СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: «Мастер и Маргарита»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: «Мастер и Маргарита»»

Михаил Афанасьевич Булгаков 1891-1940

Михаил Афанасьевич Булгаков

1891-1940

Роман «Мастер и Маргарита» (1928-1940) – книга в книге

Роман «Мастер и Маргарита» (1928-1940) – книга в книге

В произведении — две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно.   действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. XX века. действие  второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме почти две тысячи лет тому назад — в самом начале новой эры.

В произведении — две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно.

  • действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. XX века.
  • действие  второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме почти две тысячи лет тому назад — в самом начале новой эры.
В рассказ о визите сатаны в Москву начала ХХ века вписана новелла по мотивам Нового Завета, которую якобы сочинил один из булгаковских персонажей – Мастер. В конце два произведения соединяются: Мастер встречает своего главного героя – прокуратора Иудеи Понтия Пилата – и милосердно решает его судьбу.

В рассказ о визите сатаны в Москву начала ХХ века вписана новелла по мотивам Нового Завета, которую якобы сочинил один из булгаковских персонажей – Мастер. В конце два произведения соединяются: Мастер встречает своего главного героя – прокуратора Иудеи Понтия Пилата – и милосердно решает его судьбу.

  Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причём эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.

Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причём эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.

Главные герои Мастер – безымянный литератор, автор романа о Понтии Пилате. Не вынеся травли со стороны советской критики, сходит с ума. Маргарита – его возлюбленная. Потеряв Мастера, тоскует по нему и в надежде вновь его увидеть соглашается стать королевой на ежегодном балу сатаны.  Воланд – загадочный черный маг, оборачивающийся в конце концов самим сатаной. Азазелло – член свиты Воланда, низенький, рыжеволосый, клыкастый субъект.

Главные герои

  • Мастер – безымянный литератор, автор романа о Понтии Пилате. Не вынеся травли со стороны советской критики, сходит с ума.
  • Маргарита – его возлюбленная. Потеряв Мастера, тоскует по нему и в надежде вновь его увидеть соглашается стать королевой на ежегодном балу сатаны.
  • Воланд – загадочный черный маг, оборачивающийся в конце концов самим сатаной.
  • Азазелло – член свиты Воланда, низенький, рыжеволосый, клыкастый субъект.
Коровьев – спутник Воланда, высокий худой тип в клетчатом пиджаке и пенсне с одним выбитым стеклом.  Бегемот – шут Воланда, из огромного говорящего черного кота превращающийся в низенького толстяка «с кошачьей рожей» и обратно. Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи, в котором человеческие чувства борются со служебным долгом.  Иешуа Га- Ноцри – бродячий философ, за свои идеи осужденный на распятие.
  • Коровьев – спутник Воланда, высокий худой тип в клетчатом пиджаке и пенсне с одним выбитым стеклом.
  • Бегемот – шут Воланда, из огромного говорящего черного кота превращающийся в низенького толстяка «с кошачьей рожей» и обратно.
  • Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи, в котором человеческие чувства борются со служебным долгом.
  • Иешуа Га- Ноцри – бродячий философ, за свои идеи осужденный на распятие.
В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд , выдающий себя за специалиста по чёрной магии, а на самом деле являющийся сатаной.

В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд , выдающий себя за специалиста по чёрной магии, а на самом деле являющийся сатаной.

Воланда сопровождает странная свита:  мрачный и зловещий Азазелло, хорошенькая  ведьма-вампир Гелла,  развязный тип Коровьев,  также известный как Фагот, весёлый толстяк Бегемот, который предстаёт перед читателем в обличье чёрного кота невероятных размеров.

Воланда сопровождает странная свита: мрачный и зловещий Азазелло, хорошенькая ведьма-вампир Гелла, развязный тип Коровьев, также известный как Фагот, весёлый толстяк Бегемот, который предстаёт перед читателем в обличье чёрного кота невероятных размеров.

Первыми встречаются с Воландом редактор художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе.

Первыми встречаются с Воландом редактор художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз

и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе.

 Берлиоз с жаром доказывает дьяволу,  что его не существует.   Дьявол флегматично курит папиросу. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности

Берлиоз с жаром доказывает дьяволу, что его не существует. Дьявол флегматично курит папиросу.

Воланд вмешивается в их разговор, утверждая,

что Христос существовал в действительности

Воланд предсказывает, что Берлиозу отрежет голову русская девушка-комсомолка.
  • Воланд предсказывает, что Берлиозу отрежет голову русская девушка-комсомолка.
На глазах потрясённого Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, которым управляет девушка-комсомолка, и ему отрезает голову.
  • На глазах потрясённого Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, которым управляет девушка-комсомолка, и ему отрезает голову.
 Иван безуспешно пытается преследовать Воланда,  а затем является в Массолит (Московская Литературная Ассоциация)  в кальсонах и  с зажженной свечой.

Иван безуспешно пытается преследовать Воланда,

а затем является в Массолит (Московская Литературная Ассоциация)

в кальсонах и

с зажженной свечой.

 Ивана отвозят в загородную психиатрическую клинику профессора Стравинского, где он и встречает главного героя романа — Мастера.

Ивана отвозят в загородную психиатрическую клинику профессора Стравинского, где он и встречает главного героя романа — Мастера.

Воланд со своей свитой является в квартиру № 50 дома 302-бис по Садовой улице, которую покойный Берлиоз занимал вместе с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым

Воланд со своей свитой является в квартиру № 50 дома 302-бис по Садовой улице, которую покойный Берлиоз занимал вместе с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым

Воланд выпроваживает Лиходеева прочь из квартиры…
  • Воланд выпроваживает Лиходеева прочь из квартиры…
… и Стёпа непонятным образом оказывается в Ялте, откуда шлёт телеграммы,  а Воланд остаётся жить в «нехорошей» квартире.

и Стёпа непонятным образом оказывается в Ялте, откуда шлёт телеграммы, а Воланд остаётся жить в «нехорошей» квартире.

Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302-бис, является в квартиру № 50 и застаёт там Коровьева, который просит сдать эту квартиру Воланду, так как Берлиоз погиб, а Лиходеев в Ялте.

Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302-бис,

является в квартиру № 50 и застаёт там Коровьева, который просит сдать эту квартиру Воланду, так как Берлиоз погиб,

а Лиходеев в Ялте.

Никанор Иванович после долгих уговоров соглашается и получает от Коровьева деньги, которые прячет в вентиляции.

Никанор Иванович после долгих уговоров соглашается и получает от Коровьева деньги, которые прячет в вентиляции.

Рубли, полученные Никанором Ивановичем, превратились в доллары. Его арестовали. Ошеломлённый Никанор Иванович попадает в психиатрическую клинику.
  • Рубли, полученные Никанором Ивановичем, превратились в доллары. Его арестовали. Ошеломлённый Никанор Иванович попадает в психиатрическую клинику.
В это время финдиректор Варьете Римский и администратор Варенуха пытаются разыскать исчезнувшего Лиходеева и недоумевают, получая от него телеграммы из Ялты с просьбой выслать денег и подтвердить его личность, так как он заброшен в Ялту гипнотизёром Воландом.
  • В это время финдиректор Варьете Римский и администратор Варенуха пытаются разыскать исчезнувшего Лиходеева и недоумевают, получая от него телеграммы из Ялты с просьбой выслать денег и подтвердить его личность, так как он заброшен в Ялту гипнотизёром Воландом.
Решив, что это — дурацкая шутка Лиходеева, Римский, собрав телеграммы, посылает Варенуху отнести их «куда надо», однако Варенухе сделать этого не удаётся: Азазелло и кот Бегемот, подхватив его под руки, доставляют Варенуху в квартиру № 50, а от поцелуя нагой ведьмы Геллы Варенуха лишается чувств.
  • Решив, что это — дурацкая шутка Лиходеева, Римский, собрав телеграммы, посылает Варенуху отнести их «куда надо», однако Варенухе сделать этого не удаётся: Азазелло и кот Бегемот, подхватив его под руки, доставляют Варенуху в квартиру № 50, а от поцелуя нагой ведьмы Геллы Варенуха лишается чувств.
Вечером в театре Варьете начинается представление с участием великого мага Воланда и его свиты.  Фагот выстрелом из пистолета вызывает в театре денежный дождь, и весь зал ловит падающие червонцы.

Вечером в театре Варьете начинается представление с участием великого мага Воланда и его свиты. Фагот выстрелом из пистолета вызывает в театре денежный дождь, и весь зал ловит падающие червонцы.

Затем на сцене открывается «дамский магазин», где любая женщина из числа сидящих в зале может бесплатно одеться с ног до головы.
  • Затем на сцене открывается «дамский магазин», где любая женщина из числа сидящих в зале может бесплатно одеться с ног до головы.
Тут же в магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления деньги превращаются в бумажки, а всё, приобретённое в «дамском магазине», исчезает без следа, заставив доверчивых женщин метаться по улицам в одном белье.
  • Тут же в магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления деньги превращаются в бумажки, а всё, приобретённое в «дамском магазине», исчезает без следа, заставив доверчивых женщин метаться по улицам в одном белье.
После спектакля Римский задерживается у себя в кабинете, и к нему являются превращённый поцелуем Геллы в вампира Варенуха. Римский смертельно напуган и пытается убежать.  Тем временем наступает утро, слышится первый крик петуха, и вампиры исчезают. Не теряя ни минуты, мгновенно поседевший Римский на такси мчится на вокзал и уезжает в Ленинград.

После спектакля Римский задерживается у себя в кабинете, и к нему являются превращённый поцелуем Геллы в вампира Варенуха. Римский смертельно напуган и пытается убежать. Тем временем наступает утро, слышится первый крик петуха, и вампиры исчезают. Не теряя ни минуты, мгновенно поседевший Римский на такси мчится на вокзал и уезжает в Ленинград.

Иван Бездомный, познакомившись с Мастером, рассказывает ему о том, как он встретился со странным иностранцем, погубившим Мишу Берлиоза.
  • Иван Бездомный, познакомившись с Мастером, рассказывает ему о том, как он встретился со странным иностранцем, погубившим Мишу Берлиоза.
Мастер объясняет,  что Иван встретился с сатаной, и рассказывает о себе.

Мастер объясняет, что Иван встретился с сатаной, и рассказывает о себе.

Мастером его называла  его возлюбленная Маргарита.

Мастером его называла его возлюбленная Маргарита.

Мастер был историком по образованию и работал в одном из музеев, как вдруг неожиданно выиграл огромную сумму — сто тысяч рублей.
  • Мастер был историком по образованию и работал в одном из музеев, как вдруг неожиданно выиграл огромную сумму — сто тысяч рублей.
Он оставил работу в музее, снял две комнаты в подвале домика в одном из арбатских переулков и начал писать роман о Понтии Пилате.

Он оставил работу в музее, снял две комнаты в подвале домика в одном из арбатских переулков и начал писать роман о Понтии Пилате.

Роман уже был почти закончен, когда он случайно встретил на улице Маргариту,  и любовь поразила их обоих мгновенно.

Роман уже был почти закончен, когда он случайно встретил на улице Маргариту, и любовь поразила их обоих мгновенно.

И что в итоге? Мастер — умирает, выпив отравленного вина, обретает вечный покой в загробной жизни. Маргарита — умирает, выпив отравленного вина, остаётся с Мастером в загробной жизни. Воланд — проводив Мастера и Маргариту к «вечному дому», исчезает. Иешуа Га-Ноцри — в романе Мастера распят на кресте; в основной сюжетной линии представляет Свет и просит Воланда, властителя Тьмы, дать покой Мастеру.

И что в итоге?

  • Мастер — умирает, выпив отравленного вина, обретает вечный покой в загробной жизни.
  • Маргарита — умирает, выпив отравленного вина, остаётся с Мастером в загробной жизни.
  • Воланд — проводив Мастера и Маргариту к «вечному дому», исчезает.
  • Иешуа Га-Ноцри — в романе Мастера распят на кресте; в основной сюжетной линии представляет Свет и просит Воланда, властителя Тьмы, дать покой Мастеру.
Фагот (Коровьев) — в своём настоящем облике рыцаря с мрачным лицом исчезает вместе с Воландом. Кот Бегемот — в своём настоящем облике демона-пажа исчезает вместе с Воландом.Берлиоз — погибает под колёсами трамвая; его голова превращена Воландом в золотой кубок. Азазелло — в своём настоящем облике демона безводной пустыни исчезает вместе с Воландом. Иван Бездомный — прекращает поэтическую деятельность, становится сотрудником Института истории и философии.
  • Фагот (Коровьев) — в своём настоящем облике рыцаря с мрачным лицом исчезает вместе с Воландом.
  • Кот Бегемот — в своём настоящем облике демона-пажа исчезает вместе с Воландом.Берлиоз — погибает под колёсами трамвая; его голова превращена Воландом в золотой кубок.
  • Азазелло — в своём настоящем облике демона безводной пустыни исчезает вместе с Воландом.
  • Иван Бездомный — прекращает поэтическую деятельность, становится сотрудником Института истории и философии.
Степан Богданович Лиходеев — получает должность заведующего большим гастрономическим магазином в Ростове. Иван Савельевич Варенуха — продолжает работу в Варьете, становится вежливым и отзывчивым. Григорий Данилович Римский — поступает в театр кукол в Замоскворечье. Понтий Пилат — покидает безвременье, отправляется в волшебный город, символизирующий рай. Наташа — навсегда остаётся ведьмой.
  • Степан Богданович Лиходеев — получает должность заведующего большим гастрономическим магазином в Ростове.
  • Иван Савельевич Варенуха — продолжает работу в Варьете, становится вежливым и отзывчивым.
  • Григорий Данилович Римский — поступает в театр кукол в Замоскворечье.
  • Понтий Пилат — покидает безвременье, отправляется в волшебный город, символизирующий рай.
  • Наташа — навсегда остаётся ведьмой.