СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" "»

Тунис Алжир Цейлон В начале 1910-х годов Бунин много путешествовал. Впечатления От этих путешествий отразились в рассказах и повестях,  составивших сборники «Чаша жизни» и «Господин из Сан-Франциско» Палестина Египет Балканы Турция Италия Остров Капри

Тунис

Алжир

Цейлон

В начале 1910-х годов Бунин много путешествовал. Впечатления

От этих путешествий отразились в рассказах и повестях,

составивших сборники «Чаша жизни» и «Господин из Сан-Франциско»

Палестина

Египет

Балканы

Турция

Италия

Остров Капри

«Война как-то подавляет… В мире происходит огромное событие, которое опрокинуло и опрокидывает все понятия о настоящей жизни» И.Бунин

«Война как-то подавляет…

В мире происходит огромное

событие, которое опрокинуло

и опрокидывает все понятия о

настоящей жизни»

И.Бунин

Очерчен схематично, без психологизма, какой-либо индивидуальности,  неповторимости его личности.   Его ни разу не называют ни по имени,  ни по фамилии.

Очерчен схематично,

без психологизма, какой-либо

индивидуальности,

неповторимости его личности.

Его ни разу не называют ни по имени,

ни по фамилии.

ГЕРОЙ - ВСЕЧЕЛОВЕК, представляющий западную цивилизацию,  изжившую себя и пытающуюся прикоснуться  к источнику мудрости на Востоке. ДЕТАЛЬ: «Нечто МОНГОЛЬСКОЕ было в его желтоватом лице…» Образ монгола-кочевника,  стихия языческая и разрушительная. -С этой деталью связана  излюбленная у символистов тема нашествия  на Европу орд ВАРВАРОВ - ЯЗЫЧНИКОВ. -Какой ещё языческий образ возникает в повествовании? ОБРАЗ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ТИБЕРИЯ. ПАРАЛЛЕЛЬ: ГОСПОДИН из С-ФРАНЦИСКО //ТИБЕРИЙ.  (Намерение любоваться

ГЕРОЙ - ВСЕЧЕЛОВЕК, представляющий западную цивилизацию,

изжившую себя и пытающуюся прикоснуться

к источнику мудрости на Востоке.

ДЕТАЛЬ: «Нечто МОНГОЛЬСКОЕ было в его желтоватом лице…»

Образ монгола-кочевника,

стихия языческая и разрушительная.

-С этой деталью связана

излюбленная у символистов тема нашествия

на Европу орд ВАРВАРОВ - ЯЗЫЧНИКОВ.

-Какой ещё языческий образ возникает в повествовании?

ОБРАЗ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ТИБЕРИЯ.

ПАРАЛЛЕЛЬ: ГОСПОДИН из С-ФРАНЦИСКО //ТИБЕРИЙ.

(Намерение любоваться "живыми картинами"//

знаменитые императорские оргии).

В какое время отправился в путешествие? Почему?  Какие же места хотел посетить Господин?  Какое общее характерное название есть для этих мест?   В чем смысл употребления выражения «Старый свет» в рассказе?   Представление о каком времени старается создать И.Бунин?

В какое время отправился в путешествие? Почему? Какие же места хотел посетить Господин? 

Какое общее характерное название есть для этих мест? 

В чем смысл употребления выражения «Старый свет»

в рассказе? 

Представление о каком времени старается

создать И.Бунин?

.   ХРОНОТОП: каждое перемещение господина связано с конкретным временным промежутком Такой маршрут был вполне традиционным для богатых туристов из Нового Света. Но время путешествия рассчитано  по ХРИСТИАНСКОМУ КАЛЕНДАРЮ: РОЖДЕСТВО ------Южная Италия. ПАСХА ----------------Рим,  столица католического мира  и символ западной цивилизации. Выбор времени и маршрута имеет символическое значение: в начале своего пути герой должен  стать участником двух величайших мистерий христианской религии: Рождества Христова и Его Воскресения. Потом он должен отправиться на восток.  Так в рассказе намечается актуальная для творчества Бунина тема

.

ХРОНОТОП: каждое перемещение господина

связано с конкретным временным промежутком

Такой маршрут был вполне традиционным

для богатых туристов из Нового Света.

Но время путешествия рассчитано

по ХРИСТИАНСКОМУ КАЛЕНДАРЮ:

РОЖДЕСТВО ------Южная Италия.

ПАСХА ----------------Рим,

столица католического мира

и символ западной цивилизации.

Выбор времени и маршрута имеет символическое значение:

в начале своего пути герой должен

стать участником двух величайших

мистерий христианской религии:

Рождества Христова и Его Воскресения.

Потом он должен отправиться на восток.

Так в рассказе намечается актуальная для творчества

Бунина тема "паломничества в страну Востока".

А) Опишите корабль «Атлантида» как обеспеченный путешественник. Б) Обоснуйте выбор корабля Господином. В) Расскажите от имени владельцев корабля, в чем его преимущества. Г) От лица капитана расскажите о распорядке дня.

А) Опишите корабль «Атлантида»

как обеспеченный путешественник.

Б) Обоснуйте выбор корабля Господином.

В) Расскажите от имени владельцев корабля, в

чем его преимущества.

Г) От лица капитана расскажите о распорядке дня.

Ноев ковчег (Модель человеческого общества, мира) НОВЫЙ ВАВИЛОН  ( символ новой цивилизации). Пароход «АТЛАНТИДА»  - намёк на призрачность, обречённость путешествия  образ

Ноев ковчег

(Модель человеческого общества,

мира)

НОВЫЙ ВАВИЛОН

( символ новой цивилизации).

Пароход «АТЛАНТИДА»

- намёк на призрачность, обречённость путешествия

образ "корабля мертвецов".

ДЕТАЛИ:

-огненные глаза "АТЛАНТИДЫ"

-сирена "завывала с адской мрачностью..."

-трюм и судовая машина уподобляются 9 кругу ада).

НОВЫЙ СВЕТ  «Ледяная мгла» «Буря с мокрым снегом СТАРЫЙ СВЕТ «Всех обрадовало солнце» ГИБРАЛТАР граница Нового Света со Старым. ЕВРОПА свет АМЕРИКА- тьма  представление об Америке как о мифологической стране мёртвых. (ДОСТОЕВСКИЙ

НОВЫЙ СВЕТ

«Ледяная мгла»

«Буря с мокрым снегом

СТАРЫЙ СВЕТ

«Всех обрадовало солнце»

ГИБРАЛТАР

граница

Нового Света

со Старым.

ЕВРОПА

свет

АМЕРИКА-

тьма

представление

об Америке как о мифологической стране мёртвых.

(ДОСТОЕВСКИЙ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ":

Свидригайлов называет своё самоубийство "отъездом в Америку").

Ницца: любуется карнавалом Рим: слушает церковные мессы Монте-Карло: участвует в автомобильных гонках и играет в рулетку. Наслаждается любовью молоденьких неаполитанок Афины Египет Описание последних месяцев жизни богатого господина, устроившего для себя и своей семьи длительное путешествие в Южную Европу.

Ницца: любуется карнавалом

Рим: слушает церковные мессы

Монте-Карло: участвует в автомобильных

гонках и играет в рулетку.

Наслаждается любовью молоденьких неаполитанок

Афины

Египет

Описание последних месяцев жизни богатого господина, устроившего

для себя и своей семьи длительное путешествие в Южную Европу.

В смысловую ткань рассказа входит, которая ведёт к обезличиванию, усреднению современного человечества.  -Что составляет основу описания  времяпрепровождения  путешествующих на

В смысловую ткань рассказа входит,

которая ведёт к обезличиванию,

усреднению современного человечества.

-Что составляет основу описания

времяпрепровождения

путешествующих на "Атлантиде"?

Сцены принятия пищи –

единственное средство

поддержания механизма

человеческого тела.

Мотивы автоматизма, иллюзорности пронизывают  весь быт этой новой

Мотивы автоматизма, иллюзорности пронизывают

весь быт этой новой "цивилизации".

"Изящная влюблённая пара, нанятая...

играть в любовь за деньги".

"Кожа на плоском лице азиатского принца

точно натянута и как будто

слегка лакирована"- образ марионетки, маски.

Сирена на корабле Стрельба по голубям Ходит «траурными от серебряной пены волнами» и гудит,»как погребальная месса» Музеи Океан

Сирена на

корабле

Стрельба по

голубям

Ходит «траурными от серебряной пены волнами» и гудит,»как погребальная месса»

Музеи

Океан

Преобладают желто-черно-серебристые тона: желтоватое лицо; золотистые пломбы в зубах; цвета слоновой кости череп. Кремовое белье, черные носки, брюки и смокинг довершают его облик. Сидит он в золотисто-жемчужном сиянии

Преобладают

желто-черно-серебристые тона:

желтоватое лицо;

золотистые пломбы в зубах;

цвета слоновой кости череп.

Кремовое белье, черные носки,

брюки и смокинг довершают его облик.

Сидит он в золотисто-жемчужном сиянии

Строится в соответствии с мифологическими представлениями о смерти: -описание острова.  Сквозной мотив - ВОДА - символ бессознательного и безумия. -гостиница - традиционная метафора смерти. -горничная в «крахмальном чепчике в виде маленькой зубчатой короны»  - зубчатая корона традиционный атрибут смерти. -одевание к ужину -

Строится в соответствии с мифологическими представлениями о смерти:

-описание острова.

Сквозной мотив - ВОДА - символ бессознательного и безумия.

-гостиница - традиционная метафора смерти.

-горничная в «крахмальном чепчике в виде маленькой зубчатой короны»

- зубчатая корона традиционный атрибут смерти.

-одевание к ужину - "точно к венцу " (к смерти) готовится.

-Назовите ключевое слово в описании последних минут жизни господина.

УЖАС.

Высадка на Капри

-Почему автор не заканчивает рассказ на этой ноте? -Чем же заканчивается рассказ? -Почему? -Какова функция кольцевой композиции? -Каковы функции образа Дьявола?

-Почему автор не заканчивает рассказ на этой ноте?

-Чем же заканчивается рассказ?

-Почему?

-Какова функция кольцевой композиции?

-Каковы функции образа Дьявола?