Школа России
Литературное чтение
3 класс
Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять!
Нам живется легко и просто
Оттого, что своим теплом
Наши бабушки, наши мамы
Согревают наш милый дом.
Мир для нас защитить готова
Добрым сердцем любая мать!
– Что вы цените в своих мамах?
Давайте с вами назовём качества материнского сердца.
Любовь Уважение Нежность
Доброта Забота Внимание
Тревога Ласка Сочувствие
Способны ли животные любить так как люди?
В нашем учебнике есть замечательный рассказ В. Белого «Малька провинилась», который поможет ответить на этот вопрос.
В. И. Белов родился в 1932 году в Вологодской области в семье крестьянина, погибшего на войне. Еще мальчишкой стал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2-м классе. Он был такого же возраста, как вы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению. У отца имелась небольшая библиотечка.
Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга А. П. Гайдара "Дальние страны".
Отец Василия Белова погиб во время войны на фронте в 1943 году, когда Васе было 10 лет. Еще мальчишкой он начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. В. Белов очень любил читать книги. Он даже искал книги в заброшенных домах.
Предположите, о чём пойдёт речь в произведении?
ЗАРЕЧНАЯ ДЕРЕВНЯ — деревня, находящаяся за рекой.
ДЕЛОВИТО — толково, серьезно, озабоченно.
ВСЕ ВПУСТУЮ — напрасно, зря.
БЛУДНЯ — человек, ушедший из родного дома, а потом вернувшийся после долгих скитаний.
НЕДОУМЕНИЕ — невозможность понять, в чем дело.
ШАРОМЫЖНИК — это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.
БАТЯВКА — собака.
- Понравилось ли вам произведение?
- Выразите одним словом ваше мнение о рассказе.
- Определите тему рассказа.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
восторга
патриотизма
восхищения
сострадания
печали
красоты
прекрасного
справедливости
любви
страха
равнодушия
обиды
радости
огорчения
стыда
тревоги
разочарования
ожидания
сомнения
уважения
ответственности
уверенности
сопереживания
юмора
Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.
Признаки рассказа
1. Повествование о реальных событиях.
2. Небольшой объём.
3. Немного действующих лиц.
4. Описание одного эпизода.
-Определите тему рассказа.
Назовите главных действующих лиц рассказа.
- Где происходили события, описанные в рассказе?
- Почему вы так решили?
- Кто такая Малька?
- За что ее ругала Лидия?
- Прочитайте, как ругала ее Лидия?
- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.
- Как хозяйка поступила со щенками?
- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?
- Что однажды увидел автор? Чему он удивился?
- Куда и зачем каждый день бегала Малька?
- Как поступала с ней хозяйка?
- Какой путь приходилось ей преодолевать каждый день?
- В чем заключается основная мысль рассказа?
Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете “равнодушны ко всему живому - будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий пыльный кустик у дороги”, или собака, которая стремится покормить своего щенка, несмотря на трудности и преграды.
Прочитай вопросы. Исправь ошибки. Задай вопросы одноклассникам.
1) В чем провинилась Малька?
2) Где стали жить котята?
3) Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?
4) Куда и зачем бегала Малька через день?
5) Какие препятствия встречались на её пути?
6) Какой увидел автор Мальву при встрече на тропе?
7) Какое открытие сделал автор?
8) Какие чувства он испытал ?
9) Чему можно поучиться у Мальки? научиться у Мальки?
Подберите отрывки из текста к иллюстрациям.
Какие слова подходят к Мальке?
храбрая
умная
добрая
заботливая
ласковая
верная
кусачая
глупая
беспечная
злая
надоедливая
заботливая
сильная
трусливая
беспокойная
мужественная
упрямая
любящая
«Ещё про Мальку»
-Скажите, а почему рассказ назван «Ещё про Мальку»?
Вспомните, какое время описывалось в первом рассказе. Посмотрите на иллюстрацию данную к тексту. Действия этого произведения тоже будут происходить зимой?
-Ваши предположения, что могло произойти весной с Малькой?
Лава - два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой
Плёсо - глубокий участок реки
Верши - плетённая рыболовная сеть
Низина - низменное место
Обормот - грубый и пустой человек, бездельник
Обомлел - оцепенел, ослаб от неожиданности, обмер
1 группа- вам надо нарисовать портрет Мальки и дать её характеристику.
01.Опишите Мальку, какая она?
(Малька- это…)
02. Почему Мальке дали такую кличку? (Малькой её назвали потому, что…)
03. Какие события заставили вас поволноваться? (Малька бегала…)
04. Мы думаем, что Малька… Какая?)
2 группа- вам надо рассказать про Фёдора.
01. Опишите Фёдора, каким вы увидели его на рисунке?
(Наша группа приготовила…)
02.Зачем Фёдор ездил на лодке? (Фёдор хотел поставить…)
03.Что такое верши? (Верши это…)
04. Свидетелем чего стал Фёдор? Фёдор увидел…)
05. Почему Федя не остался равнодушным к судьбе Мальки? (Мы думаем, что Федя…)
3 группа- выберите из предложенных поговорок те, которые подходят к теме нашего рассказа.
Вариант 1
Где труд, там и радость.
Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
Добрый человек добру и учит.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Вариант 2
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Делу время, а потехе час.
Друзья познаются в беде.
Добрый человек добру и учит.
Нет друга- ищи, а нашёл- береги.
Вспомните, с каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто его автор?
-Ответили на вопрос: Способны ли животные любить так как люди?
-Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?
-Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас так же поразили?
Чему мы учились на уроке?
Что нового узнали?
О чем вы задумались после чтения рассказа «Малька провинилась»
Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему? Выполнили ли мы с вами цели урока