СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "Мёртвые души", Н. В. Гоголь

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Мёртвые души", Н. В. Гоголь»

Поэма «Мертвые души» (1842) Поэма «Мертвые души» – своеобразная энциклопедия русской жизни, по которой можно изучать все недостатки господствующего социального строя Российской империи 1820-1830-х гг.

Поэма «Мертвые души» (1842)

Поэма «Мертвые души» – своеобразная энциклопедия русской жизни, по которой можно изучать все недостатки господствующего социального строя Российской империи 1820-1830-х гг.

Содержание Композиция и сюжет Основные образы Идейно-тематическое содержание Жанровое своеобразие Художественные особенности Художественные средства

Содержание

Композиция и сюжет

Основные образы

Идейно-тематическое содержание

Жанровое своеобразие

Художественные особенности

Художественные средства

Композиция и сюжет Три сюжетные линии Деятельность городских чиновников Приключение Чичикова По замыслу Н. В. Гоголя, в поэме должно было быть три тома, повторяющие структуру «Божественной комедии» Данте. Жизнеописание помещиков Композиция поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетообразующим героем Чичиков-вам, путешествующим с целью добыть миллион. Последовательность событий имеет большой смысл: Н. В. Гоголь стремился раскрыть в своих героях всё большую утрату человеческих качеств, омертвение их душ.

Композиция и сюжет

Три сюжетные линии

Деятельность городских чиновников

Приключение Чичикова

По замыслу Н. В. Гоголя, в поэме должно было быть три тома, повторяющие структуру «Божественной комедии» Данте.

Жизнеописание помещиков

Композиция поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетообразующим героем Чичиков-вам, путешествующим с целью добыть миллион. Последовательность событий имеет большой смысл: Н. В. Гоголь стремился раскрыть в своих героях всё большую утрату человеческих качеств, омертвение их душ.

Композиция и сюжет Экспозиция Глава 1. Приезд Чичикова в губернский город N, его знакомство с чиновниками, губернатором и прокурором. Завязка Главы 2-6. Поездка Чичикова к помещикам Манилову, Коробочке, Ноздрёву, Собакевичу, Плюшкину, скупка «мёртвых душ». Кульминация Главы 7-9. Возвращение Чичикова в город, оформление купчей. Бал у губернатора. Разоблачение Чичикова-«миллионщика». «Повесть о капитане Копейкине» Глава 10. Догадки о том, кто же такой Чичиков. Развязка Глава 11. Отъезд Чичикова из города. Рассказ автора о жизни героя. В 1845 г. Н. В. Гоголь сжёг вторую часть «Мёртвых душ», объяснив причину своего поступка так: «Появление второго тома в том виде, в каком он был, произвело бы скорее вред, нежели пользу»

Композиция и сюжет

Экспозиция

Глава 1. Приезд Чичикова в губернский город N, его знакомство с чиновниками, губернатором и прокурором.

Завязка

Главы 2-6. Поездка Чичикова к помещикам Манилову, Коробочке, Ноздрёву, Собакевичу, Плюшкину, скупка «мёртвых душ».

Кульминация

Главы 7-9. Возвращение Чичикова в город, оформление купчей. Бал у губернатора. Разоблачение Чичикова-«миллионщика».

«Повесть о капитане Копейкине»

Глава 10. Догадки о том, кто же такой Чичиков. Развязка

Глава 11. Отъезд Чичикова из города. Рассказ автора о жизни героя.

В 1845 г. Н. В. Гоголь сжёг вторую часть «Мёртвых душ», объяснив причину своего поступка так: «Появление второго тома в том виде, в каком он был, произвело бы скорее вред, нежели пользу»

Композиция и сюжет Проблематика Вставной эпизод «Повесть о капитане Копейкине» призван показать жестокость и чёрствость власть имущих, их нежелание увидеть боль и горести простого народа. Возможно, повесть имела связь с уничтоженным вторым томом поэмы Социально-общественная Изображение России того времени. Нравственная Показ духовно мертвых людей – помещиков и чиновников. Философская В чем смысл жизни человека.

Композиция и сюжет

Проблематика

Вставной эпизод «Повесть о капитане Копейкине» призван показать жестокость и чёрствость власть имущих, их нежелание увидеть боль и горести простого народа. Возможно, повесть имела связь с уничтоженным вторым томом поэмы

Социально-общественная

Изображение России того времени.

Нравственная

Показ духовно мертвых людей – помещиков и чиновников.

Философская

В чем смысл жизни человека.

Композиция и сюжет Суть аферы Чичикова Накупив «мёртвых душ» (крестьян, которые умерли, но числились живыми по документам) и приехав в Петербург, Чичиков формально был бы владельцем множества крепостных (высокий социальный статус)и мог бы получить под них большой кредит. Крепостные в то время были капиталом, и их можно было использовать в качестве залога. Когда бы дело дошло до возврата кредита, Чичиков отдал бы бан-ку в качестве оплаты заложенное имущество (крепостных). И не его вина, дескать, что эти души к тому времени оказались мёртвыми.

Композиция и сюжет

Суть аферы Чичикова

Накупив «мёртвых душ» (крестьян, которые умерли, но числились живыми по документам) и приехав в Петербург, Чичиков формально был бы владельцем множества крепостных (высокий социальный статус)и мог бы получить под них большой кредит. Крепостные в то время были капиталом, и их можно было использовать в качестве залога. Когда бы дело дошло до возврата кредита, Чичиков отдал бы бан-ку в качестве оплаты заложенное имущество (крепостных). И не его вина, дескать, что эти души к тому времени оказались мёртвыми.

Основные образы Ключевыми в поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя являются образы Русской земли и русского народа. В тексте можно встретить множество лирических отступлений и комментариев o Руси и русском человеке. … Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только тёплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошёл рубить себе новую избу. Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и за-чем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?…

Основные образы

Ключевыми в поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя являются образы Русской земли и русского народа. В тексте можно встретить множество лирических отступлений и комментариев o Руси и русском человеке.

  • Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только тёплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошёл рубить себе новую избу.
  • Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и за-чем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?…
Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Авантюрист, не брезгующий никакими средствами для своего обогащения. Чиновник, наживший капитал взяточничеством и казнокрадством. Главная цель героя - приобретательство. Новый тип людей, сформировавшийся в результате развития капиталистических отношений, представитель зарождающейся буржуазии. Чичиков Имя от глаголов «манить», «заманивать». Помещик-расточитель, его бездеятельность ведёт к полному разорению. Человек « так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан ». Отдал крестьян бесплатно. Маниловщина - склонность к псевдо философствованию, нежеланию воплощать мечты в реальность; это первая стадия омертвелости души. Манилов

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Авантюрист, не брезгующий никакими средствами для своего обогащения.
  • Чиновник, наживший капитал взяточничеством и казнокрадством.
  • Главная цель героя - приобретательство.
  • Новый тип людей, сформировавшийся в результате развития капиталистических отношений, представитель зарождающейся буржуазии.

Чичиков

  • Имя от глаголов «манить», «заманивать».
  • Помещик-расточитель, его бездеятельность ведёт к полному разорению.
  • Человек « так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан ».
  • Отдал крестьян бесплатно.
  • Маниловщина - склонность к псевдо философствованию, нежеланию воплощать мечты в реальность; это первая стадия омертвелости души.

Манилов

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы Имя означает бережливость, недоверие, скудоумие. Помещица-накопительница, деньги складывает в мешочек. Владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нём имеется. Боится продешевить: вдруг «мёртвые души» пригодятся. Олицетворяет упрямство, ограниченность: « Иной и почтенный… человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилить ». Коробочка Фамилия от выражений «совать нос не в своё дело», «держать нос по ветру». Кутила, картёжник, попадающий в неприятные истории. Хозяйство у него идёт само собой, всё в беспорядке, хаосе. Всегда готов напакостить другу: «…при этом он продолжал считать себя приятелем того, кому нагадил ». Первым выдаёт тайну о «мёртвых душах». Ноздрев

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Имя означает бережливость, недоверие, скудоумие.
  • Помещица-накопительница, деньги складывает в мешочек.
  • Владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нём имеется.
  • Боится продешевить: вдруг «мёртвые души» пригодятся.
  • Олицетворяет упрямство, ограниченность: « Иной и почтенный… человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилить ».

Коробочка

  • Фамилия от выражений «совать нос не в своё дело», «держать нос по ветру».
  • Кутила, картёжник, попадающий в неприятные истории.
  • Хозяйство у него идёт само собой, всё в беспорядке, хаосе.
  • Всегда готов напакостить другу: «…при этом он продолжал считать себя приятелем того, кому нагадил ».
  • Первым выдаёт тайну о «мёртвых душах».

Ноздрев

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы В имени продолжается зоологическое уподобление: «Медведь! со-вершенный медведь!…» В хозяйстве всё массивное, грубое, «удобное». Помещик-кулак, грубый, неприветливый, плохо говорит «за глаза»: « Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь! » Сразу понял, для чего нужны «мёртвые души», с выгодой для себя совершил сделку. Собакевич Плюшка - символ избытка и довольства, контраст с засохшим за-плесневелым куличом - угощением для Чичикова. Раб собственных вещей, прошёл путь от бережливого хозяина до полусумасшедшего скряги. Окружение носит отпечаток разложения, упадка. Предельная степень человеческого падения: «…сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве ». За копейки продал Чичикову крестьян, так как это доход. Плюшкин

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • В имени продолжается зоологическое уподобление: «Медведь! со-вершенный медведь!…»
  • В хозяйстве всё массивное, грубое, «удобное».
  • Помещик-кулак, грубый, неприветливый, плохо говорит «за глаза»:
  • « Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь! »
  • Сразу понял, для чего нужны «мёртвые души», с выгодой для себя совершил сделку.

Собакевич

  • Плюшка - символ избытка и довольства, контраст с засохшим за-плесневелым куличом - угощением для Чичикова.
  • Раб собственных вещей, прошёл путь от бережливого хозяина до полусумасшедшего скряги.
  • Окружение носит отпечаток разложения, упадка.
  • Предельная степень человеческого падения: «…сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве ».
  • За копейки продал Чичикову крестьян, так как это доход.

Плюшкин

Основные образы Путь Чичикова символизирует дорогу, по которой устремилась вся Русь. Путь главного героя неверный, поэтому ещё в начале поэмы даётся намёк, что колесо в бричке кривое и не сможет преодолеть русскую дорогу. Дорога сбивает Чичикова с пути(незапланированная встреча с Коробочкой и Ноздрёвым) и приводит к разоблачению. В конце поэмы автор вводит образ птицы-тройки: … Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься? В неукротимом движении Руси-тройки чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможности ду-духовного воскресения человечества.

Основные образы

Путь Чичикова символизирует дорогу, по которой устремилась вся Русь. Путь главного героя неверный, поэтому ещё в начале поэмы даётся намёк, что колесо в бричке кривое и не сможет преодолеть русскую дорогу. Дорога сбивает Чичикова с пути(незапланированная встреча с Коробочкой и Ноздрёвым) и приводит к разоблачению. В конце поэмы автор вводит образ птицы-тройки:

  • Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься?

В неукротимом движении Руси-тройки чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможности ду-духовного воскресения человечества.

Идейно-тематическое содержание Темы: настоящее и будущее России; недостатки, пороки и слабости русского человека; страшная деградация души. Идея: автор повествует о том, что люди должны взглянуть на собственную пошлость и проникнуться к ней отвращение; человеческие души стали мёртвыми, поэтому, указывая на пороки, писатель хочет вернуть людей к жизни. В омертвении душ персонажей H. B. Гоголь усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу. В произведении звучит гимн родине и народу, отличительная черта которого - трудолюбие.

Идейно-тематическое содержание

  • Темы: настоящее и будущее России; недостатки, пороки и слабости русского человека; страшная деградация души.
  • Идея: автор повествует о том, что люди должны взглянуть на собственную пошлость и проникнуться к ней отвращение; человеческие души стали мёртвыми, поэтому, указывая на пороки, писатель хочет вернуть людей к жизни. В омертвении душ персонажей H. B. Гоголь усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу. В произведении звучит гимн родине и народу, отличительная черта которого - трудолюбие.
Жанровое своеобразие Невозможно точно определить жанр: это и социально-психологический, и авантюрно-плутовской роман (герой - мошенник), одновременно и лирическая поэма, и сатира. Лирика в поэме: лирические отступления о смысле жизни, судьбе России, творчестве, оценка поступков героев, описание природы и изображение народа. Эпос в поэме: сюжетность, широкий охват действительности, много действующих лиц. Поэмой своё произведение «Мёртвые души» Н. В. Гоголь назвал сам, и авторское определение жанра сохранилось по традиции. В произведении действительно присутствуют черты, присущие лиро-эпосу, поэтому отнесение произведения к жанру поэмы имеет основания.

Жанровое своеобразие

  • Невозможно точно определить жанр: это и социально-психологический, и авантюрно-плутовской роман (герой - мошенник), одновременно и лирическая поэма, и сатира.
  • Лирика в поэме: лирические отступления о смысле жизни, судьбе России, творчестве, оценка поступков героев, описание природы и изображение народа.
  • Эпос в поэме: сюжетность, широкий охват действительности, много действующих лиц.

Поэмой своё произведение «Мёртвые души» Н. В. Гоголь назвал сам, и авторское определение жанра сохранилось по традиции. В произведении действительно присутствуют черты, присущие лиро-эпосу, поэтому отнесение произведения к жанру поэмы имеет основания.

Художественные особенности Градация: персонажи выведены по принципу один хуже другого. Определённая последовательность в описании помещиков: имение, двор, интерьер дома, портрет и авторская характеристика, отношения с Чичиковым, домашнее окружение, сцена обеда. Детализация при описании характера и быта помещиков: так, у Манилова «глаза сладкие, как сахар»; на столе у героя лежит книга, «заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал уже два года». Социальная типизация: обобщённые образы своего класса. Индивидуализация персонажей через зоологические мотивы: Манилов - кот, Собакевич - медведь, Коробочка - птица, Ноздрёв - собака, Плюшкин - мышь. Название поэмы «Мёртвые души» не столько относится к умершим крестьянам, сколько метафорически указывает на омертвевшие души российских помещиков и чиновников

Художественные особенности

  • Градация: персонажи выведены по принципу один хуже другого.
  • Определённая последовательность в описании помещиков: имение, двор, интерьер дома, портрет и авторская характеристика, отношения с Чичиковым, домашнее окружение, сцена обеда.
  • Детализация при описании характера и быта помещиков: так, у Манилова «глаза сладкие, как сахар»; на столе у героя лежит книга, «заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал уже два года».
  • Социальная типизация: обобщённые образы своего класса.
  • Индивидуализация персонажей через зоологические мотивы: Манилов - кот, Собакевич - медведь, Коробочка - птица, Ноздрёв - собака, Плюшкин - мышь.

Название поэмы «Мёртвые души» не столько относится к умершим крестьянам, сколько метафорически указывает на омертвевшие души российских помещиков и чиновников

Художественные средства

  • Речевая характеристика героев:
  • например, в речи Манилова много вводных слов и предложений, говорит он вычурно, фразу не заканчивает; в речи Ноздрёва много бранной лексики, жаргонизмов и т. д.
  • Пословицы и поговорки: «для друга семь вёрст не око-лица» (Ноздрёв); «баба что мешок: что положат, то несёт»(жители города NN); «как с быком ни биться, а всё молока от него не добиться» (автор); «люди так себе, ни тони сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» (о Манилове); «ищу рукавиц, а обе за поясом!» (Чичиков); «зацепил - поволок, сорвалось - не спрашивай» (Чичиков);«плачем горю не пособить, нужно дело делать» (Чичиков);«мёртвым телом хоть забор подпирай» (Чичиков о «мёртвых душах»); «неладно скроен, да крепко сшит» (Чичиков о Собакевиче); «затвердила сорока Якова одно про всякого» (Собакевич о Чичикове); «на вкусы нет закона: кто любит попа, а кто попадью» (Собакевич).
  • Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно-ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.
  • Подлинно народный язык. Формы разговорной, книжной и письменно-деловой речи гармонично вплетаются в ткань повествования. Риторические вопросы и восклицания, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи. При описании помещичьих усадеб и их хозяев используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщается лексикой, характерной для изображаемой среды.