Школа России
Литературное чтение
3 класс
На какую тему все эти слова?
Мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море .
Первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек. Кроме вёсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв.
мачта – конструкция вертикальная для крепления каюта – отдельное жилое помещение на корабле аршин – старинная мера длины, равная 71 см задор - горячность, азарт
подманить – подозвать к себе, с помощью приманки раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, кот ведет себя пылко, вызывающе
Прочитайте словосочетания, к выделенным словам подберите синонимы.
сорвала шляпу – … скинул куртку – … бросился догонять -…
- Почему автор использовал именно эти слова?
Как вы, думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?
Это корабль- парусник. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т. е. имели высоту 5 -8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго, кругосветное путешествие корабли совершали в течение нескольких месяцев.
В творчестве Л.Н. Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем которых он был. В жизни этого человека была служба в армии. Служил он и на море. Во время одного плавания и случилась история, с которой мы сегодня познакомимся.
- Какой из типов изложения событий преобладает в рассказе: повествование, описание, рассуждение? - Как вы догадались?
- Слов, какой части речи больше в тексте повествовании? -Кто герои произведения?
совершил прыжок? -Какие эпизоды оказались
наиболее напряженными? -Какие чувства испытывали
вы?
- Назовите главных героев. - Что вы можете сказать о характере мальчика?
- Почему он залез на мачту корабля?
-Что в поведении вам понравилось, а что вы осуждаете
-Какие черты характера отца помогли спасти мальчика?
-Почему капитан заплакал?
-Каким тоном надо читать самый напряженный момент? -В каком темпе?
-Как мы будем читать тихо или громко?
- Найдите в тексте слова - действия , которые сообщают нам, как развлекала матросов обезьяна? - Найдите слова-действия , которые совершал мальчик пытаясь догнать обезьяну. - Какие слова- действия использует автор описывая поведение капитана? - Как реагировали люди на происходящее сначала? - Как изменилось их настроение? - Как они повели себя после того, как мальчик прыгнул в воду? - Слова какой части речи вы называли?
Выберем из текста слова, характеризующие поведение мальчика и поступки обезьяны.
мальчик:
мальчик:
обезьяна:
обезьяна:
закричал
подманила
полез выше
полезла выше, добрались до самого верха
раззадорилась
вытянулась во всю длину
бросил мачту
повесила на край перекладины
ступил на перекладину, покачивая руками
корчилась, радовалась
Восстанови картинный план.
Расставь пункты плана в правильном порядке.
Решение отца На корабле.
Прыжок.
На перекладине Погоня за обезьянкой
Проказы обезьянки.
1. На корабле. 2. Проказы обезьяны. 3. Погоня за обезьянкой. 4. На перекладине. 5. Решение отца. 6 Прыжок.
Подбери отрывки из текста к иллюстрациям.
Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.
Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять своё достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана.
- Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»?
-Какую роль сыграл прыжок?
-Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?
- Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
01.Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.
02. Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына.
-Какова же основная мысль рассказа? - Почему рассказ называется «Прыжок»? -Как вы думаете, мальчик сам бы догадался прыгнуть в воду? -Был ли другой путь к спасению? - Как вы думаете, если бы мальчик не прыгнул, отец бы выстрелил? -Как вы думаете, было ли отцу страшно? - Можно ли сказать, что отец тоже совершил прыжок?
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л