Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Герой нашего времени", М. Ю. Лермонтов»
Роман «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» первый в русской литературе реалистический социально-психологический, нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в России 1830-х гг.
Содержание
Композиция и сюжет
Основные образы
Идейно-тематическое содержание
Жанровое своеобразие
Художественные особенности
Художественные средства
Композиция и сюжет
Цель композиции - глубже и полнее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. В романе пять рассказов и повестей, объединённых одним героем и идеей. Для объективности и достоверности сначала повествование ведётся от лица двух рассказчиков (Максима Максимыча и автора-повествователя) - оценка героя другими персонажами-ми в повестях «Бэла», «Максим Максимыч» и «Предисловии» к «Журналу Печорина». Затем в дневнике Печорин проводит самоанализ.
В 1841 г. М. Ю. Лермонтов дописал предисловие к роману как ответ на критические отзывы
Композиция и сюжет
Нарушение реальной хронологии событий
Автор подчёркивает «несвязанность» жизни главного героя - вся жизнь Печорина проходит на перепутье, он нигде не за-удерживается надолго.
M. Ю. Лермонтов постепенно раскрывает противоречивый характер главного героя - каждая часть дополняет и в чём-то изменяет представление о Печорине.
Композиция и сюжет
Фабула
«Тамань» (высылка Печорина из Петербурга на Кавказ; встреча с контрабандистами)«Княжна Мери» (пребывание Печорина в кавказском санатории, знакомство с Грушницким и княжной → «Бэла» (ссылка Печорина в военную крепость под начало Максима Максимыча из-за дуэли с Грушницким) → «Фаталист» (пребывание Печорина в течение двух недель в казацкой станице; история гибели Вулича) → конец повести «Бэла» (похищение и гибель Бэлы) → «Максим Максимыч» (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина через пять лет, встреча автора-повествователя с главным героем, который едет в Персию) → «Предисловие» к «Журналу Печорина» (известие о гибели Печорина в Персии).
Сюжет
«Бэла» - «Максим Максимыч» - «Предисловие» к «Журналу Печорина»- «Тамань» - «Княжна Мери» - «Фаталист».
Фабула – реальная хронология событий, сюжет – то, в какой последовательности о событиях узнает читатель
Основные образы
Основные Образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Из жажды новых впечатлений Печорин похищает княжну Бэлу:
- «А коли она мне нравится?»
- Гордая, независимая княжна горячо полюбила Печорина.
- Бэла – первая невинная жертва Печорина – надоедает ему и погибает.
- В ответ на слова утешения Печорин « поднял голову и засмеялся » (либо безразличен, либо умеет скрывать страдания).
Бэла
- Максим Максимыч о Печорине: « Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи ».
- Печорин ведёт себя сдержанно-холодно с Максимом Максимычем после пяти лет разлуки; это обидело штабс-капитана, что-то с тех пор в его душе надломилось, он стал ворчливыми замкнутым.
Максим Максимыч
Основные образы
Основные Образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Печорин решает «волочиться» за княжной Мери ради забавы, добивается её любви по своей «системе», которую знает наизусть: «… она проведёт ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение ».
- Мэри возненавидела Печорина за то, что он играл её чувствами.
Княжна Мери
- Символично имя Веры в отношении к Печорину - вера, что с ней он мог стать лучше.
- Вера о Печорине: «… ты любил меня как собственность ».
- Утрата Веры - самая большая потеря для Печорина: « При возможности потерять её навеки Вера стала для меня…дороже жизни, чести, счастья! »
Вера
Основные образы
Основные Образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Грушницкий - кривое зеркало Печорина, поэтому между ними возникло противостояние.
- Грушницкий - очередной эксперимент Печорина; Григорий видит его неискренность и позёрство и хочет раскрыть притворство твоего натуры.
- Несмотря на то что Печорин манипулятор и провокатор, его проявились на фоне поступков Грушницкого Грушницкий считает Печорина странным и недостойным себя.
- Несмотря на то что Печорин манипулятор и провокатор, его сильные качества проявились на фоне поступков Грушницкого (Печорин выступил в защиту Мери, честен на дуэли, готов был простить противника).
- Печорин убил Грушницкого на дуэли.
Грушницкий
Основные образы
Основные Образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Офицер Вулич - фаталист, человек, верящий в предопределения судьбы.
- Вулич и Печорин схожи, они не дорожат своей жизнью, испытывают судьбу (Вулич: «… я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута »; Печорин: « Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь! »), но Печорин испытывает судьбу, взвешивая обстоятельства: « И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок? ».
Вулич
О себе: « Я был скромен - меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло - никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… Я был готов любить весь мир - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли ».
Печорин
Основные образы
Основные Образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- У автора и Печорина есть нечто общее как у людей своего времени: они офицеры, участвовали в дуэли, были любовника - замужних женщин, щепетильны в вопросах чести, меланхолики.
- Отношение автора к Печорину неоднозначно и неопределённо, сам он намеренно воздерживается от оценки личности героя.
Автор-повестователь
Идейно-тематическое содержание
- Тема: «лишний человек» незаурядная личность с её достоинствами и пороками в эпоху безвременья, потеря жизненных ориентиров, отсутствие идеалов и устремлений у молодого поколения.
- Идея: в романе изображена общественная ситуация в период николаевской реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Социально-философские идеалы декабристов должны были быть переосмыслены следующими поколениями. Однако к тому времени, когда в активную общественную жизнь вступило поколение Лермонтова (по возрасту они были ещё детьми или младшими братьями декабристов), русское общество пока не выработало новых идеалов, из-за чего молодые люди чувствовали свою ненужность. Ещё одна идея: любые замечательные личные качества ничтожны без нравственных идеалов.
Пусть жизнь несёт разочарование и страдания главному герою, а также всем, кто оказывается с ними рядом
Жанровое своеобразие
- Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать социальным, психологическим, философским романом, поскольку в нём раскрываются социальные, психо-логические, философские и нравственные проблемы российского общества 1830-1840-х гг.
Роман сочетает черты Романтизма и реализма
Черты романтизма
Черты реализма
- В характере Печорина есть черты романтического героя:
- Печорин наделён типичными чертами, присущими его времени и обществу;
- объективность (автор сознательно отделяет себя от героя);
- Историзм (изображение обстоятельств, в которых сложился характер героя);
- психологизм (внутренний мир героя – объект художественного изучения).
- противопоставление себя обществу;
- страстность;
- внимание к внутреннему миру героя.
Художественные особенности
- Пейзаж тесно связан с чувствами героев, помогает раскрыть их характеры, поэтому он эмоционален; в «Фаталисте» холодный свет сияющих звёзд на тёмном небе наводит Печорина на философские размышления о роке и предопределении.
- Психологический портрет связывает внешность героя особенностями его внутреннего мира: «крепкое сложение» и «женская нежность» бледной кожи, «пыльный бархатный сюртучок» и «ослепительно чистое бельё» под ним, светлые волосы и чёрные брови -- эти черты указывают на сложность и противоречивость натуры Печорина.
- Индивидуальные детали в портретах героев - знаки, по ко-вторым опознаётся персонаж (бархатные глаза княжны Мери, глаза Печорина « не смеялись, когда он смеялся »).
Художественные средства
- Сравнения: бледный как смерть; все горы видны были как на блюдечке; воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; заснул сном Наполеона после Ватерлоо.
- Эпитеты: красноватые скалы, зелёным плющом, золотая бахрома снегов, жёлтые обрывы, серебряной нитью.
- Метафоры: Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой; в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы.