СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "Война и мир", Л. Н. Толстой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Война и мир", Л. Н. Толстой»

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Роман «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Роман «Война и мир»

Содержание Композиция и сюжет Основные образы Идейно-тематическое содержание Жанровое своеобразие Художественные особенности и средства

Содержание

Композиция и сюжет

Основные образы

Идейно-тематическое содержание

Жанровое своеобразие

Художественные особенности и средства

Композиция и сюжет

Том 1 (1805 г.)

Часть 1. Описание жизни героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах.

Часть 2. Военные действия в Австрии и Шенграбенское сражение.

Часть 3. «Мирная» (Пьер Безухов женится на Элен Курагиной) и «военные» главы, завершающиеся поражением русско-австрийской армии в битве с французами под Аустерлицем.

Том 2 (1806-1811 гг.)

Описание личных отношений героев, их переживаний параллельно с важными историческими событиями – Тильзитским миром между Россией и Францией, периодом реформ Сперанского.

Том 3 (1812 г.)

Ключевой том, так как в нём описан кульминационный эпизод не только всего романа, но и русской истории XIX в. - Бородинское сражение. Влияние исторических перемен на судьбы и мировоззрение персонажей романа и всего русского народа.

Том 4 (1812-1813 гг.)

Бегство французов из Москвы, Тарутинская битва, много-численные сцены партизанской войны. Трагические эпизоды(смерть Андрея Болконского и гибель Пети Ростова) переплетены с судьбоносными событиями в жизни персонажей: знакомство Пьера с Платоном Каратаевым, чувства Николая Ростова и Марьи Болконской, встреча Пьера Безухова и Наташи Ростовой.

Эпилог (1820 г.)

Состоит из двух частей. В первой дано описание жизни героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах. Во второй рассуждение о значении отдельных исторических личностей в истории народов.

Композиция и сюжет В романе четыре сюжетные линии – четыре семьи: Курагины, Ростовы, Болконские, Безуховы; 550 действующих лиц Лагерь «мира» Лагерь «войны» Ростовы, Болконские, капитан Тушин, капитан Тимохин, русские солдаты, Платон Каратаев, Багратион, Кутузов. Вера Ростова, А. П. Шерер, Берг, Александр I .Курагины, Растопчин, Наполеон.

Композиция и сюжет

В романе четыре сюжетные линии – четыре семьи: Курагины, Ростовы, Болконские, Безуховы; 550 действующих лиц

Лагерь «мира»

Лагерь «войны»

Ростовы, Болконские, капитан Тушин, капитан Тимохин, русские солдаты, Платон Каратаев, Багратион, Кутузов.

Вера Ростова, А. П. Шерер, Берг, Александр I .Курагины, Растопчин, Наполеон.

Композиция и сюжет Проблематика Судьба народа. Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны. Истинный и ложный патриотизм. Назначение женщины – сохранение семейного очага.

Композиция и сюжет

Проблематика

Судьба народа.

Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

Истинный и ложный патриотизм.

Назначение женщины – сохранение семейного очага.

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Не вписывается в светское общество, мечтает о славе, всенародной любви и признании, поэтому едет на войну, его ку-мир - Наполеон. В сражении поднимает в атаку отступающие войска как истинный патриот своей Родины, человек чести. Первый переломный момент - ранение на поле Аустерлица - помог осознать незначительность Бонапарта и его славы, понять ценность жизни. Второй переломный момент - любовь к Наташе Ростовой помог вернуться к полноценной жизни. После предательства любимой посвятил свою жизнь Отечеству. Перед смертью понимает, что главное в жизни - это любовь всепрощение. Андрей Болконский

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Не вписывается в светское общество, мечтает о славе, всенародной любви и признании, поэтому едет на войну, его ку-мир - Наполеон.
  • В сражении поднимает в атаку отступающие войска как истинный патриот своей Родины, человек чести.
  • Первый переломный момент - ранение на поле Аустерлица - помог осознать незначительность Бонапарта и его славы, понять ценность жизни.
  • Второй переломный момент - любовь к Наташе Ростовой помог вернуться к полноценной жизни.
  • После предательства любимой посвятил свою жизнь Отечеству.
  • Перед смертью понимает, что главное в жизни - это любовь всепрощение.

Андрей Болконский

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Наивный, добрый, слабохарактерный и доверчивый (восхищается Наполеоном, женится на Элен). Пытается найти себя в масонстве, искренне верит, что принесёт пользу обществу, но братья масоны оказываются лживыми и корыстолюбивыми. Воодушевляется патриотическими идеями, на свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения, задумал убить Наполеона. Под влиянием Платона Каратаева понимает, что смысл жизни человека - в удовлетворении простых потребностей: «Человек должен быть счастлив». Обретает настоящую любовь и семью с Наташей Ростовой. Будущий декабрист. Пьер Безухов

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Наивный, добрый, слабохарактерный и доверчивый (восхищается Наполеоном, женится на Элен).
  • Пытается найти себя в масонстве, искренне верит, что принесёт пользу обществу, но братья масоны оказываются лживыми и корыстолюбивыми.
  • Воодушевляется патриотическими идеями, на свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения, задумал убить Наполеона.
  • Под влиянием Платона Каратаева понимает, что смысл жизни человека - в удовлетворении простых потребностей: «Человек должен быть счастлив».
  • Обретает настоящую любовь и семью с Наташей Ростовой.
  • Будущий декабрист.

Пьер Безухов

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Жизнерадостная, добрая, эмоциональная. Находится в состоянии постоянной влюблённости. Близка к народным традициям, любит и чувствует природу. Необдуманность поступков героини приводит к ошибкам (увлечение Курагиным, разрыв отношений с Болконским) и духовному кризису. Проявляет милосердие, готова к самопожертвованию (ухаживала за больными, уговорила мать отдать раненым под воды и т. д.). Нашла счастье в заботах о Пьере и детях, утратила внешнюю красоту, но сохранила природную естественность. Наташа Ростова

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Жизнерадостная, добрая, эмоциональная.
  • Находится в состоянии постоянной влюблённости.
  • Близка к народным традициям, любит и чувствует природу.
  • Необдуманность поступков героини приводит к ошибкам (увлечение Курагиным, разрыв отношений с Болконским) и духовному кризису.
  • Проявляет милосердие, готова к самопожертвованию (ухаживала за больными, уговорила мать отдать раненым под воды и т. д.).
  • Нашла счастье в заботах о Пьере и детях, утратила внешнюю красоту, но сохранила природную естественность.

Наташа Ростова

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Тихая, добрая, кроткая, склонная к самопожертвованию. Живёт согласно христианской морали: любит всех и прощает всем. Способна внутренним чутьём понимать, что происходит с её близкими. В романе героине принадлежат основные идеи о войне и мире. Заслуженно счастлива с Николаем Ростовым. Марья Болконская Пожилой, пассивный генерал, не навязывающий своего мнения. Не позирует перед историей. Переживает за главную ценность - жизни солдат. В него верит русская армия, солдаты за глаза называют отцом. Кутузов

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Тихая, добрая, кроткая, склонная к самопожертвованию.
  • Живёт согласно христианской морали: любит всех и прощает всем.
  • Способна внутренним чутьём понимать, что происходит с её близкими.
  • В романе героине принадлежат основные идеи о войне и мире.
  • Заслуженно счастлива с Николаем Ростовым.

Марья Болконская

  • Пожилой, пассивный генерал, не навязывающий своего мнения.
  • Не позирует перед историей.
  • Переживает за главную ценность - жизни солдат.
  • В него верит русская армия, солдаты за глаза называют отцом.

Кутузов

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Молодой, деятельный, активный. Качества героя цинизм, жестокость, полное равнодушие к человеческой жизни, холодный, расчётливый ум, хитрость. Цель - завоевать Европу, захватить Россию и покорить весь мир. Играет на публику, позирует для потомков, считает, что творит историю. Войну представляет в виде игры: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра». Солдат для него - оружие, которое всегда должно быть готовок бою. Наполеон

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Молодой, деятельный, активный.
  • Качества героя цинизм, жестокость, полное равнодушие к человеческой жизни, холодный, расчётливый ум, хитрость.
  • Цель - завоевать Европу, захватить Россию и покорить весь мир.
  • Играет на публику, позирует для потомков, считает, что творит историю.
  • Войну представляет в виде игры:
  • «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра».
  • Солдат для него - оружие, которое всегда должно быть готовок бою.

Наполеон

Идейно-тематическое содержание Темы : война и мир, судьбы народные, нравственные искания героев, смысл жизни, что есть истина и др. Идея: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Французы побеждены, так как были ослеплены ложной идеей величия. Но автор осуждает не только французов, но и большинство лиц русского дворянства, таивших под маской приличия коварство, легкомыслие и ничтожество. Простота, добро и правда победили в 1812 г. силу, которая была исполнена зла и обмана.  «Мысль семейная»  «Мысль народная» Идея единения народа. Дух и воля не одного человека, а нации в целом я в-являются движущей силой истории. Единение судьбы всех духовно развивающихся героев романа с судьбой народа. Семья - смысл жизни. Главные составляющие любой семьи – любовь и уважение друг к другу. В любых трудных ситуациях можно выстоять, если ты силён, а силён ты семьёй.

Идейно-тематическое содержание

Темы : война и мир, судьбы народные, нравственные искания героев, смысл жизни, что есть истина и др.

Идея: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Французы побеждены, так как были ослеплены ложной идеей величия. Но автор осуждает не только французов, но и большинство лиц русского дворянства, таивших под маской приличия коварство, легкомыслие и ничтожество. Простота, добро и правда победили в 1812 г. силу, которая была исполнена зла и обмана.

«Мысль семейная»

«Мысль народная»

Идея единения народа. Дух и воля не одного человека, а нации в целом я в-являются движущей силой истории. Единение судьбы всех духовно развивающихся героев романа с судьбой народа.

Семья - смысл жизни. Главные составляющие любой семьи – любовь и уважение друг к другу. В любых трудных ситуациях можно выстоять, если ты силён, а силён ты семьёй.

Жанровое своеобразие B произведении совмещены элементы как семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романа, так и документальной хроники, мемуаров и т. д. Это позволяет характеризовать «Войну и мир» как роман-эпопею. Черты романа Черты эпопеи Наличие нескольких разветвлённых-сюжетных линий; Изображение событий, меняющих ход истории (Аустерлицкое и Бородинское сражения, пожар в Москве и др.); большая протяжённость во времени (15 лет, 1805 - 1820-е гг.); широкий охват пространства (Москва, Петербург, Австрия, Пруссия); включение событий общественной и политической жизни (организация тайных обществ, масонство, деятельность Сперанского). разнообразие человеческих характеров в их развитии; описание разных слоёв общества (дворянство, крестьяне, армия); соединение исторических событий в пе-переломную эпоху и судеб отдельных людей; описание событий совмещается с философскими рассуждениями автора.

Жанровое своеобразие

B произведении совмещены элементы как семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романа, так и документальной хроники, мемуаров и т. д. Это позволяет характеризовать «Войну и мир» как роман-эпопею.

Черты романа

Черты эпопеи

Наличие нескольких разветвлённых-сюжетных линий;

  • Изображение событий, меняющих ход истории (Аустерлицкое и Бородинское сражения, пожар в Москве и др.);
  • большая протяжённость во времени (15 лет, 1805 - 1820-е гг.);
  • широкий охват пространства (Москва, Петербург, Австрия, Пруссия);
  • включение событий общественной и политической жизни (организация тайных обществ, масонство, деятельность Сперанского).

разнообразие человеческих характеров в их развитии;

описание разных слоёв общества (дворянство, крестьяне, армия);

соединение исторических событий в пе-переломную эпоху и судеб отдельных людей;

описание событий совмещается с философскими рассуждениями автора.

Художественные особенности и средства Антитеза: военные действия - мирные события; жизнь петербургской аристократии - народная жизнь, поведение солдат на войне. Приём сопоставления: образ жизни Ростовых и Балконских; герои Андрей и Пьер; правители Александр I и Наполеон. Портретная характеристика героев: выделяется отдельная черта в портрете героя, на неё постоянно обращается внимание (большой рот Наташи, сухость черт князя Андрея, старость и дряхлость Кутузова, жирные ляжки Наполеона). «Диалектика души» - детальное изображение духовного развития, изменение внутреннего мира героев, процесс зарождения и формирования мыслей и чувств человека. Символика: высокое небо над полем Аустерлица; дуб, который князь Андрей видит по дороге в Отрадное; Бородинское поле, омытое после кровавой битвы очистительным дождём.

Художественные особенности и средства

  • Антитеза: военные действия - мирные события; жизнь петербургской аристократии - народная жизнь, поведение солдат на войне.
  • Приём сопоставления: образ жизни Ростовых и Балконских; герои Андрей и Пьер; правители Александр I и Наполеон.
  • Портретная характеристика героев: выделяется отдельная черта в портрете героя, на неё постоянно обращается внимание (большой рот Наташи, сухость черт князя Андрея, старость и дряхлость Кутузова, жирные ляжки Наполеона).
  • «Диалектика души» - детальное изображение духовного развития, изменение внутреннего мира героев, процесс зарождения и формирования мыслей и чувств человека.
  • Символика: высокое небо над полем Аустерлица; дуб, который князь Андрей видит по дороге в Отрадное; Бородинское поле, омытое после кровавой битвы очистительным дождём.