СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "Жанры литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Жанры литературы"»

Жанры литературы

Жанры литературы

Жанр литературы представляет собой определённую форму того или иного произведения искусства слова и постоянно развивается в ходе историко-литературного процесса. Понятие жанра, обозначенное соответствующим термином, появилось во французской литературе в XVI в.

Жанр литературы представляет собой определённую форму того или иного произведения искусства слова и постоянно развивается в ходе историко-литературного процесса.

Понятие жанра, обозначенное соответствующим термином, появилось во французской литературе в XVI в.

Разновидности жанров Эпические жанры: Лирические жанры Лиро-эпические жанры Роман Лирическое стихотворение Поэма Песня Баллада Роман-эпопея Элегия Повесть Роман в стихах Рассказ Послание Драматические жанры Очерк Эпиграмма Комедия Притча Ода Трагедия Сонет Сказ Драма

Разновидности жанров

Эпические жанры:

Лирические жанры

Лиро-эпические жанры

Роман

Лирическое стихотворение

Поэма

Песня

Баллада

Роман-эпопея

Элегия

Повесть

Роман в стихах

Рассказ

Послание

Драматические жанры

Очерк

Эпиграмма

Комедия

Притча

Ода

Трагедия

Сонет

Сказ

Драма

Эпические жанры   Историческое развитие эпических жанров привело к возникновению трёх структурных форм: малой (сказка, рассказ, новелла, легенда), средней (поэма, повесть) и большой (роман, эпопея). Можно выделить и самые краткие формы: анекдот, басню, притчу. Малая, средняя, большая формы эпического жанра различаются степенью сложности структуры разнообразие тематики и сюжета: в основе произведения малой формы один эпизод, средней - несколько, большой -многолинейность действия.

Эпические жанры

  • Историческое развитие эпических жанров привело к возникновению трёх структурных форм: малой (сказка, рассказ, новелла, легенда), средней (поэма, повесть) и большой (роман, эпопея). Можно выделить и самые краткие формы: анекдот, басню, притчу.

Малая, средняя, большая формы эпического жанра различаются степенью сложности структуры разнообразие тематики и сюжета: в основе произведения малой формы один эпизод, средней - несколько, большой -многолинейность действия.

Роман Роман - масштабное эпическое повествование, отличающееся разветвлённостью сюжета и многообразием действующих персонажей, сложной композицией, особенностями. В романе широко изображена жизнь, гладко выстроен ряд событий, затронуты острые социальные, нравственные и философские вопросы. В центре повествования главный - герой (главные герои), его личность и судьба. Особенности Многолинейность сюжета. Многопроблемность. Разнообразие внешних и внутренних конфликтов. Характеры даны в развитии. Жанр романа начал формироваться в XII в. В XIII в. на смену исполняемому стихотворному роману пришел прозаический роман для чтения.

Роман

Роман - масштабное эпическое повествование, отличающееся разветвлённостью сюжета и многообразием действующих персонажей, сложной композицией, особенностями. В романе широко изображена жизнь, гладко выстроен ряд событий, затронуты острые социальные, нравственные и философские вопросы. В центре повествования главный - герой (главные герои), его личность и судьба.

Особенности

  • Многолинейность сюжета.
  • Многопроблемность.
  • Разнообразие внешних и внутренних конфликтов.
  • Характеры даны в развитии.

Жанр романа начал формироваться в XII в. В XIII в. на смену исполняемому стихотворному роману пришел прозаический роман для чтения.

Роман Основные разновидности романа Рыцарский: описание жизни и приключений главного героя - доблестного рыцаря. Плутовской: отличается сюжетной динамикой, элементами комического. Исторический: изображается определённая историческая эпоха. Семейно-бытовой: переплетение судеб, взаимоотношения героев в семье. Приключенческий: сюжетная основа - жизненные приключения героя. Психологический: автор раскрывает сложный внутренний мир героя. Социальный : художественное исследование актуальных проблем общества. Философский: художественное познание ключевых вопросов бытия. Роман-путешествие: путешествие героя как повествовательная история. Примеры: романы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Обломов» И. А. Гончарова. Русская литература допетровской эпохи насчитывала всего два рыцарских романа: «Бова Королевич, Еруслан Лазаревич».

Роман

Основные разновидности романа

  • Рыцарский: описание жизни и приключений главного героя - доблестного рыцаря.
  • Плутовской: отличается сюжетной динамикой, элементами комического.
  • Исторический: изображается определённая историческая эпоха.
  • Семейно-бытовой: переплетение судеб, взаимоотношения героев в семье.
  • Приключенческий: сюжетная основа - жизненные приключения героя.
  • Психологический: автор раскрывает сложный внутренний мир героя.
  • Социальный : художественное исследование актуальных проблем общества.
  • Философский: художественное познание ключевых вопросов бытия.
  • Роман-путешествие: путешествие героя как повествовательная история.

Примеры: романы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Обломов» И. А. Гончарова.

Русская литература допетровской эпохи насчитывала всего два рыцарских романа: «Бова Королевич, Еруслан Лазаревич».

Роман-эпопея

Роман-эпопея - повествование эпического характера, сочетающее условно объективное изображение масштабных исторических событий и вымышленной судьбы главного героя (главных героев), обусловленной исторической эпохой и развивающейся на её фоне.

Особенности

  • Переплетение и взаимодействие в романе-эпопее исторического, социального, философского и личностного планов повествования.
  • Отражение течения жизни на протяжении длительного времени, глубина и многомерность художественного пространства.
  • Художественное воплощение истории, сотворяющей человека, и человека, сотворяющего историю.
  • Типичность, народность, психологизм, своеобразие, достоверность многочисленных действующих лиц.
  • Образ главного героя как художественное отражение авторской позиции, общественной идеи, духа времени, как новый, качественный этап в развитии литературы: человек, его характер и поступки исторически, социально и психологически обусловлены и мотивированы, даны в неравномерности и противоречивости развития.

Примеры: романы «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым психологическим романом.

Эпопея - древний жанр, обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Возникновение жанра романа-эпопеи в России связывают с произведением Л. Н. Толстого «Война и мир».

Повесть Повесть - эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом и рассказом. Особенности Содержит художественно значимую историю героя, происходящую на протяжении определённого отрезка времени. Отличается приоритетностью одной сюжетной линии. Показывает взаимоотношения личности и окружающей среды. Примеры: повести «Палата № 6» А. П. Чехова, «Поединок» A. И. Куприна, «Ася» И. С. Тургенева. Иногда сложно провести границу между повестью и романом, поэтому жанр произведений школьной программы рекомендуется сверять ЕГЭ с кодификатором ЕГЭ по литературе.

Повесть

Повесть - эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом и рассказом.

Особенности

  • Содержит художественно значимую историю героя, происходящую на протяжении определённого отрезка времени.
  • Отличается приоритетностью одной сюжетной линии.
  • Показывает взаимоотношения личности и окружающей среды.

Примеры: повести «Палата № 6» А. П. Чехова, «Поединок» A. И. Куприна, «Ася» И. С. Тургенева.

Иногда сложно провести границу между повестью и романом, поэтому жанр произведений школьной программы рекомендуется сверять ЕГЭ с кодификатором ЕГЭ по литературе.

Рассказ Рассказ (или новелла) - малая форма повествовательной литературы. Особенности Обычно изображена реальная жизнь. В художественном событии рассказа раскрывается характер героя. Помимо главного действующего персонажа, как правило, показаны второстепенные. Важную роль играют описания, авторская и прямая речь. Зримо присутствует образ повествователя. Примеры: рассказы «Ионыч», «Человек в футляре» А. П. Чехова.

Рассказ

Рассказ (или новелла) - малая форма повествовательной литературы.

Особенности

  • Обычно изображена реальная жизнь.
  • В художественном событии рассказа раскрывается характер героя.
  • Помимо главного действующего персонажа, как правило, показаны второстепенные.
  • Важную роль играют описания, авторская и прямая речь.
  • Зримо присутствует образ повествователя.

Примеры: рассказы «Ионыч», «Человек в футляре» А. П. Чехова.

Очерк Очерк - художественно-публицистическое произведение, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определённых аспектов концепции человека или общественной жизни. Виды очерка: портретный (герой взят из реальности); проблемный (автор вступает в диалог с читателем); путевой (рассказ о путешествии); исторический (изложение истории предмета исследования). Особенности Достоверность, документальность, фактологическая конкретность изложения. Актуальная тематика. Публицистичность. Выраженное авторское отношение к предмету изложения. Познавательное значение. Подчёркнутая реалистичность образов. Пример: сатирические очерки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Мелочи жизни». Очерки часто объединены в циклы.

Очерк

Очерк - художественно-публицистическое произведение, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определённых аспектов концепции человека или общественной жизни.

Виды очерка:

  • портретный (герой взят из реальности);
  • проблемный (автор вступает в диалог с читателем);
  • путевой (рассказ о путешествии);
  • исторический (изложение истории предмета исследования).

Особенности

  • Достоверность, документальность, фактологическая конкретность изложения.
  • Актуальная тематика.
  • Публицистичность.
  • Выраженное авторское отношение к предмету изложения.
  • Познавательное значение.
  • Подчёркнутая реалистичность образов.

Пример: сатирические очерки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Мелочи жизни».

Очерки часто объединены в циклы.

Притча Притча - малое эпическое произведение, содержащее иносказание и получение. Особенности Притча выражает дидактическую идею. Отражает авторские морально-философские суждения. Отличается экспрессивностью и выразительностью повествования. Тематическая основа - общечеловеческие ценности. Пример: «Три притчи» Л. Н. Толстого.

Притча

Притча - малое эпическое произведение, содержащее иносказание и получение.

Особенности

  • Притча выражает дидактическую идею.
  • Отражает авторские морально-философские суждения.
  • Отличается экспрессивностью и выразительностью повествования.
  • Тематическая основа - общечеловеческие ценности.

Пример: «Три притчи» Л. Н. Толстого.

Сказ Сказ - особая форма повествования с установкой на чужую речь, сочетающая устные, разговорные и письменно-книжные элементы. Особенности В сказке повествование ведётся либо от лица рассказчика (форма первого лица), либо от лица автора-повествователя в роли народного сказителя (форма третьего лица). Проявление стилизации (подражание народному сказителю). Речевое своеобразие повествования: сочный, яркий, живой язык, сказовая интонация, сочетание разных языковых элементов. Фантазийный характер повествования. Примеры: сказы «Левша», «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка» П. П. Бажова.

Сказ

Сказ - особая форма повествования с установкой на чужую речь, сочетающая устные, разговорные и письменно-книжные элементы.

Особенности

  • В сказке повествование ведётся либо от лица рассказчика (форма первого лица), либо от лица автора-повествователя в роли народного сказителя (форма третьего лица).
  • Проявление стилизации (подражание народному сказителю).
  • Речевое своеобразие повествования: сочный, яркий, живой язык, сказовая интонация, сочетание разных языковых элементов.
  • Фантазийный характер повествования.

Примеры: сказы «Левша», «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка» П. П. Бажова.

Лироэпические жанры : Поэма Поэма - произведение большой формы (стихотворной или прозаической), в котором сочетаются повествование и лирическое начало. Расцвет жанра поэмы - начало XIX в., когда происходило активное формирование такого литературного направления, как романтизм. Особенности В тексте каждой поэмы можно отметить специфичность сочетания и соотношения лирического и эпического, отражающую авторскую творческую установку. Повествование как особая, условная форма лирического. Образ главного героя поэмы - авторский способ выражения духа времени, социального заказа. Пунктирность, сжатость, схематичность сюжета. Выраженность образа лирического героя: поэтические описания, лирические отступления, многоголосие и др. Образный, живописный поэтический язык. Примеры: поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Мцыри», Демон» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» H. А. Некрасова, «Облако в штанах» В. В. Маяковского.

Лироэпические жанры : Поэма

Поэма - произведение большой формы (стихотворной или прозаической), в котором сочетаются повествование и лирическое начало.

Расцвет жанра поэмы - начало XIX в., когда происходило активное формирование такого литературного направления, как романтизм.

Особенности

  • В тексте каждой поэмы можно отметить специфичность сочетания и соотношения лирического и эпического, отражающую авторскую творческую установку.
  • Повествование как особая, условная форма лирического.
  • Образ главного героя поэмы - авторский способ выражения духа времени, социального заказа.
  • Пунктирность, сжатость, схематичность сюжета.
  • Выраженность образа лирического героя: поэтические описания, лирические отступления, многоголосие и др.
  • Образный, живописный поэтический язык.

Примеры: поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Мцыри», Демон» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» H. А. Некрасова, «Облако в штанах» В. В. Маяковского.

Баллада Баллада - рассказ в стихах на легендарную, историческую тему, сопровождаемый, как правило, напряжённостью действия, необычной интригой. Особенности Сочетание повествовательных (история, событие, случай) и лирических (образ лирического героя) элементов. Стихотворная форма. Примеры: баллады «Людмила», «Светлана» В. А. Жуковского, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина. В. А. Жуковский первым из русских писателей обратился к жанру баллады. Сюжеты своих баллад поэт позаимствовал из немецкой литературы, но наполнил тексты национальным колоритом, элементами русского фольклора.

Баллада

Баллада - рассказ в стихах на легендарную, историческую тему, сопровождаемый, как правило, напряжённостью действия, необычной интригой.

Особенности

  • Сочетание повествовательных (история, событие, случай) и лирических (образ лирического героя) элементов.
  • Стихотворная форма.

Примеры: баллады «Людмила», «Светлана» В. А. Жуковского, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

В. А. Жуковский первым из русских писателей обратился к жанру баллады. Сюжеты своих баллад поэт позаимствовал из немецкой литературы, но наполнил тексты национальным колоритом, элементами русского фольклора.

Роман в стихах Роман в стихах - литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой, то есть это роман в стихотворной форме. Особенности Жанровые признаки романа. Система лирических отступлений. Основное действующее лицо -лирический герой (чаще всего - автор). Примеры: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Дневник девушки» E. П. Ростопчиной, «Двойная жизнь» К. К. Павловой, «В звёздах» И. Г. Эренбурга, «Спекторский» Б. Л. Пастернака. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина – единственное произведение жанра «роман в стихах», включенное в школьную программу.

Роман в стихах

Роман в стихах - литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой, то есть это роман в стихотворной форме.

Особенности

  • Жанровые признаки романа.
  • Система лирических отступлений.
  • Основное действующее лицо -лирический герой (чаще всего - автор).

Примеры: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Дневник девушки» E. П. Ростопчиной, «Двойная жизнь» К. К. Павловой, «В звёздах» И. Г. Эренбурга, «Спекторский» Б. Л. Пастернака.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкина – единственное произведение жанра «роман в стихах», включенное в школьную программу.

Лирические жанры : Лирическое стихотворение Лирическое стихотворение - основное произведение лирического жанра, небольшое по объёму, рифмованное или нерифмованное, созданное по законам поэтического языка. Особенности Изображение внутреннего мира человека, его мыслей, чувств, душевного состояния, отношения к окружающей действительности. Образ лирического героя как субъективное начало и лирическое обобщение, вызывающее эмоциональный отклик. Особый поэтический язык: ритм, интонация, мелодика, порядок слов, контекст, тропы, фигуры и др. Примеры: стихотворения «Парус» М. Ю. Лермонтова, «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева.

Лирические жанры : Лирическое стихотворение

Лирическое стихотворение - основное произведение лирического жанра, небольшое по объёму, рифмованное или нерифмованное, созданное по законам поэтического языка.

Особенности

  • Изображение внутреннего мира человека, его мыслей, чувств, душевного состояния, отношения к окружающей действительности.
  • Образ лирического героя как субъективное начало и лирическое обобщение, вызывающее эмоциональный отклик.
  • Особый поэтический язык: ритм, интонация, мелодика, порядок слов, контекст, тропы, фигуры и др.

Примеры: стихотворения «Парус» М. Ю. Лермонтова, «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева.

Песня Песня - синтетическое произведение искусства, относящееся к музыкально-поэтическому жанру и сочетающее в себе мелодию (напев), стихотворное произведение (песенный текст) и исполнение (воспроизведение). Особенности Образ лирического героя в песне отражает народный эстетический идеал. Единство плана содержания и плана выражения. Ритмическая организация, интонационная окраска, благозвучие как мелодическая основа. Значимая роль повтора строк (припева). Примеры: стихотворение «Вакхическая песня» А. С. Пушкина, авторские песни В. В. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы. В русской культуре расцвет жанра авторской песни приходится на середину XX в., он связан c творчеством поэтов-шестидесятников.

Песня

Песня - синтетическое произведение искусства, относящееся к музыкально-поэтическому жанру и сочетающее в себе мелодию (напев), стихотворное произведение (песенный текст) и исполнение (воспроизведение).

Особенности

  • Образ лирического героя в песне отражает народный эстетический идеал.
  • Единство плана содержания и плана выражения.
  • Ритмическая организация, интонационная окраска, благозвучие как мелодическая основа.
  • Значимая роль повтора строк (припева).

Примеры: стихотворение «Вакхическая песня» А. С. Пушкина, авторские песни В. В. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы.

В русской культуре расцвет жанра авторской песни приходится на середину XX в., он связан c творчеством поэтов-шестидесятников.

Элегия Ритмы, интонация, благозвучие – мелодическая основа песни. Элегия - лирическое стихотворение с преобладающими мотивами личностных переживаний героя. Особенности Элегия обычно носит грустный характер. Содержит философские размышления о жизни. Преобладают мотивы одиночества, разочарования, не разделённой любви. Примеры: стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» O. Э. Мандельштама, «На холмах Грузии…» А. С. Пушкина.

Элегия

Ритмы, интонация, благозвучие – мелодическая основа песни.

Элегия - лирическое стихотворение с преобладающими мотивами личностных переживаний героя.

Особенности

  • Элегия обычно носит грустный характер.
  • Содержит философские размышления о жизни.
  • Преобладают мотивы одиночества, разочарования, не разделённой любви.

Примеры: стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» O. Э. Мандельштама, «На холмах Грузии…» А. С. Пушкина.

Послание Послание - произведение лирического »жанра, содержащее стихотворное обращение героя к определённому лицу (группе лиц). По содержанию послания бывают: лирическими; дружескими; сатирическими; обличающими. Примеры: стихотворения «К Пущину» А. С. Пушкина, «Послание» М. Ю. Лермонтова.»

Послание

Послание - произведение лирического »жанра, содержащее стихотворное обращение героя к определённому лицу (группе лиц).

По содержанию послания бывают:

  • лирическими;
  • дружескими;
  • сатирическими;
  • обличающими.

Примеры: стихотворения «К Пущину» А. С. Пушкина, «Послание» М. Ю. Лермонтова.»

Эпиграмма Эпиграмма – небольшое по объёму стихотворение, остроумно высмеивающее конкретное лицо, человеческие пороки, общественные явления. Особенности В русской литературе эпиграмма являлась не только средством обличения пороков, но и орудием общественно-политической борьбы. Примеры: стихотворения «Фёдору Сологубу» В. Я. Брюсова, «На Алексея Аракчеева» А. С. Пушкина. Эпиграммы иногда печатались в сатирических журналах, но чаще распространялись устно.

Эпиграмма

Эпиграмма – небольшое по объёму стихотворение, остроумно высмеивающее конкретное лицо, человеческие пороки, общественные явления.

Особенности

  • В русской литературе эпиграмма являлась не только средством обличения пороков, но и орудием общественно-политической борьбы.

Примеры: стихотворения «Фёдору Сологубу» В. Я. Брюсова, «На Алексея Аракчеева» А. С. Пушкина.

Эпиграммы иногда печатались в сатирических журналах, но чаще распространялись устно.

Ода Ода - торжественное стихотворение, посвящённое значительной теме. Особенности Содержание оды - воспевание «высокой материи» (монарха, полководца, события государственной важности и др.). Особая композиция вступление, где говорится о предмете, послужившем им источником поэтических восторгов; центральная часть; заключительная морализаторская строфа-вывод. Пример : ода «Фелица» Г. Р. Державина.

Ода

Ода - торжественное стихотворение, посвящённое значительной теме.

Особенности

  • Содержание оды - воспевание «высокой материи» (монарха, полководца, события государственной важности и др.).
  • Особая композиция вступление, где говорится о предмете, послужившем им источником поэтических восторгов; центральная часть; заключительная морализаторская строфа-вывод.

Пример : ода «Фелица» Г. Р. Державина.

Сонет Сонет - поэтическая форма, относящаяся к числу так называемых твёрдых форм. Такое стихотворение состоит строго из 14 строк и имеет определённую схему рифмовки. Особенности У сонета строгая форма: 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трёхстиший). Содержательная сторона, как правило, связана с выражением высоких переживаний. Сложность соблюдения строгости формы привела к появлению авторских разновидностей сонета (шекспировский сонет, онегинская строфа). Пример: стихотворение «Мадонна» А. С. Пушкина. В мировой литературе существует особо сложная форма организации поэтического произведения про-венок сонетов. Он состоит из 15 сонетов, где первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего – с последней строкой второго и т.д.

Сонет

Сонет - поэтическая форма, относящаяся к числу так называемых твёрдых форм. Такое стихотворение состоит строго из 14 строк и имеет определённую схему рифмовки.

Особенности

  • У сонета строгая форма: 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трёхстиший).
  • Содержательная сторона, как правило, связана с выражением высоких переживаний.
  • Сложность соблюдения строгости формы привела к появлению авторских разновидностей сонета (шекспировский сонет, онегинская строфа).

Пример: стихотворение «Мадонна» А. С. Пушкина.

В мировой литературе существует особо сложная форма организации поэтического произведения про-венок сонетов. Он состоит из 15 сонетов, где первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего – с последней строкой второго и т.д.

Драматические жанры : Комедия Комедия - драматический жанр, где жизненные положения и характеры представлены как проявления комического (смешного). Особенности Принцип комического- несоответствие между предсказуемым, ожидаемым и непредсказуемым, неожиданным. Важнейший источник смеха - диалоги персонажей. Для заострения внимания на каком-либо явлении используется гипербола, абсурд. Примеры: пьесы «Ревизор» H.B. Гоголя, «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Комедия возникла в Древней Греции из обрядовых песен и танцев на праздниках, посвященных богу Дионису.

Драматические жанры : Комедия

Комедия - драматический жанр, где жизненные положения и характеры представлены как проявления комического (смешного).

Особенности

  • Принцип комического- несоответствие между предсказуемым, ожидаемым и непредсказуемым, неожиданным.
  • Важнейший источник смеха - диалоги персонажей.
  • Для заострения внимания на каком-либо явлении используется гипербола, абсурд.

Примеры: пьесы «Ревизор» H.B. Гоголя, «Недоросль» Д. И. Фонвизина.

Комедия возникла в Древней Греции из обрядовых песен и танцев на праздниках, посвященных богу Дионису.

Трагедия Трагедия жанр драматического произведения, в котором конфликт остаётся неразрешённым. Особенности Речь, как правило, идёт о высоких материях: справедливости, любви, принципах, нравственном долге. Герои решают кардинальные вопросы бытия, при этом в итоге погибают. Примеры: пьесы «Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Часто конфликт трагедии строится вокруг того, что герой нарушает общепринятый (с точки зрения автора) закон; это неизбежность влечет череду страданий, а впоследствии и гибель персонажа.

Трагедия

Трагедия жанр драматического произведения, в котором конфликт остаётся неразрешённым.

Особенности

  • Речь, как правило, идёт о высоких материях: справедливости, любви, принципах, нравственном долге.
  • Герои решают кардинальные вопросы бытия, при этом в итоге погибают.

Примеры: пьесы «Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Борис Годунов» А. С. Пушкина.

Часто конфликт трагедии строится вокруг того, что герой нарушает общепринятый (с точки зрения автора) закон; это неизбежность влечет череду страданий, а впоследствии и гибель персонажа.

Драма Драма - основной жанр драматических произведений (со второй половины XIX в.), в которых мера остроты конфликта позволяет ему быть разрешимым. Особенности Драма соединяет трагическое и комическое. По сравнению с трагедией в драме показан острый, но разрешаемый конфликт. В отличие от комедии не осмеивает людей, а изображает их на фоне общества. Примеры: пьесы «Гроза», «Бесприданница» А. Н. Островского, «Чайка», «Три сестры» А. П. Чехова. Драма соединяет трагическое и комическое

Драма

Драма - основной жанр драматических произведений (со второй половины XIX в.), в которых мера остроты конфликта позволяет ему быть разрешимым.

Особенности

  • Драма соединяет трагическое и комическое.
  • По сравнению с трагедией в драме показан острый, но разрешаемый конфликт.
  • В отличие от комедии не осмеивает людей, а изображает их на фоне общества.

Примеры: пьесы «Гроза», «Бесприданница» А. Н. Островского, «Чайка», «Три сестры» А. П. Чехова.

Драма соединяет трагическое и комическое