Иван Александрович Гончаров (1812-1891)
Роман «Обломов»
«Обломов» - общественно-психологический роман, в котором исчерпывающе полно и глубоко дана характеристика такого социального явления, как обломовщина.
Содержание
Композиция и сюжет
Основные образы
Идейно-тематическое содержание
Жанровое своеобразие
Художественные особенности
Композиция и сюжет
В романе две сюжетные Линии.
- Илья Обломов - Ольга Ильинская: пылкая любовь героя, мечты о браке, позже - разрыв отношений, чувство душевного потрясения.
- Илья Обломов - Агафья Пшеницына: история прозябания героя под влиянием вдовы-мещанки, в результате чего он затянут в низкий быт и погублен им.
Экспозиция. Часть 1
Главы 1-8. Знакомство с героем и породившими его условиями: повествование об одном дне из жизни Обломова, включая события в квартире героя (описание внешности, образа жизни, отношений со слугой Захаром, приезд гостей, которые хотят вытянуть его в Петергоф на гуляния), экскурс в биографию, характеристика героя автором.
Глава 9. «Сон Обломова» (единственная глава, имеющая название). Показана Обломовка - собирательный образ исторической, социальной и топографической среды, в которой воспитан такой человеческий тип, как Обломов:
- жизнь практически без движения;
- царство лени и тишины, в нём не хватает порядка и дисциплины; люди ограждены от ярких впечатлений, изолированы от мира;
- единственная форма духовного бытия - сказки, легенды, мифы;
- главные интересы - домашние заботы, еда, сон;
- в ребёнке воспитывается лень, презрение к труду и крепостным, подавляется живость и резвость.
Композиция и сюжет
Завязка. Конец части 1 - начало части 2
Часть 1. Глава 10. Приезд Андрея Штольца друга Обломова, который заставляет его проснуться в прямом и переносном смысле.
Часть 2. Главы 1-2. Детство и отрочество Штольца.
Развитие действия. Часть 2
Главы 3-6 . Споры друзей о смысле жизни. Под воздействием Штольца Обломов начинает действовать. Штольц знакомит друга с Ильинскими, между Обломовым и Ольгой возникает любовь, они собираются пожениться.
Глава 7. Рассказ о свадьбе, семейной жизни слуг Обломова - Захара и кухарки Анисьи.
Кульминация. Части 2-3
Часть 2. Главы 8-12. Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской: влюблённые много времени проводят вместе, деятельная Ольга борется с апатией Обломова.
Часть 3. Под влиянием Ильинской Обломов меняет свой образ жизни (готовится к свадьбе, занимается имением), но с наступлением осени его энергия идёт на спад, а любовь остывает. Обломов вдруг перестаёт верить в искренность чувств Ольги. Он пишет своей невесте письмо с просьбой отложить свадьбу. Разочарованная Ольга расторгает помолвку, Обломов заболевает.
Развязка
Возвращение Обломова к прежней жизни.
Эпилог
Часть 4. Рассказ о дальнейшей судьбе героев. Обломов женится на Пшеницыной, у них рождается сын Андрей, позже Илья Ильич умирает. Ильинская выходит замуж за Штольца, они заботятся о сыне Обломова. Захар оказывается на паперти.
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Сломленный жизнью, исторически уходящий тип носителя русской культуры.
- Слишком изнежен для мужчины, не по годам обрюзгший.
- Наблюдательный, способный, но не имеет силы воли.
- Его бездействие и одновременно протест против бессмыслен-новости деятельности людей его круга.
Илья Обломов
- Умная, энергичная, любознательная, независимая, решительная женщина.
- Живёт и действует осмысленно.
- Любовь для неё - долг.
- Требовательна к людям.
- Хочет, чтобы Обломов соответствовал её идеалу мужчины, но после неудачной попытки бросает его.
- В браке со Штольцем испытывает неудовлетворённость, жажду настоящей деятельности.
Ольга Ильинская
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Обломова, упорный, энергичный, новый положительный тип русского прогрессивного деятеля.
- От отца унаследовал деловитость, расчётливость, от матери - язык, веру, поэтичность.
- Труд - это цель и образ жизни, но трудится он не ради высокой цели, а «для самого труда, больше ни для чего».
Андрей Штольц
- Антипод Ильинской, бесхитростна, проста, скромна, умственно неразвита, неразговорчива, ограничена домашним хозяйством.
- Любовь для героини - обожание, не требующее ничего взамен: «Полюбила Обломова просто, как будто простудилась»
- Жертвует собой ради благополучия любимого и в этом находит счастье.
Агафья Пшеницына
Основные образы
Проблематика
Социальная
Обломовщина (паразитизм правящего класса).
Психологическая
Вопрос национального характера, сходство и различие русского и европейского менталитета; тема «лишнего человека».
Философская
Любовь и долг, любовь и жертва, смысл жизни и счастье.
Идейно-тематическое содержание
Темы: крепостное право, любовь.
Идея: раскрыть всю глубину кризиса обломовщины, которую можно определить как:
- хроническое бездействие, апатию, инертность, ослабление творческой энергии человека, леность, застой, эгоизм, расхлябанность, разгильдяйство;"
- социальное явление, следствие дворянского паразитизма, который кроется в крепостном укладе жизни России и приводит к угасанию жизненных сил в человеке.
Жанровое своеобразие
- Создание типичных конкретно-исторических характеров;
- бытописание, объективное воссоздание повседневной жизни.
Социально-бытовой
Затрагивает многие вечные темы: любовь, счастье, действие и бездействие, смысл жизни.
Философский
Раскрывается внутренний мир и характер каждого героя через анализ причин их поступков.
Психологический
Художественные особенности
- Приём взаимодополнения: детальная портретная характеристика и описание интерьера.
- Приём затягивания действия: вся первая часть – один день из жизни Обломова.
- Антитеза: противопоставляются Штольц и Обломов, Ильинская и Пшеницына.
- Внутренние монологи героев.
- Пейзажные зарисовки.
- Символика : халат и диван Обломова - символы лени.