Жанры литературы
Жанр литературы представляет собой определённую форму того или иного произведения искусства слова и постоянно развивается в ходе историко-литературного процесса.
Понятие жанра, обозначенное соответствующим термином, появилось во французской литературе в XVI в.
Разновидности жанров
Эпические жанры:
Лирические жанры
Лиро-эпические жанры
Роман
Лирическое стихотворение
Поэма
Песня
Баллада
Роман-эпопея
Элегия
Повесть
Роман в стихах
Рассказ
Послание
Драматические жанры
Очерк
Эпиграмма
Комедия
Притча
Ода
Трагедия
Сонет
Сказ
Драма
Эпические жанры
- Историческое развитие эпических жанров привело к возникновению трёх структурных форм: малой (сказка, рассказ, новелла, легенда), средней (поэма, повесть) и большой (роман, эпопея). Можно выделить и самые краткие формы: анекдот, басню, притчу.
Малая, средняя, большая формы эпического жанра различаются степенью сложности структуры разнообразие тематики и сюжета: в основе произведения малой формы один эпизод, средней - несколько, большой -многолинейность действия.
Роман
Роман - масштабное эпическое повествование, отличающееся разветвлённостью сюжета и многообразием действующих персонажей, сложной композицией, особенностями. В романе широко изображена жизнь, гладко выстроен ряд событий, затронуты острые социальные, нравственные и философские вопросы. В центре повествования главный - герой (главные герои), его личность и судьба.
Особенности
- Многолинейность сюжета.
- Многопроблемность.
- Разнообразие внешних и внутренних конфликтов.
- Характеры даны в развитии.
Жанр романа начал формироваться в XII в. В XIII в. на смену исполняемому стихотворному роману пришел прозаический роман для чтения.
Роман
Основные разновидности романа
- Рыцарский: описание жизни и приключений главного героя - доблестного рыцаря.
- Плутовской: отличается сюжетной динамикой, элементами комического.
- Исторический: изображается определённая историческая эпоха.
- Семейно-бытовой: переплетение судеб, взаимоотношения героев в семье.
- Приключенческий: сюжетная основа - жизненные приключения героя.
- Психологический: автор раскрывает сложный внутренний мир героя.
- Социальный : художественное исследование актуальных проблем общества.
- Философский: художественное познание ключевых вопросов бытия.
- Роман-путешествие: путешествие героя как повествовательная история.
Примеры: романы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Обломов» И. А. Гончарова.
Русская литература допетровской эпохи насчитывала всего два рыцарских романа: «Бова Королевич, Еруслан Лазаревич».
Роман-эпопея
Роман-эпопея - повествование эпического характера, сочетающее условно объективное изображение масштабных исторических событий и вымышленной судьбы главного героя (главных героев), обусловленной исторической эпохой и развивающейся на её фоне.
Особенности
- Переплетение и взаимодействие в романе-эпопее исторического, социального, философского и личностного планов повествования.
- Отражение течения жизни на протяжении длительного времени, глубина и многомерность художественного пространства.
- Художественное воплощение истории, сотворяющей человека, и человека, сотворяющего историю.
- Типичность, народность, психологизм, своеобразие, достоверность многочисленных действующих лиц.
- Образ главного героя как художественное отражение авторской позиции, общественной идеи, духа времени, как новый, качественный этап в развитии литературы: человек, его характер и поступки исторически, социально и психологически обусловлены и мотивированы, даны в неравномерности и противоречивости развития.
Примеры: романы «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака.
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым психологическим романом.
Эпопея - древний жанр, обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Возникновение жанра романа-эпопеи в России связывают с произведением Л. Н. Толстого «Война и мир».
Повесть
Повесть - эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом и рассказом.
Особенности
- Содержит художественно значимую историю героя, происходящую на протяжении определённого отрезка времени.
- Отличается приоритетностью одной сюжетной линии.
- Показывает взаимоотношения личности и окружающей среды.
Примеры: повести «Палата № 6» А. П. Чехова, «Поединок» A. И. Куприна, «Ася» И. С. Тургенева.
Иногда сложно провести границу между повестью и романом, поэтому жанр произведений школьной программы рекомендуется сверять ЕГЭ с кодификатором ЕГЭ по литературе.
Рассказ
Рассказ (или новелла) - малая форма повествовательной литературы.
Особенности
- Обычно изображена реальная жизнь.
- В художественном событии рассказа раскрывается характер героя.
- Помимо главного действующего персонажа, как правило, показаны второстепенные.
- Важную роль играют описания, авторская и прямая речь.
- Зримо присутствует образ повествователя.
Примеры: рассказы «Ионыч», «Человек в футляре» А. П. Чехова.
Очерк
Очерк - художественно-публицистическое произведение, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определённых аспектов концепции человека или общественной жизни.
Виды очерка:
- портретный (герой взят из реальности);
- проблемный (автор вступает в диалог с читателем);
- путевой (рассказ о путешествии);
- исторический (изложение истории предмета исследования).
Особенности
- Достоверность, документальность, фактологическая конкретность изложения.
- Актуальная тематика.
- Публицистичность.
- Выраженное авторское отношение к предмету изложения.
- Познавательное значение.
- Подчёркнутая реалистичность образов.
Пример: сатирические очерки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Мелочи жизни».
Очерки часто объединены в циклы.
Притча
Притча - малое эпическое произведение, содержащее иносказание и получение.
Особенности
- Притча выражает дидактическую идею.
- Отражает авторские морально-философские суждения.
- Отличается экспрессивностью и выразительностью повествования.
- Тематическая основа - общечеловеческие ценности.
Пример: «Три притчи» Л. Н. Толстого.
Сказ
Сказ - особая форма повествования с установкой на чужую речь, сочетающая устные, разговорные и письменно-книжные элементы.
Особенности
- В сказке повествование ведётся либо от лица рассказчика (форма первого лица), либо от лица автора-повествователя в роли народного сказителя (форма третьего лица).
- Проявление стилизации (подражание народному сказителю).
- Речевое своеобразие повествования: сочный, яркий, живой язык, сказовая интонация, сочетание разных языковых элементов.
- Фантазийный характер повествования.
Примеры: сказы «Левша», «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка» П. П. Бажова.
Лироэпические жанры : Поэма
Поэма - произведение большой формы (стихотворной или прозаической), в котором сочетаются повествование и лирическое начало.
Расцвет жанра поэмы - начало XIX в., когда происходило активное формирование такого литературного направления, как романтизм.
Особенности
- В тексте каждой поэмы можно отметить специфичность сочетания и соотношения лирического и эпического, отражающую авторскую творческую установку.
- Повествование как особая, условная форма лирического.
- Образ главного героя поэмы - авторский способ выражения духа времени, социального заказа.
- Пунктирность, сжатость, схематичность сюжета.
- Выраженность образа лирического героя: поэтические описания, лирические отступления, многоголосие и др.
- Образный, живописный поэтический язык.
Примеры: поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Мцыри», Демон» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» H. А. Некрасова, «Облако в штанах» В. В. Маяковского.
Баллада
Баллада - рассказ в стихах на легендарную, историческую тему, сопровождаемый, как правило, напряжённостью действия, необычной интригой.
Особенности
- Сочетание повествовательных (история, событие, случай) и лирических (образ лирического героя) элементов.
- Стихотворная форма.
Примеры: баллады «Людмила», «Светлана» В. А. Жуковского, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина.
В. А. Жуковский первым из русских писателей обратился к жанру баллады. Сюжеты своих баллад поэт позаимствовал из немецкой литературы, но наполнил тексты национальным колоритом, элементами русского фольклора.
Роман в стихах
Роман в стихах - литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой, то есть это роман в стихотворной форме.
Особенности
- Жанровые признаки романа.
- Система лирических отступлений.
- Основное действующее лицо -лирический герой (чаще всего - автор).
Примеры: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Дневник девушки» E. П. Ростопчиной, «Двойная жизнь» К. К. Павловой, «В звёздах» И. Г. Эренбурга, «Спекторский» Б. Л. Пастернака.
«Евгений Онегин» А. С. Пушкина – единственное произведение жанра «роман в стихах», включенное в школьную программу.
Лирические жанры : Лирическое стихотворение
Лирическое стихотворение - основное произведение лирического жанра, небольшое по объёму, рифмованное или нерифмованное, созданное по законам поэтического языка.
Особенности
- Изображение внутреннего мира человека, его мыслей, чувств, душевного состояния, отношения к окружающей действительности.
- Образ лирического героя как субъективное начало и лирическое обобщение, вызывающее эмоциональный отклик.
- Особый поэтический язык: ритм, интонация, мелодика, порядок слов, контекст, тропы, фигуры и др.
Примеры: стихотворения «Парус» М. Ю. Лермонтова, «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева.
Песня
Песня - синтетическое произведение искусства, относящееся к музыкально-поэтическому жанру и сочетающее в себе мелодию (напев), стихотворное произведение (песенный текст) и исполнение (воспроизведение).
Особенности
- Образ лирического героя в песне отражает народный эстетический идеал.
- Единство плана содержания и плана выражения.
- Ритмическая организация, интонационная окраска, благозвучие как мелодическая основа.
- Значимая роль повтора строк (припева).
Примеры: стихотворение «Вакхическая песня» А. С. Пушкина, авторские песни В. В. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы.
В русской культуре расцвет жанра авторской песни приходится на середину XX в., он связан c творчеством поэтов-шестидесятников.
Элегия
Ритмы, интонация, благозвучие – мелодическая основа песни.
Элегия - лирическое стихотворение с преобладающими мотивами личностных переживаний героя.
Особенности
- Элегия обычно носит грустный характер.
- Содержит философские размышления о жизни.
- Преобладают мотивы одиночества, разочарования, не разделённой любви.
Примеры: стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» O. Э. Мандельштама, «На холмах Грузии…» А. С. Пушкина.
Послание
Послание - произведение лирического »жанра, содержащее стихотворное обращение героя к определённому лицу (группе лиц).
По содержанию послания бывают:
- лирическими;
- дружескими;
- сатирическими;
- обличающими.
Примеры: стихотворения «К Пущину» А. С. Пушкина, «Послание» М. Ю. Лермонтова.»
Эпиграмма
Эпиграмма – небольшое по объёму стихотворение, остроумно высмеивающее конкретное лицо, человеческие пороки, общественные явления.
Особенности
- В русской литературе эпиграмма являлась не только средством обличения пороков, но и орудием общественно-политической борьбы.
Примеры: стихотворения «Фёдору Сологубу» В. Я. Брюсова, «На Алексея Аракчеева» А. С. Пушкина.
Эпиграммы иногда печатались в сатирических журналах, но чаще распространялись устно.
Ода
Ода - торжественное стихотворение, посвящённое значительной теме.
Особенности
- Содержание оды - воспевание «высокой материи» (монарха, полководца, события государственной важности и др.).
- Особая композиция вступление, где говорится о предмете, послужившем им источником поэтических восторгов; центральная часть; заключительная морализаторская строфа-вывод.
Пример : ода «Фелица» Г. Р. Державина.
Сонет
Сонет - поэтическая форма, относящаяся к числу так называемых твёрдых форм. Такое стихотворение состоит строго из 14 строк и имеет определённую схему рифмовки.
Особенности
- У сонета строгая форма: 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трёхстиший).
- Содержательная сторона, как правило, связана с выражением высоких переживаний.
- Сложность соблюдения строгости формы привела к появлению авторских разновидностей сонета (шекспировский сонет, онегинская строфа).
Пример: стихотворение «Мадонна» А. С. Пушкина.
В мировой литературе существует особо сложная форма организации поэтического произведения про-венок сонетов. Он состоит из 15 сонетов, где первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего – с последней строкой второго и т.д.
Драматические жанры : Комедия
Комедия - драматический жанр, где жизненные положения и характеры представлены как проявления комического (смешного).
Особенности
- Принцип комического- несоответствие между предсказуемым, ожидаемым и непредсказуемым, неожиданным.
- Важнейший источник смеха - диалоги персонажей.
- Для заострения внимания на каком-либо явлении используется гипербола, абсурд.
Примеры: пьесы «Ревизор» H.B. Гоголя, «Недоросль» Д. И. Фонвизина.
Комедия возникла в Древней Греции из обрядовых песен и танцев на праздниках, посвященных богу Дионису.
Трагедия
Трагедия жанр драматического произведения, в котором конфликт остаётся неразрешённым.
Особенности
- Речь, как правило, идёт о высоких материях: справедливости, любви, принципах, нравственном долге.
- Герои решают кардинальные вопросы бытия, при этом в итоге погибают.
Примеры: пьесы «Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Борис Годунов» А. С. Пушкина.
Часто конфликт трагедии строится вокруг того, что герой нарушает общепринятый (с точки зрения автора) закон; это неизбежность влечет череду страданий, а впоследствии и гибель персонажа.
Драма
Драма - основной жанр драматических произведений (со второй половины XIX в.), в которых мера остроты конфликта позволяет ему быть разрешимым.
Особенности
- Драма соединяет трагическое и комическое.
- По сравнению с трагедией в драме показан острый, но разрешаемый конфликт.
- В отличие от комедии не осмеивает людей, а изображает их на фоне общества.
Примеры: пьесы «Гроза», «Бесприданница» А. Н. Островского, «Чайка», «Три сестры» А. П. Чехова.
Драма соединяет трагическое и комическое