Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Гроза", А. Н. Островский»
Александр Николаевич Островский (1823-1886)
Пьеса «Гроза» (1860)
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» считается одной из вершин литературной деятельности драматурга. Изданная накануне ре-форм 1861 г., она описала перелом в сознании народа.
Содержание
Композиция и сюжет
Основные образы
Идейно-тематическое содержание
Жанровое своеобразие
Художественные особенности и средства
Композиция и сюжет
Экспозиция
Описание природы, жестоких нравов Калинова, характеристика героев.
Завязка
Катерина говорит Варваре о своей любви к Борису, Тихоновичу уезжает.
Развитие событий
В диалогах Кабанихи с Диким и Кулигина с Борисом раскрывается противостояние двух лагерей: «тёмного царства» и его жертв. Тихон уезжает в город на две недели. Тайная встреча Катерины с Борисом, муки совести героини. Тихон возвращается раньше срока.
Кульминация
Время грозы. Катерина прилюдно сознаётся в своих отношениях с Борисом.
Развязка
Варвара убегает из дома, Борис уезжает по приказу дяди Дикого в Сибирь, а Катерина совершает самоубийство - бросается в Волгу. Тихон завидует мёртвой жене.
Борис (любовный треугольник); Кулигин Дикой (невежество и ум); внутренний конфликт Катерины (любовь и долг). «Тёмное царство» (воплощение жизни царской России, характеризующейся произволом, бесправием и угнетением народа; представители: Кабаниха, Дикой) жертвы «тёмного царства» (угнетённые люди, начинающие сопротивляться; представители : Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кулигин, Кудряш). " width="640"
Композиция и сюжет
Конфликты
Локальные
Общественный
- Катерина Кабаниха (человек и общество);
- Тихон Катерина Борис (любовный треугольник);
- Кулигин Дикой (невежество и ум); внутренний конфликт Катерины (любовь и долг).
- «Тёмное царство» (воплощение жизни царской России, характеризующейся произволом, бесправием и угнетением народа; представители: Кабаниха, Дикой) жертвы «тёмного царства» (угнетённые люди, начинающие сопротивляться; представители : Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кулигин, Кудряш).
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- До замужества «…жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле», а в доме Кабановой «всё как будто из-под неволи», вынуждена слушать несправедливые упрёки и указания.
- Есть чувство ответственности за себя:
- «Мне никто ничего недолжен - я должна себе».
- К мужу испытывает лишь чувство жалости, а Бориса полюбила всей душой, но в «тёмном царстве» искренние чувства приводят к гибели.
- Главное для героини - быть свободной:
- «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой».
- Единственная в семье противостоит нападкам Кабановой.
- Несмотря на богобоязненность, совершает самоубийство, считая жизнь во лжи и притеснении большим грехом.
- Трагедия Катерины - в конфликте внешнем (с патриархальным обществом) и внутреннем (любовь, страсть и долг).
Катерина
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Богатая властная купчиха, вдова, живёт по домострою, жёстким пра-вилам, притесняет окружающих.
- Религиозна, но осуждает Дикого за самодурство.
- Хранит патриархальный уклад жизни, не рассуждая, хорош он или плох.
Марфа Кабанова
- Богатый купец.
- Фамилия от слова «дикий», Савел - библейский персонаж, гонитель христиан.
- Власть и самодурство основаны на страхе людей перед ним, на полной безнаказанности.
- Нападает на тех, кто слабее, а Кабанову побаивается и уважает, оба живут по патриархальным принципам.
Савел Дикой
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Племянник Дикого.
- Добрый, образованный, но слабохарактерный, терпит выходки дяди ради наследства, которое, скорее всего, не получит.
- Не способен защитить ни себя, ни Катерину.
Борис
- Часовщик-самоучка, образованный мечтатель, фамилия которого ассоциируется с фамилией русского механика-изобретателя Ивана Кулибина.
- Хочет изобрести вечный двигатель, а деньги за него потратить на город.
- Идеалист, неспособный на решительные действия.
Кулигин
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Сын Кабанихи, муж Катерины, тихий, забитый, послушный.
- Не может идти против матери, его выбор - компромисс, и только над телом мёртвой жены решается на бунт против матери:
- Маменька, вы её погубили!
- Не хочет жить в «тёмном царстве», но у него нет сил оттуда вы-браться.
Тихон
- Дочь Кабанихи, сестра Тихона.
- Научилась изворотливости и лжи, чтобы выжить в окружающей обстановке:
- «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
- Не хочет жить по патриархальным законам, не боится гнева матери.
- Хитрила, но когда её заперли на замок - убежала из дома, вырвалась из «тёмного царства».
Варвара
Основные образы
Для Тихона гроза это гнёт матери, страх перед ней. Для Дикого - божья кара за грехи, для Катерины устрашающий знак свыше, потому что она чувствует вину перед мужем и свекровью. Не боится грозы лишь изобретатель Кулигин: он жаждет перемен.
Образ грозы в пьесе А. Н. Островского символичен и многозначен. Это не только природное явление, но и символ перемен в «темном царстве», предзнаменование грозных событий, грядущего конфликта и его разрешения.
Идейно-тематическое содержание
Тема: освобождение сознания человека от обветшалых догм, в том числе религиозных, на примере трагической любви Катерины.
Идея: отжившие своё порядки ломают души и судьбы людей. Конфликт Катерины с «тёмным царством» борьба нового со старым, горячего сердца с царством деспотов и невежд, противостояние личности и толпы.
Жанровое своеобразие
Пьеса «Гроза» - социально-бытовая драма с элементами трагедии по исходу конфликта и характеру главной героини.
Пьесе «Гроза» присуще черты драмы и трагедии
Элементы социально-бытовой драмы
Элементы трагедии
- Детальное изображение быта, атмосферы города, природы, социальных характеристик героев;
- внутрисемейные конфликты, выходящие за пределы семьи;
- наличие комических и сатирических сцен (рассказы Феклуши).
- Наличие героя с выдающимися духовными качествами;
- физическая гибель главного героя;
- очищающее воздействие на зрителей;
- мрачный колорит с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы.
Художественные особенности и средства
- Впервые в русской драме действие выносится за пределы комнат - на улицы, на природу.
- Символика: гроза - разлад в душе Катерины, громоотвод - просвещение.
- Дикой выражается просторечиями и бранной лексикой : ду-рак; чёрт водяной; тьфу ты, проклятый; пропади пропадом; пущай; в речи Катерины много эпитетов , сравнений , обращений к природным явлениям.
Речь персонажей пьесы индивидуализирована: каждый герой говорит своим языком. В выборе выражений, в складе и оборотах речи раскрывается внутренняя сущность героя.