов и гидрокарбонатов

1) Взаимодействие гидрокарбонатов с кислотами

Na Н CO 3  + HCl =

питьевая

сода

2) Вступают в реакции обмена с другими растворимыми солями                   

Na 2 CO 3  +  CaCl 2  = 

NaCl + H 2 O + CO 2 ↑

CaCO 3 ↓ + 2 NaCl

Химические свойства карбонатов и гидрокарбонатов 3) Карбонаты и гидрокарбонаты могут превращаться друг в друга СаСО 3 + СО 2 ↑  + Н 2 О = Са(НСО 3 ) 2  Са(НСО 3 ) 2 = СаСО 3 + СО 2 ↑  + Н 2 О 4) Разложение гидрокарбонатов и карбонатов при нагревании NaHCO 3  t˚C  →  Na 2 CO 3  + H 2 O + CO 2 ↑ CaCO 3   t ˚ C  →   CaO +  CO 2 ↑  Исключение:  карбонаты металлов I группы, гл. подгруппы

Химические свойства карбонатов и гидрокарбонатов

3) Карбонаты и гидрокарбонаты могут превращаться друг в друга

СаСО 3 + СО 2 + Н 2 О = Са(НСО 3 ) 2

Са(НСО 3 ) 2 = СаСО 3 + СО 2 + Н 2 О

4) Разложение гидрокарбонатов и карбонатов при нагревании

NaHCO 3  t˚C  →  Na 2 CO 3  + H 2 O + CO 2

CaCO 3   t ˚   CaO CO 2

Исключение:

карбонаты металлов I группы, гл. подгруппы

Химические свойства карбонатов и гидрокарбонатов Гидрокарбонаты обуславливают временную жесткость воды. Способы устранения временной жесткости воды: 1. Кипячение  При кипячении растворимые гидрокарбонаты кальция и магния превращаются в нерастворимые карбонаты. 2. Добавление соды ( Na 2 CO 3 )  Устраняется не только временная, но и постоянная жесткость воды, создаваемая хлоридами и сульфатами кальция и магния.

Химические свойства карбонатов и гидрокарбонатов

Гидрокарбонаты обуславливают временную жесткость воды.

Способы устранения временной жесткости воды:

1. Кипячение

При кипячении растворимые гидрокарбонаты кальция и магния превращаются в нерастворимые карбонаты.

2. Добавление соды ( Na 2 CO 3 )

Устраняется не только временная, но и постоянная жесткость воды, создаваемая хлоридами и сульфатами кальция и магния.

VI. Определение карбонатов  Определение карбонат – ионов      CO 2 ↑ Ca CO 3 +2HCI=CaCI 2 + H 2 CO 3   H 2 O CO 2 ↑ +Ca(OH) 2 =CaCO 3 ↓+ H 2 O

VI. Определение карбонатов

Определение карбонат – ионов

CO 2 ↑

Ca CO 3 +2HCI=CaCI 2 + H 2 CO 3

H 2 O

CO 2 ↑ +Ca(OH) 2 =CaCO 3 ↓+ H 2 O

VII. Значение карбонатов Среди карбонатов особое внимание заслуживает карбонат кальция CaCO3 , встречающийся  в виде:      известняка мрамора мела

VII. Значение карбонатов

  • Среди карбонатов особое внимание заслуживает карбонат кальция CaCO3 , встречающийся в виде:

известняка мрамора мела

VII. Значение карбонатов На Земле живут три брата Из семейства карбонатов. Старший брат– красавец –Мрамор, Славен именем Карары, Превосходный зодчий. Он Строил Рим и Парфенон. Всем известен Известняк, Потому и назван так. Знаменит своим трудом, Возводя за домом дом.

VII. Значение карбонатов

На Земле живут три брата

Из семейства карбонатов.

Старший брат– красавец –Мрамор,

Славен именем Карары,

Превосходный зодчий. Он

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен Известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.

VII. Значение карбонатов И способен и умел Младший мягкий братец Мел. Как рисует, посмотри, Этот СаСО 3 . Любят братья порезвиться, В жаркой печке прокалиться. CaO да CO 2 образуются тогда. Это углекислый газ, Каждый с ним знаком из вас, Выдыхаем мы его.

VII. Значение карбонатов

И способен и умел

Младший мягкий братец Мел.

Как рисует, посмотри,

Этот СаСО 3 .

Любят братья порезвиться,

В жаркой печке прокалиться.

CaO да CO 2 образуются тогда.

Это углекислый газ,

Каждый с ним знаком из вас,

Выдыхаем мы его.

VII. Значение карбонатов Ну а это CaO – Жарко обожженная ИЗВЕСТЬ НЕГАШЕННАЯ. Добавляем к ней воды,  тщательно мешая, Чтобы не было беды, руки защищаем. Круто замешанная ИЗВЕСТЬ,  но ГАШЕННАЯ! Известковым молоком величается.

VII. Значение карбонатов

Ну а это CaO –

Жарко обожженная

ИЗВЕСТЬ НЕГАШЕННАЯ.

Добавляем к ней воды,

тщательно мешая,

Чтобы не было беды,

руки защищаем.

Круто замешанная ИЗВЕСТЬ,

но ГАШЕННАЯ!

Известковым молоком

величается.

VII. Значение карбонатов Светлый дом повеселел, Превратив известку в мел. Фокус- покус для народа: Стоит лишь подуть сквозь воду, Как она легко-легко превратится в молоко! А теперь довольно ловко получаю газировку: Молоко плюс уксус, Ай! Льется пена через край! Все в заботах, все в работе От зари и до зари – Эти братья Карбонаты, Эти CaCO 3!

VII. Значение карбонатов

Светлый дом повеселел,

Превратив известку в мел.

Фокус- покус для народа:

Стоит лишь подуть сквозь воду,

Как она легко-легко превратится в молоко!

А теперь довольно ловко получаю газировку:

Молоко плюс уксус, Ай!

Льется пена через край!

Все в заботах, все в работе

От зари и до зари –

Эти братья Карбонаты,

Эти CaCO 3!

Химическая формула вещества Тривиальное (историческое) название ZnCO 3 Современное название Галмей Na 2 CO 3 Применение  вещества NaHCO 3 Карбонат цинка Кальцинированная сода Питьевая сода Производство красок. Na 2 CO 3 ·10H 2 O Карбонат натрия MgCO 3 Кристаллическая сода Умягчение воды, производство стекла. Гидрокарбонат натрия В пищевой про-мышленности, в медицине. Десятиводный гидрат карбоната натрия  Смесь MgCO 3  и CaCO 3 (1:1) Жжённая магнезия (CuOH) 2 CO 3 Доломит Для умягчения воды при стирке белья. Карбонат магния В медицине. Смесь карбонатов магния и кальция Малахит K 2 CO 3 В строительстве. Основной карбонат меди ( II) Поташ CaCO 3 Поделки, ювелирные украшения. Карбонат калия Мел, мрамор, известняк Пр-во стекла, керамики, цемента, удобрение. Карбонат кальция Пр-во строительных материалов.

Химическая формула вещества

Тривиальное (историческое) название

ZnCO 3

Современное название

Галмей

Na 2 CO 3

Применение

вещества

NaHCO 3

Карбонат цинка

Кальцинированная сода

Питьевая сода

Производство красок.

Na 2 CO 3 ·10H 2 O

Карбонат натрия

MgCO 3

Кристаллическая сода

Умягчение воды, производство стекла.

Гидрокарбонат натрия

В пищевой про-мышленности, в медицине.

Десятиводный гидрат карбоната натрия

Смесь MgCO 3 и CaCO 3 (1:1)

Жжённая магнезия

(CuOH) 2 CO 3

Доломит

Для умягчения воды при стирке белья.

Карбонат магния

В медицине.

Смесь карбонатов магния и кальция

Малахит

K 2 CO 3

В строительстве.

Основной карбонат меди ( II)

Поташ

CaCO 3

Поделки, ювелирные украшения.

Карбонат калия

Мел, мрамор, известняк

Пр-во стекла, керамики, цемента, удобрение.

Карбонат кальция

Пр-во строительных материалов.

Рефлексия Задание 1. Напишите уравнение реакции получения карбоната кальция из гидроксида кальция Ca(OH) 2 +CO 2 = CaCO 3   + H 2 O

Рефлексия

Задание 1. Напишите уравнение реакции получения карбоната кальция из гидроксида кальция

Ca(OH) 2 +CO 2 = CaCO 3 + H 2 O

Задание 2. Как из карбоната кальция получить гидрокарбонат кальция? Напишите уравнение реакции. CaCO 3 ↓  +H 2 O+CO 2 = Ca(HCO 3 ) 2

Задание 2. Как из карбоната кальция получить гидрокарбонат кальция? Напишите уравнение реакции.

CaCO 3 +H 2 O+CO 2 = Ca(HCO 3 ) 2

Задание 3 . Возможно ли обратное превращение? Если да, то назовите способы превращения.    t 0  Ca(HCO 3 ) 2 = CaCO 3  + H 2 O + CO 2   Ca(HCO 3 ) 2 + Na 2 CO 3 =CaCO 3   +2NaHCO 3

Задание 3 . Возможно ли обратное превращение? Если да, то назовите способы превращения.

t 0

Ca(HCO 3 ) 2 = CaCO 3 + H 2 O + CO 2

Ca(HCO 3 ) 2 + Na 2 CO 3 =CaCO 3 +2NaHCO 3

Задание 4 .  Установите соответствие между левыми и правыми частями уравнений правые части уравнений  а) K 2 SO 4 + 2CO 2 + 2H 2 O б) Ca(HC О 3 ) 2 в) K 2 CO 3 + CO 2 + H 2 O г) CaO + CO 2 д) 2NaCI + CO 2 + H 2 O  левые части уравнений  t o 1 ) 2KHCO 3 →  t o 2)CaCO 3 → 3)Na 2 CO 3 + 2HCI → 4) С aCO 3 +CO 2 +H 2 O  → 5)2KHCO 3 + H 2 SO 4 → Ответ : 1 –в; 2 -г; 3-д; 4-б; 5-а

Задание 4 . Установите соответствие между левыми и правыми частями уравнений

правые части

уравнений

а) K 2 SO 4 + 2CO 2 + 2H 2 O

б) Ca(HC О 3 ) 2

в) K 2 CO 3 + CO 2 + H 2 O

г) CaO + CO 2

д) 2NaCI + CO 2 + H 2 O

левые части уравнений

t o

1 ) 2KHCO 3

t o

2)CaCO 3

3)Na 2 CO 3 + 2HCI →

4) С aCO 3 +CO 2 +H 2 O

5)2KHCO 3 + H 2 SO 4

Ответ : 1 –в; 2 -г; 3-д; 4-б; 5-а

1.На уроке я работал…  2.Своей работой на уроке я…  3.Урок для меня показался…  4.За урок я…  5.Мое настроение…  6.Материал урока мне был… активно, доволен, коротким, не устал, полезен, стало лучше, понятен, интересен, легким.

1.На уроке я работал… 2.Своей работой на уроке я… 3.Урок для меня показался… 4.За урок я… 5.Мое настроение… 6.Материал урока мне был…

активно, доволен, коротким, не устал, полезен, стало лучше, понятен, интересен, легким.

Разобрать  и выучить конспект. Повторить параграф: § 4.14.2 Выполнить задания:  работа в группах упр.1(9-15) стр.112
  • Разобрать и выучить конспект.
  • Повторить параграф: § 4.14.2
  • Выполнить задания:

работа в группах упр.1(9-15) стр.112