Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Ревизор", Н.В. Гоголь»
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
Пьеса «Ревизор» (1836)
B комедии «Ревизор» затронут огромный пласт российской действительности (государственная власть, медицина, суд, образование, почтовое ведомство, полиция, купечество), изображены типичные представители русской провинции 1830-х гг.
Новаторство Пьесы
Социальная комедия без любовной линии (ухаживания Хлестакова за Анной Андреевной и Марией Антоновной -пародия на высокие чувства).
Отсутствуют положительные персонажи.
Содержание
Композиция и сюжет
Основные образы
Идейно-тематическое содержание
Жанровое своеобразие
Художественные средства
Композиция и сюжет
В пьесе два конфликта : внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (бюрократическая верхушка и народ).
Композиция кольцевая (начало и конец совпадают - чтение письма и сообщение о приезде ревизора) и необычная, поскольку в ней нет традиционной экспозиции. С первой же фразы городничего начинается завязка сюжета.
Завязка
Сообщение городничего о скором приезде ревизора:
- «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
Двигатель действия в комедии - страх чиновников перед проверяющим.
Развитие событий
Чиновники пытаются взятками подкупить мнимого ревизора.
Кульминация
Разоблачение мнимого ревизора: чтение письма Хлестакова, адресованное другу Тряпичкину, которое принёс город ничему почтмейстер Шпекин.
Развязка
Жандарм сообщает о приезде настоящего ревизора.
Композиция и сюжет
Проблематика
Морально-нравственная (угодничество, стремление устроиться получше, чинопочитание, ложь, высокомерие, отсутствие человеческого достоинства, ничтожность интересов, суеверие и сплетни).
Беззаконие, взяточничество и казнокрадство.
Ревизор - лицо, осуществляющее проверку (ревизию)деятельности какого-либо учреждения или должностного лица.
Когда Н. В. Гоголя упрекали, что в комедии нет ни одного положительного персонажа, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» - смех
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Мелкий петербургский чиновник, проигравшийся в карты.
- Говорит и действует без всякого соображения, надеется на авось.
- Лжёт и сам верит своей лжи.
- Стремится произвести впечатление.
- Хлестаковщина - понятие, обозначающее душевную пустоту, себялюбие, приспособленчество, умение пускать пыль в глаза, инфантильность, глупость и эгоизм.
Хлестаков
- Городничий.
- Умудрённый опытом взяточник, «мошенник над мошенниками».
- Самоуверен, груб и деспотичен:
- Перед начальством заискивающе почтительный.
- Цель его стремлений «со временем… влезть в генералы».
- Хлестаков о герое: «глуп, как сивый мерин».
Сквозник - Дмухановский
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Смотритель училищ, который ничего не понимает в учебном процессе.
- Фамилия от слова «хлоп» - слуга, холоп.
- Дрожит перед высшим чином: «…заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нети язык как в грязь завязнул» .
- Хлестаков о герое: «…протухнул насквозь луком».
Хлопов
- Слуга Хлестакова; умнее своего хозяина.
- Герою присуща народная мудрость, природная хватка; осуждает действия Хлестакова, но уже испорчен влиянием барина.
Осип
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Судья, который ничего не смыслит в судебных делах.
- Фамилия от выражения «тяп-ляп» кое-как.
- «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен» .
- Хлестаков о герое: «…в сильнейшей степени моветон» (дур-но воспитан).
Ляпкин-Тяпкин
Идейно-тематическое содержание
Темы: социальная (жизнь уездного города и его обитателей) и нравственная (многие поступки действующих лиц безобразны, поскольку безнравственна среда их обитания).
Идея: истинные человеческие ценности подменяются представлениями о чине. Чиновничество - воплощение лице-мэрия, двуличности, пошлости, зависти, взяточничества и невежества.
Жанровое своеобразие
- «Ревизор» - социально-политическая, общественная комедия, направленная против недостатков общества.
- Уездный город - образ любого города «всей Руси» (изображены основные слои населения: гражданство, чиновники, купечество, городские помещики, городничий).
- Каждый персонаж символизирует определённые человеческие качества.
Художественные средства
- «Говорящие» фамилии : Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Держи-морда.
- Алогизм: «Ну, а что из того, что вы берёте взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете».
Финал комедии являет собой начало немую сцену: персонажи находятся в окаменевших позах - это символ нравственной расплаты чиновников за совершённые действия