Тунис
Алжир
Цейлон
В начале 1910-х годов Бунин много путешествовал. Впечатления
От этих путешествий отразились в рассказах и повестях,
составивших сборники «Чаша жизни» и «Господин из Сан-Франциско»
Палестина
Египет
Балканы
Турция
Италия
Остров Капри
«Война как-то подавляет…
В мире происходит огромное
событие, которое опрокинуло
и опрокидывает все понятия о
настоящей жизни»
И.Бунин
Очерчен схематично,
без психологизма, какой-либо
индивидуальности,
неповторимости его личности.
Его ни разу не называют ни по имени,
ни по фамилии.
ГЕРОЙ - ВСЕЧЕЛОВЕК, представляющий западную цивилизацию,
изжившую себя и пытающуюся прикоснуться
к источнику мудрости на Востоке.
ДЕТАЛЬ: «Нечто МОНГОЛЬСКОЕ было в его желтоватом лице…»
Образ монгола-кочевника,
стихия языческая и разрушительная.
-С этой деталью связана
излюбленная у символистов тема нашествия
на Европу орд ВАРВАРОВ - ЯЗЫЧНИКОВ.
-Какой ещё языческий образ возникает в повествовании?
ОБРАЗ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ТИБЕРИЯ.
ПАРАЛЛЕЛЬ: ГОСПОДИН из С-ФРАНЦИСКО //ТИБЕРИЙ.
(Намерение любоваться "живыми картинами"//
знаменитые императорские оргии).
В какое время отправился в путешествие? Почему? Какие же места хотел посетить Господин?
Какое общее характерное название есть для этих мест?
В чем смысл употребления выражения «Старый свет»
в рассказе?
Представление о каком времени старается
создать И.Бунин?
.
ХРОНОТОП: каждое перемещение господина
связано с конкретным временным промежутком
Такой маршрут был вполне традиционным
для богатых туристов из Нового Света.
Но время путешествия рассчитано
по ХРИСТИАНСКОМУ КАЛЕНДАРЮ:
РОЖДЕСТВО ------Южная Италия.
ПАСХА ----------------Рим,
столица католического мира
и символ западной цивилизации.
Выбор времени и маршрута имеет символическое значение:
в начале своего пути герой должен
стать участником двух величайших
мистерий христианской религии:
Рождества Христова и Его Воскресения.
Потом он должен отправиться на восток.
Так в рассказе намечается актуальная для творчества
Бунина тема "паломничества в страну Востока".
А) Опишите корабль «Атлантида»
как обеспеченный путешественник.
Б) Обоснуйте выбор корабля Господином.
В) Расскажите от имени владельцев корабля, в
чем его преимущества.
Г) От лица капитана расскажите о распорядке дня.
Ноев ковчег
(Модель человеческого общества,
мира)
НОВЫЙ ВАВИЛОН
( символ новой цивилизации).
Пароход «АТЛАНТИДА»
- намёк на призрачность, обречённость путешествия
образ "корабля мертвецов".
ДЕТАЛИ:
-огненные глаза "АТЛАНТИДЫ"
-сирена "завывала с адской мрачностью..."
-трюм и судовая машина уподобляются 9 кругу ада).
НОВЫЙ СВЕТ
«Ледяная мгла»
«Буря с мокрым снегом
СТАРЫЙ СВЕТ
«Всех обрадовало солнце»
ГИБРАЛТАР
граница
Нового Света
со Старым.
ЕВРОПА
свет
АМЕРИКА-
тьма
представление
об Америке как о мифологической стране мёртвых.
(ДОСТОЕВСКИЙ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ":
Свидригайлов называет своё самоубийство "отъездом в Америку").
Ницца: любуется карнавалом
Рим: слушает церковные мессы
Монте-Карло: участвует в автомобильных
гонках и играет в рулетку.
Наслаждается любовью молоденьких неаполитанок
Афины
Египет
Описание последних месяцев жизни богатого господина, устроившего
для себя и своей семьи длительное путешествие в Южную Европу.
В смысловую ткань рассказа входит,
которая ведёт к обезличиванию,
усреднению современного человечества.
-Что составляет основу описания
времяпрепровождения
путешествующих на "Атлантиде"?
Сцены принятия пищи –
единственное средство
поддержания механизма
человеческого тела.
Мотивы автоматизма, иллюзорности пронизывают
весь быт этой новой "цивилизации".
"Изящная влюблённая пара, нанятая...
играть в любовь за деньги".
"Кожа на плоском лице азиатского принца
точно натянута и как будто
слегка лакирована"- образ марионетки, маски.
Сирена на
корабле
Стрельба по
голубям
Ходит «траурными от серебряной пены волнами» и гудит,»как погребальная месса»
Музеи
Океан
Преобладают
желто-черно-серебристые тона:
желтоватое лицо;
золотистые пломбы в зубах;
цвета слоновой кости череп.
Кремовое белье, черные носки,
брюки и смокинг довершают его облик.
Сидит он в золотисто-жемчужном сиянии
Строится в соответствии с мифологическими представлениями о смерти:
-описание острова.
Сквозной мотив - ВОДА - символ бессознательного и безумия.
-гостиница - традиционная метафора смерти.
-горничная в «крахмальном чепчике в виде маленькой зубчатой короны»
- зубчатая корона традиционный атрибут смерти.
-одевание к ужину - "точно к венцу " (к смерти) готовится.
-Назовите ключевое слово в описании последних минут жизни господина.
УЖАС.
Высадка на Капри
-Почему автор не заканчивает рассказ на этой ноте?
-Чем же заканчивается рассказ?
-Почему?
-Какова функция кольцевой композиции?
-Каковы функции образа Дьявола?